____________________________________________________________________
Не действует с 18 декабря 2021 года -
Официальное сообщение МИД России от 18 декабря 2021 года
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, именуемые в дальнейшем Сторонами, создавшие группу государств-участников в соответствии с положениями Договора по открытому небу, именуемого в дальнейшем Договором,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны согласились в том, что сотрудничество между ними в созданной группе государств-участников осуществляется в соответствии с пунктом 3 раздела II статьи III Договора.
Статья 2
Для практического решения в группе государств-участников вопросов, связанных с осуществлением положений Договора, Стороны создадут совместную Межправительственную Российско-Белорусскую комиссию по открытому небу, именуемую в дальнейшем Комиссией.
Статья 3
Стороны условились, что Комиссия состоит из Российской части и Белорусской части, в каждую из которых соответствующие Стороны назначают своих представителя и заместителя представителя. Стороны информируют друг друга о назначении своих представителей в течение 30 дней со дня подписания настоящего Соглашения.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Межправительственной Российско-Белорусской комиссии по открытому небу, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 4
Стороны условились, что вопросы их взаимодействия в рамках образованной ими группы государств - участников Договора при организации и выполнении наблюдательных полетов регулируются Протоколом о взаимодействии между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь при организации и выполнении наблюдательных полетов в соответствии с Договором по открытому небу, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 5
С согласия Сторон к настоящему Соглашению могут присоединиться другие государства - участники Договора. Правительство государства, желающего войти в группу государств-участников, направляет заявление в письменной форме всем участникам Соглашения и готовность принять на себя вытекающие из него обязательства, в том числе материального и финансового характера. Присоединение оформляется протоколом, который становится неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступает в силу со дня его подписания. Конкретные вопросы материального и финансового характера, возникающие в связи с присоединением, рассматриваются всеми участниками Соглашения в течение 60 дней со дня вступления в силу протокола о присоединении.
Статья 6
Любое из государств - членов группы государств-участников может выйти из нее в соответствии с положениями раздела II статьи III Договора. В этом случае в течение 60 дней со дня уведомления группы о принятии такого решения должны начаться переговоры с участием всех членов группы государств-участников по урегулированию вопросов, связанных с его последствиями.
Настоящее Соглашение утрачивает силу для государства-участника, направившего уведомление в письменной форме о желании прекратить для себя его действие, по истечении шести месяцев после направления такого уведомления всем остальным участникам группы.
Статья 7
Стороны будут решать в рамках Комиссии все спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения.
Статья 8
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других соглашений и договоров, заключаемых между ними, а также между ними и третьими странами.
Статья 9
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения или дополнения по согласованию между Сторонами. Такие изменения и дополнения оформляются протоколами, которые вступают в силу со дня их подписания.
Статья 10
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в Минске 21 февраля 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации Республики Беларусь
А. Козырев В. Сенько
Согласно статье 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в группе государств - участников Договора по открытому небу Стороны приняли следующий Протокол:
Раздел I
1. Самолеты наблюдения, которые будут использоваться Сторонами в соответствии с Договором, выделяются Российской Стороной, и регистрируются соответствующими органами Российской Стороны, что не исключает права Сторон на сотрудничество с другими сторонами в области создания или использования самолетов наблюдения.
2. При выполнении наблюдательных полетов над территорией Республики Беларусь или при транзитных пролетах над ней для осуществления наблюдательных полетов над территориями других государств - участников Договора Белорусская Сторона несет расходы в соответствии с решением номер один Консультативной комиссии по открытому небу, именуемой в дальнейшем ККОН, от 10 декабря 1992 года.
3. Пунктами въезда (выезда) на территориях Сторон и аэродромами открытого неба являются только пункты, указанные в разделе II добавления 1 к приложению Е к Договору. Наземные пункты обработки данных наблюдательных полетов организуются на территории Российской Федерации.
4. Стороны в кратчайший срок согласовывают все технические вопросы, которые могут возникнуть в случае изменения Российской Стороной или Белорусской Стороной пунктов въезда (выезда) или аэродромов открытого неба.
5. Аэродромы дозаправки и запасные аэродромы каждая из Сторон определяет и оборудует самостоятельно на своей территории с учетом требований Договора.
6. Информацию о своих аэродромах дозаправки и запасных аэродромах Стороны согласовывают и обобщают не позднее чем через 60 дней после ратификации Договора последней из Сторон для последующего представления этой сводной информации всем другим государствам участникам Договора. Стороны согласовывают возможные изменения к направленной информации до уведомления о них всех других государств - участников Договора.
Раздел II
1. Уведомления, связанные с выполнением Сторонами договорных обязательств, всем другим государствам - участникам Договора направляет Российская Сторона, если Межправительственная Российско-Белорусская комиссия по открытому небу, именуемая в дальнейшем Комиссией, не примет иного решения. Стороны не позднее чем через 30 дней после ратификации Договора последней из Сторон согласовывают в Комиссии перечень таких уведомлений. Уведомления, не вошедшие в перечень, направляются каждой Стороной самостоятельно.
2. Уведомления от других государств - участников Договора каждая из Сторон получает самостоятельно.
Раздел III
1. С целью ускорения и упрощения прохождения оперативной информации по организации обеспечения и выполнения наблюдательных полетов над своими территориями Стороны организуют прямое взаимодействие между Национальным центром по уменьшению ядерной опасности Российской Федерации и Национальным агентством по контролю и инспекциям Республики Беларусь, а также между соответствующими органами управления воздушным движением каждой из Сторон.
