Центральный банк Российской Федерации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 24 апреля 1995 года N 28-1-09/172/211
[Рынок ценных бумаг как фактор воспроизводственного процесса]
____________________________________________________________________
Фактически не действует. Утратило актуальность.
____________________________________________________________________
Направляем Вам для ознакомления статью "Рынок ценных бумаг как фактор воспроизводственного процесса", опубликованную в журнале "Деньги и кредит" N 1 за 1995 год (стр.44).
По нашему мнению, данный материал наиболее адекватно отражает процессы, происходящие на фондовом рынке, а также перспективы его дальнейшего развития, и может быть полезен участникам рынка.
С уважением,
Заместитель Начальника Главного Управления
Центрального Банка Российской Федерации
по Санкт-Петербургу
В.П.Халанский
Рынок ценных бумаг как фактор
воспроизводственного процесса
М.В.Кузнецов,
ведущий экономист
Управления ценных бумаг Банка России
Перспективы дальнейшего развития российского рынка ценных бумаг во многом зависят от правильного определения его роли в воспроизводственном процессе. Взаимная зависимость и взаимная обусловленность фондового рынка и процесса воспроизводства по мере расширения объемов эмиссии и улучшения инфраструктуры их обращения определенно будут проявляться более четко. В связи с этим актуальной становиться задача органичной увязки качественных и количественных характеристик развивающегося фондового рынка с развитием подразделений воспроизводства.
Специфика становления и развития российского рынка ценных бумаг, если ее рассматривать на фоне динамики воспроизводства, проявляется в том, что они совпали с фазой суженного и неуклонно сужаемого процесса воспроизводства. Так, за период 1990-1994 гг. валовый внутренний продукт в России неуклонно сокращался. Падение по сравнению с предыдущим годом составило около 15%. Объем промышленного производства в 1994 году по сравнению с прошлым годом сократился более чем на 15%. Некоторое замедление темпов падения пока еще дает возможность реализовать программу осмысленного развития как фондового, так и производственного сектора. Дальнейшее же сужение масштабов воспроизводства при быстром росте рынка ценных бумаг грозит привести к полному краху последнего. Ведь в конечном счете получается, что на рынок реально поступает низкокачественный финансовый товар - ценные бумаги.
Мировая практика свидетельствует о том, что качество любого финансового товара тем выше, чем больше он обеспечен результатами функционирования эмитента. Общепринятая схема привлечения денежных средств юридических и физических лиц - накопление - инвестирование в ценные бумаги производственных, финансовых, муниципальных и государственных органов успешно действует только при реальном воспроизводстве. При этом происходит переток средств между двумя подразделениями воспроизводства, так как временно свободные капиталы постоянно ищут место наиболее выгодного применения. Кроме того, в самих подразделениях воспроизводства выделяются лидеры, предлагающие наиболее перспективный и качественный товар. Тем самым между подразделениями воспроизводства поддерживается некоторое развивающееся соотношение, во многом отражающее инвестиционные предпочтения различных субъектов экономической жизни.
В России, к сожалению, эта схема сильно искажена. С уменьшением масштабов производства, начавшимся еще в конце 80-х годов, неуклонно нарастала инфляция, которая существенно обесценила накопления. Более того, начавшийся спад производства был совершенно неуправляем с точки зрения его инвестиционной поддержки. В таких условиях российский рынок ценных бумаг во многом формировался как рынок потребительски распределительный. Такова была философия приватизации и акционирования. Такой она остается и поныне. Инвестиционные потенции рынка сразу же были ограничены. "Ваучеризация" означала не мобилизацию накопленных ранее средств, а перераспределение уже созданного богатства между новыми субъектами. Выпуск в обращение ваучеров не дал и не мог дать заметного притока накопленных средств в сферу производства. Напротив, раздача ваучеров заметно стимулировала сферу потребления. Многие обладатели ваучеров обменяли их на деньги, которые затем были использованы для приобретения товаров повседневного спроса.
Рынок ваучеров затронул воспроизводственный процесс главным образом в сфере воспроизводства (точнее - производства) отношений собственности. Этот псевдоинструмент резко сузил возможности самого государства как собственника. Пожалуй, единственным позитивным моментом проведенной "ваучеризации" можно считать появление новой страты собственников, в первую очередь, в лице представителей директорского корпуса, сумевшего закрепить за собой достаточно крупные пакеты акций приватизируемых предприятий. Всего же обладателями акций стали около 50 млн. граждан.
