ДЕКЛАРАЦИЯ
об основах отношений между Российской Федерацией и
Королевством Норвегия

Российская Федерация и Королевство Норвегия,

основываясь на давних традициях мира и добрососедства, ведущих отсчет от пограничных соглашений 1251, 1326 и 1826 годов, и руководствуясь стремлением вывести двусторонние отношения на новый качественный этап партнерства, основывающийся на исторической и географической близости наших народов;

придавая особое значение двустороннему и многостороннему сотрудничеству на Севере Европы, прежде всего в Баренцевом/Евроарктическом регионе, и подчеркивая взаимную готовность содействовать развитию этой региональной системы взаимодействия в прочный элемент новой европейской архитектуры;

руководствуясь стремлением использовать историческую возможность строительства новой Европы мира, доверия, стабильности и безопасности;

руководствуясь обязательствами по Уставу ООН, целями и принципами хельсинкского Заключительного акта и последующих документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;

признавая свою ответственность за обеспечение международной и европейской безопасности;

заявляют:

1. ДОБРОСОСЕДСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО

Российская Федерация и Королевство Норвегия приветствуют значительный прогресс, достигнутый в отношениях между ними, и подтверждают свою решимость всемерно способствовать дальнейшему углублению двусторонних связей на принципах добрососедства и партнерства.

Стороны намерены вести регулярный диалог по двусторонним, региональным и международным вопросам, взаимодействовать на европейских и международных форумах, сотрудничать в деле мирного урегулирования региональных споров и конфликтных ситуаций. Они будут проводить регулярные консультации на политическом уровне и между внешнеполитическими ведомствами.

Стороны отмечают свою приверженность принципам демократии, правового государства, уважения прав человека и его основных свобод, включая права национальных меньшинств, и намерены активно способствовать укоренению этих норм в международных и двусторонних отношениях.

Стороны будут уделять особое внимание плодотворному взаимодействию в рамках Баренцева/Евроарктического региона, руководствуясь стремлением наполнить его еще более конкретным содержанием в целях экономического и социального прогресса его участников. Они отмечают важность тесного партнерства в решении экологических проблем региона и готовы всячески содействовать этому.

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество в решении глобальных проблем

Российская Федерация и Королевство Норвегия подчеркивают, что Организация Объединенных Наций должна и впредь играть центральную роль в решении актуальных глобальных проблем во взаимодействии с региональными и другими организациями, базирующимися на принципах Устава ООН и разделяющими цели ООН. Стороны готовы продолжать работу в направлении повышения эффективности ООН. Они особо подчеркивают потенциал Организации Объединенных Наций в деле предотвращения и урегулирования региональных и международных споров и конфликтов и будут способствовать более активному и эффективному использованию этого потенциала в соответствии с Уставом ООН. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе играет важную роль как всеевропейский форум по предотвращению и урегулированию конфликтов в Европе. Совет Европы приобретает растущее значение в работе по сближению государств континента, защите демократии, прав человека и принципов правового государства.

Стороны подчеркивают важность интенсификации работы по глобальным вопросам окружающей среды и развития в рамках ООН и полностью поддерживают решения по вопросам охраны окружающей среды, принятые в рамках ООН и Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с принципами, изложенными в декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро, Стороны согласны в том, что вопросы охраны окружающей среды составляют интегрированную часть общего процесса с целью достижения устойчивого развития. Стороны намерены углублять сотрудничество между собой и с другими государствами с целью реализации этих решений.

Стороны считают, что одной из центральных задач глобального и регионального международного сотрудничества является решение проблем, связанных с внутренней зависимостью между энергетикой, охраной окружающей среды и экономическим развитием. Они подчеркивают важность создания стабильного энергетического рынка в Европе и выступают за эффективное глобальное взаимодействие, в том числе, на основе Договора к Энергетической хартии. Диалог по энергетическим проблемам должен включать в себя и вопросы охраны окружающей среды.

Стороны признают важность полной интеграции Российской Федерации в международную экономическую систему и согласны углублять взаимодействие в вопросах, находящихся в ведении Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития и других международных и европейских финансовых, торговых и экономических институтов в целях продвижения этого процесса.

