ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 1996 года N С-1/13-96*



[О толковании по запросу Исполнительного
Секретариата СНГ]
(извлечение)

Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд с запросом о толковании статей 83 и 86 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года относительно порядка вступления ее в силу для Азербайджанской Республики и Грузии и необходимости сдачи на хранение ратификационных грамот названных государств после получения согласия на их присоединение от государств-участников данной Конвенции.

---------------

* Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", 18 октября 1996 г., N 4 (24), с.128-137.

Экономический Суд пришел к следующим выводам.

Подлежащие толкованию статьи Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года регулируют порядок вступления ее в силу, а также определяют процедуру ратификации Конвенции и присоединения к ней.

Согласно пункту 1 статьи 83 данной Конвенции она подлежит ратификации только государствами, ее подписавшими. К их числу относятся: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова (с оговоркой), Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

Исходя из этого Суд считает, что государства, не участвовавшие в подписании Конвенции 22 января 1993 года в г.Минске, в число которых входят Азербайджанская Республика и Грузия, не могут использовать ратификацию в качестве способа выражения согласия на обязательность для них Конвенции.

Данный вывод Суда находится в полном соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которым все способы выражения согласия государств на обязательность для них договора (подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему) имеют одинаковую юридическую силу и влекут одинаковые юридические последствия.

В то же время способы выражения согласия государств на обязательность для них договора автономны, если иное не предусмотрено договором, и использование одного из них исключает возможность использования другого.

Таким образом, Суд пришел к выводу, что ноты Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики и Министерства иностранных дел Грузии о присоединении к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года необходимо рассматривать как международно-правовые акты, подтверждающие согласие этих государств на обязательность для них данной Конвенции в соответствии со статьей 86 указанной Конвенции.

К тому же указанные уведомления о присоединении к Конвенции не содержат информации о желании этих государств ратифицировать ее после получения от государств-участников данной Конвенции согласия на их присоединение. Это исключает возможность рассматривать уведомления о присоединении Азербайджанской Республики и Грузии в качестве актов о намерении.

После получения нот Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики и Министерства иностранных дел Грузии депозитарий обязан совершить процессуальные действия, предусмотренные статьей 86 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, то есть после удостоверения факта вступления ее в силу получить согласие на присоединение к ней от государств-участников Конвенции (государств, подписавших и ратифицировавших ее на день обращения с уведомлениями о присоединении Азербайджанской Республики и Грузии).

Согласие государства-участника должно быть ясно выраженным и иметь форму сообщения о согласии на присоединение. Отсутствие ответа применительно к данной Конвенции не может рассматриваться в качестве такого согласия.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 8.55, 13.4 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд

решил:

По запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств дать следующее толкование.

Ратификация как форма выражения согласия государств на обязательность для них Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусмотрена, согласно части первой статьи 83 Конвенции, только для государств, подписавших ее 22 января 1993 года в г.Минске.

Для государств, выразивших волю стать участниками Конвенции после вступления ее в силу, согласие на обязательность для них положений Конвенции подтверждается уведомлениями (нотами) о присоединении к ней; последующей ратификации не требуется.

Момент вступления в силу Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года для государств, выразивших волю присоединиться к ней, определен статьей 86 данной Конвенции и исчисляется тридцатью днями со дня получения депозитарием сообщения о своем согласии на присоединение к ней от последнего из государств-участников Конвенции.

Для Азербайджанской Республики и Грузии Конвенция вступила в силу 11 июля 1996 года.

Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

Председатель
Экономического Суда СНГ                                    Л.А.Дашук



Текст документа сверен по:
"Вестник Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации"
N 3, 1997 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»