На воспроизводственном процессе в целом не сказалось положительно и проведенное акционирование предприятий. Не рыночное, не аукционное, а прямое распределение значительной доли акций также было связано с усилением потребительских настроений. При этом с передачей акций в руки работников предприятий начался процесс их "броуновского" движения. Постепенно формировался вторичный рынок. Однако обращение акций на вторичном рынке имеет несколько иное отношение к воспроизводственному процессу. В условиях высокой инфляции акции приватизированных предприятий реализуются нередко по ценам, которые не соответствуют действительной стоимости того имущества, которое они представляют. Этот момент был правильно оценен иностранными и российскими инвесторами, которые начали активно скупать крупные пакеты акций перспективных отечественных предприятий. Но средства, полученные от проведения спекулятивных операций, по вполне понятным причинам не инвестируются в производство. Они остаются в сфере финансового обращения, а также активно используются в целях потребления. Более того, замкнутость финансового обращения является едва ли не абсолютной. На практике получается, что временно свободные средства замыкаются в финансовом секторе и не получают практически никакого выхода в производство, так как существующие экономические условия никоим образом не стимулируют инвестиции в производство. Финансовый сектор более всего сосредоточен на самовоспроизводстве. Такая сосредоточенность является вполне оправданной, так как использование денежных средств в финансовой сфере полностью оправдывает себя с точки зрения рискованности и доходности.
Таким образом, в результате рынок ценных бумаг в России стал своеобразным шлюзом, через который средства из сферы производства транспортируются в сферу потребления и финансового обращения.
Безусловно, уничтожение накопленного на протяжении десятилетий богатства выступает в качестве амортизатора неуклонно снижающейся производственной активности и ее социально опасных последствий массового банкротства предприятий и безработицы. Следует, однако, отметить, что приоритет сферы потребления и сферы финансового обращения над сферой производства, подкрепляемый рынком ценных бумаг, не может и не будет бесконечным. Потребление как форма автономного существования рано или поздно полностью себя исчерпает.
Из сказанного следует, что стратегия дальнейшего развития рынка кооперативных ценных бумаг должна быть серьезно скорректирована. Речь идет о необходимости ограниченной увязки целей воспроизводства, структурной перестройки экономики с продуманным развитием фондового обращения. Ценные бумаги любых эмитентов - государства, акционерных обществ и банков - должны обеспечивать приток денежных ресурсов в необходимые точки производственного роста.
С этой целью необходимо выделить ряд приоритетных отраслей, производственных предприятий, которые и будут точками роста. Такими точками роста могут стать, например, строительная промышленность, отечественное автомобилестроение, современные оборонные технологии как мирного, так и военного характера.
Далее. Доходы от инвестиций в ценные бумаги этих действительно производственных предприятий должны быть освобождены от какого-либо налогообложения. Более того, для точек роста следует установить льготный режим отечественного налогообложения, а также иностранных инвестиций. Другим важным моментом является то, что указанные льготы должны иметь стабильный и неизменный характер на протяжении определенного периода времени (например, трех - пяти лет). Таким образом, на рынке ценных бумаг, появятся "гарантированные" государством финансовые инструменты достаточно высокого качества. Удачная реализация отдельных проектов позволит инвесторам рассчитывать не только на получение суперкраткосрочных спекулятивных доходов, но и доходов от продолжительного и последовательного роста рыночной цены выпущенных ценных бумаг и выплачиваемых дивидендов и процентов.
Возможен еще один вариант поддержки производственных предприятий. Мировая практика свидетельствует о том, что выпуск ценных бумаг, обеспеченных доходами по инвестиционным проектам, является достаточно распространенным механизмом привлечения необходимых денежных ресурсов. Поэтому после определения приоритетов финансовой поддержки представляется возможным организация выпуска целевых среднесрочных государственных займов, средства от размещения которых пойдут на развитие перспективных производств. Понятно, что и в этом случае налоговая исключительность не будет помехой. Тем самым налогообложение из карающего и отнимающего наконец-то превратится в стимулирующее.
Сами по себе инвестиции в производство, тесно связанные с развитием обращения финансовых инструментов, потребуют соответствующей подстройки инфраструктуры рынка ценных бумаг. Пожалуй, лучшим примером продуманной структурной организации является рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Даже простое тиражирование этого жесткого по своей организации и функционированию механизма позволит достаточно быстро вывести рынок на современный организационный и технологический уровень.
Конкретное воплощение указанных экономических мер представляется возможным только на фоне некоторого сдерживания роста тех доходов, которые получаются в финансовом секторе. В данном случае речь идет о сдерживании резких колебаний на валютном рынке и отдельных секторах фондового рынка. Иными словами, необходимо дестимулировать инвестиции в чисто финансовый сектор и поддерживать инвестиционные устремления, предлагаемые производственным сектором.
Предложенные меры, с нашей точки зрения, позволят обеспечить приток столь необходимых денежных средств в сферу производства. Другим положительным последствием указанных мероприятий будет формирование рынка качественных товаров - акций и облигаций, выпущенных растущими предприятиями, с соответствующей им инфраструктурой электронного выпуска и обращения.
Источник документа (сверен по): официальная рассылка