Стороны признают, что к числу глобальных вызовов современного мира в полной мере относятся появление споров и конфликтов нового поколения, прежде всего связанных с межэтническими, межконфессиональными, территориальными, политическими и иными противоречиями как между государствами, так и внутри них, а также проблемы занятости, стабильного социального развития, преодоления диспропорций в уровне жизни между государствами, миграционной политики. Они подтверждают свою решимость активизировать взаимодействие между собой, а также с другими государствами с целью поиска решений этих актуальных задач как на глобальном уровне, так и на Европейском континенте. Они отмечают в этой связи потребность более тесной координации усилий.

Безопасность, контроль над вооружениями и разоружение

Стороны будут предпринимать целенаправленные усилия по укреплению международной безопасности, совершенствованию процесса контроля над вооружениями и разоружения. Выражая свою приверженность долгосрочной задаче полной ликвидации всех видов оружия массового уничтожения, Стороны будут работать над совершенствованием существующих и созданием там, где это необходимо, новых эффективных механизмов контроля над вооружениями. Они будут работать над приданием вооруженным силам оборонительной направленности.

Стороны убеждены в необходимости дальнейшего укрепления режимов нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения и в этой связи призывают к дальнейшей универсализации Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

Стороны подчеркивают значение заключения в 1996 году универсального и поддающегося проверке договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний под эффективным международным контролем, а также скорейшего начала на Конференции по разоружению практических переговоров по разработке конвенции о прекращении производства расщепляющихся материалов для целей оружия.

Стороны поддерживают цели и деятельность многосторонних режимов экспортного контроля, участниками которых они являются, и будут содействовать дальнейшему повышению их эффективности.

Стороны будут содействовать скорейшему вступлению в силу Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанной в 1993 году, расширению круга ее участников.

Стороны будут способствовать эффективному осуществлению Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, а также ее укреплению посредством создания соответствующего контрольного механизма.

Европейская безопасность и сотрудничество

Стороны согласны в том, что задача формирования новой Европы предъявляет новые требования к работе в целях достижения безопасности и стабильности. Они подчеркивают свою приверженность принципам демократии, суверенного равенства государств, ценностям правового государства, уважения прав человека и его основных свобод, отказа от угрозы силой или ее применения, мирного урегулирования споров как основы европейского строительства.

Стороны осознают наличие угроз процессу развития новой Европы в форме экономической и социальной нестабильности, агрессивного национализма, региональных споров и конфликтов и заявляют о своей решимости целенаправленно и добросовестно сотрудничать в деле предотвращения и устранения таких угроз.

Стороны считают, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе играет центральную роль в новой европейской архитектуре. Они будут сотрудничать между собой и с другими государствами-участниками с целью обеспечения активного и эффективного использования органов ОБСЕ, сбалансированного продвижения во всех областях сотрудничества ОБСЕ и совершенствования механизмов мирного разрешения споров и предотвращения конфликтов. Стороны придают большое значение реализации решений будапештской встречи ОБСЕ на высшем уровне 1994 года и встречи министров иностранных дел Организации 1995 года о формировании модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века.

Стороны констатируют, что Совет Европы сейчас, когда Россия стала его полноправным членом, будет играть более важную роль в общеевропейском сотрудничестве. Возрастут возможности Совета Европы служить важным форумом укрепления единства стран-членов посредством решения общих проблем, с которыми они сталкиваются, защиты и продвижения идеалов демократии и прав человека, принципов правового государства, а также экономического и социального прогресса.

Стороны считают важным развитие диалога и сотрудничества между Россией и НАТО. Конструктивные отношения и сотрудничество между Россией и НАТО, в том числе на основе программы "Партнерство ради мира", призваны внести вклад в укрепление безопасности и стабильности в Европе.

Стороны признают основополагающую роль Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года и Итогового акта переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе 1992 года в обеспечении безопасности и стабильности в военной области. Они также готовы содействовать разработке и реализации новых мер контроля над вооружениями, разоружения и укрепления доверия и безопасности.

Стороны придают важное значение осуществлению Венского документа 1994 года о мерах укрепления доверия и безопасности.

Стороны подчеркивают важность демократического контроля за вооруженными силами как части выполнения обязательств, взятых на себя в рамках ОБСЕ.

Стороны намерены укреплять сотрудничество в рамках других региональных европейских организаций в целях развития экономического, научно-технического, природоохранного и гуманитарного взаимодействия и контактов между людьми. Стороны рассматривают создание Совета Баренцева/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря в качестве важного вклада в продвижение широкого европейского сотрудничества в данных областях. Они приветствуют возрастающее участие Евросоюза в Баренцевом/Евроарктическом регионе и регионе Балтийского моря, что было продемонстрировано при принятии стратегии действий в Балтийском регионе и Северо-Западной России и в ходе работы с собственной программой ЕС ИНТЕРРЕГ для Баренцева региона.

Стороны подчеркивают свое стремление активно содействовать развитию сотрудничества в рамках Совета государств Балтийского моря. Они будут прилагать совместно с другими членами Совета усилия с тем, чтобы взаимодействие в регионе Балтийского моря вписывалось в более широкие усилия по строительству демократической и процветающей Европы, свободной от разделительных линий.

3. СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕГИОНАХ БАРЕНЦЕВА И БАЛТИЙСКОГО МОРЕЙ

Российская Федерация и Королевство Норвегия рассматривают создание Совета Баренцева/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря в качестве важного этапа в процессе укрепления трансграничного регионального сотрудничества на Европейском континенте. Стороны убеждены в том, что плодотворное сотрудничество в регионах Баренцева и Балтийского морей позволит не только придать новое качественное измерение российско-норвежским отношениям, но и является также важным практическим примером новой европейской архитектуры, который способствует укреплению стабильности, безопасности и партнерства на континенте в целом.

Сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе

Стороны намерены всемерно содействовать выполнению деклараций Киркенесской конференции от 11 января 1993 г. и сессий министров иностранных дел государств Совета Баренцева/Евроарктического региона в Тромсе 15 сентября 1994 г. и в Рованиеми 11 октября 1995 г., заявлений состоявшихся встреч на уровне отраслевых министров, в том числе путем осуществления конкретных многосторонних и двусторонних проектов. Они считают важным поддержание тесных и регулярных контактов на политическом уровне и на уровне отраслевых министерств в целях координации усилий и оперативного прагматического решения возникающих проблем любого рода.

Стороны исполнены решимости добиваться скорейшей материализации и перевода концепции Баренцева взаимодействия в конкретные результаты и обеспечить благоприятное развитие регионов в социальной, экономической и экологической областях. В этой связи принятие региональной Баренцевой программы и Баренцевой программы ИНТЕРРЕГ имеет центральное политическое и практическое значение. Стороны подчеркивают важность взаимодействия центральных и местных органов в рамках Баренцева сотрудничества и поддерживают местную инициативу и мероприятия, в том числе для выравнивания уровней экономического и социального развития и в целях увеличения занятости. Они согласны с тем, что региональное сотрудничество подразумевает постоянное динамическое развитие, отвечающее требованиям дня и происходящее на собственных условиях регионов.

Стороны будут уделять особое внимание потребностям коренного населения Баренцева региона и работать над усилением роли коренного населения в сотрудничестве.

Стороны придают значение многостороннему характеру сотрудничества в Баренцевом регионе и готовы сотрудничать с другими странами-участницами и третьими странами по актуальным для региона задачам, особенно в области окружающей среды, инфраструктуры и коммуникаций, промышленного сотрудничества, культуры и улучшения качества жизни населения. Они согласны с тем, что решение крупнейших проблем региона, в том числе в области экологии, потребует значительных конкретных вкладов со стороны других государств и международных организаций и приветствуют большую вовлеченность в дела региона со стороны Европейского Союза и других экономических и финансовых организаций.

Стороны будут поощрять инвестиционную деятельность в регионе и активно способствовать формированию благоприятных условий для развития экономического и торгового сотрудничества. Они будут содействовать углублению контактов между людьми и между местными органами власти, институтами и негосударственными организациями в северо-западных регионах России и в Северной Норвегии.

Сотрудничество в регионе Балтийского моря

Целью Сторон является всестороннее выполнение заявлений конференции в Копенгагене 6 марта 1992 г. и сессии министров иностранных дел Совета государств Балтийского моря в Гданьске 18-19 мая 1995 г. Они примут необходимые меры с тем, чтобы решения встречи глав правительств стран-членов СГБМ в Висбю 3-4 мая 1996 г. содействовали дальнейшему углублению и развитию сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Стороны приветствуют активное участие Европейского Союза в дальнейшем развитии сотрудничества в регионе Балтийского моря.

4. ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Российская Федерация и Королевство Норвегия с удовлетворением констатируют, что в их двусторонних отношениях происходят глубокие позитивные сдвиги, укрепляющие национальную безопасность и основу для взаимного доверия и уважения, взаимовыгодного сотрудничества.

Стороны убеждены в том, что перед ними открываются существенные возможности для достижения нового качественного уровня добрососедства и для динамичного продвижения по целому ряду важных областей сотрудничества. Они исполнены решимости всемерно способствовать полной реализации этих возможностей, придавая приоритетное значение следующим областям взаимодействия.

Политический диалог

Стороны будут проводить регулярный диалог по актуальным международным и двусторонним вопросам, составляющий основу для дальнейшего развития и углубления отношений между двумя странами.

Особое значение придается встречам на высшем и высоком политическом уровне. Стороны с удовлетворением отмечают полезные итоги контактов министров иностранных дел двух стран и намерены продолжить эти контакты на регулярной основе. Они позитивно оценивают укрепление контактов между министерствами обороны двух стан и намерены развивать их далее.

Стороны положительно относятся к расширению и активизации практики обмена визитами министров и глав других органов власти и управления и будут способствовать этому.

Межпарламентские связи

Стороны будут поощрять развитие межпарламентских связей, а также сотрудничество и обмен опытом в отношении парламентских структур и практики, законотворческой деятельности, формирования и функционирования демократических институтов.

Стороны полагают желательным расширить участие парламентариев в Баренцевом/Евроарктическом сотрудничестве.

Стороны поддерживают развитие широкого сотрудничества Федерального Собрания Российской Федерации с Северным советом.

Разграничение континентального шельфа и
экономических зон в Баренцевом море

Стороны признают важность скорейшего достижения согласия о разграничении континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море. Они с удовлетворением отмечают прогресс, достигнутый к настоящему времени на переговорах делегаций экспертов по этому вопросу, и согласны с необходимостью их продолжения.

Стороны согласились с тем, что достижение соглашения о согласованной линии разграничения будет в интересах обеих Сторон. Такая договоренность должна быть сбалансированной во всех ее аспектах.

Взаимоприемлемое решение вопроса о разграничении могло бы открыть значительный потенциал сотрудничества Сторон в области ресурсов и имело бы большое значение для дальнейшего развития добрососедских отношений.

Экономическое сотрудничество

Стороны выражают удовлетворение позитивным развитием двусторонней торговли, характеризующейся значительным ростом торговых потоков в обоих направлениях, однако констатируют наличие значительного потенциала для дальнейшего развития в этой области. Особый вклад в благоприятное развитие торговой политики внесли обновленные связи между северными регионами Российской Федерации и Королевства Норвегия.

Стороны придают большое значение сотрудничеству в рамках межправительственной российско-норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству и в рамках рабочей группы по экономическому сотрудничеству между северными регионами России и Норвегии и будут развивать его далее.

Стороны согласились основывать свои экономические связи на разумных принципах рыночной экономики. Исходя из значительного потенциала промышленного сотрудничества между двумя странами, они ожидают конкретные инвестиции в ряде областей. Стороны придают значение роли, которую, как предполагается, должны сыграть малые и средние предприятия в строительстве двустороннего экономического сотрудничества. Они признают, что стабильные рамочные условия промышленной деятельности будут одним из решающих факторов, и подчеркивают важность решения проблем практического характера, которые препятствуют дальнейшему развитию экономического сотрудничества.

Стороны согласились с важностью приведения в соответствие с требованиями времени своей договорной базы в экономической области, являющейся основой дальнейшего развития торговых связей и экономического сотрудничества.

Стороны согласились в том, что сотрудничество в деле модернизации комбината "Печенганикель" в г. Никель является очень хорошим примером перспективных проектов, которые не только способствуют росту экономического сотрудничества, но и оздоровляют состояние окружающей среды.

Сотрудничество в области энергетики

Стороны выступают за укрепление сотрудничества в области энергетики, рассматривая его в качестве одной из приоритетных и перспективных сфер взаимодействия.

Стороны позитивно оценивают работу российско-норвежского форума по энергетике и окружающей среде и намерены содействовать его деятельности. Учитывая значение энергетического сектора для обеих стран, они готовы улучшить условия для сотрудничества между российскими и норвежскими предприятиями в этой области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»