2. Прием и передача заявок на проведение наблюдательных полетов, а также их подтверждение производятся по линии национальных органов управления воздушным движением.
3. Управление полетом самолета наблюдения осуществляется органами управления воздушным движением той Стороны, над территорией которой проходит наблюдательный полет.
4. Прием и передача управления полетом самолета наблюдения от органа управления воздушным движением одной Стороны органу управления воздушным движением другой Стороны производятся в соответствии с существующей согласованной практикой использования воздушного пространства Сторон.
5. Координация действий по управлению полетом самолета наблюдения над приграничной территорией Сторон осуществляется их соответствующими органами управления воздушным движением.
Раздел IV
1. Освидетельствование выделяемых Российской Стороной самолетов наблюдения и установленной на них аппаратуры наблюдения производится представителями группы государств - участников Договора.
Количество представителей, выделенных Сторонами, их функции, список необходимого оборудования, которое будет использоваться при проверке на земле или в полете, а также сроки освидетельствования согласовываются в Комиссии.
2. Подготовка к освидетельствованию выделяемых Российской Стороной самолетов наблюдения и установленной на них аппаратуры наблюдения, а также персонала, обеспечивающего его проведение, возглавляется на Российскую Сторону.
3. Каждая из Сторон самостоятельно направляет свой персонал на освидетельствование самолетов наблюдения, выделяемых другими государствами - участникам Договора, и установленной на них аппаратуры наблюдения.
Раздел V
1. Любой наблюдательный полет над территориями других государств - участников Договора, даже если он проводится только одной из Сторон, считается проведенным совместно Российской и Белорусской Сторонами и засчитывается в их совокупную активную квоту.
Стороны по взаимному согласию могут передать часть своей совокупной активной квоты любому другому государству - участнику Договора в соответствии с пунктом 9 раздела 1 статьи III Договора.
2. При ежегодном планировании наблюдательных полетов Комиссия согласовывает перечень государств - участников Договора, над территориями которых Стороны намерены совершить полеты, и очередность выполнения этих полетов с примерными поквартальными графиками.
3. В случае если по указанному перечню государств - участников Договора Стороны не могут прийти к обоюдному согласию, Белорусская Сторона имеет приоритет при выборе ежегодно на первом этапе реализации Договора до четырех и на втором этапе до шести наблюдательных полетов над территориями других государств-участников.
Российская Сторона в этом случае имеет приоритет при выборе всех остальных наблюдательных полетов, входящих в совокупную активную квоту Сторон.
4. Если одна из Сторон не может провести запланированный ею наблюдательный полет самостоятельно или участвовать в запланированном совместном наблюдательном полете, она извещает об этом другую Сторону не позднее чем за 20 дней до назначенного срока проведения наблюдательного полета.
Раздел VI
1. Разработка планов миссии конкретных наблюдательных полетов над территориями других государств - участников Договора осуществляется Стороной, выполняющей наблюдательный полет.
Сторона, участвующая в наблюдательном полете по приглашению другой Стороны, не позднее чем за 20 дней до планируемой даты наблюдательного полета предоставляет данные, необходимые для планирования миссии, в том числе перечень объектов, информацию по которым в каждом конкретном полете она желает получить.
2. Сторона, выполняющая наблюдательный полет над территориями государств - участников Договора, выделяет ответственного за его организацию. Сторона, участвующая в наблюдательном полете по приглашению, может выделять своих специалистов в качестве бортконтролеров, летных представителей или инспекторов.
Обязанности по подготовке персонала к наблюдательному полету возлагаются на Российскую Сторону, которая не позднее чем за 7 дней до начала подготовки сообщает Белорусской Стороне место и время ее проведения.
3. Количество представителей от каждой из Сторон, участвующих в наблюдательном полете, и их функции согласовываются Комиссией при ежеквартальном планировании полетов и подтверждаются при разработке планов миссии по каждому конкретному полету, если не согласовано иное.
4. Для осуществления наблюдательных полетов, указанных в пункте 3 раздела V настоящего Протокола, Белорусская Сторона имеет право использовать самолет наблюдения, выделяемый Российской Стороной.
В этом случае Российская Сторона гарантирует предоставление в согласованные сроки самолета наблюдения с летным экипажем и - по желанию Белорусской Стороны - с необходимыми операторами аппаратуры наблюдения.
Взаимные расчеты при этом осуществляются на арендных условиях, подлежащих согласованию между Сторонами.
5. Сторона, осуществляющая наблюдательный полет по собственному плану миссии, может использовать в этих целях самолет наблюдения, арендованный у других государств - участников Договора. В этом случае все расходы по проведению такого полета несет арендующая Сторона.
Раздел VII
1. Общая организация наблюдательных полетов, которые охватывают не только территорию Российской Федерации, но и территорию Республики Беларусь, осуществляется Российской Стороной на основе решений и рекомендаций Комиссии.
2. Российская Сторона отвечает за выполнение процедур в пунктах въезда (выезда), за доставку представителей наблюдающей Стороны из пунктов въезда на аэродромы открытого неба и с аэродромов открытого неба в пункты выезда, за техническое обслуживание и заправку самолетов наблюдения, размещение и обслуживание участников наблюдательного полета на территории Российской Федерации.
3. Белорусская Сторона обеспечивает техническое обслуживание и заправку самолетов наблюдения и, при необходимости, размещение и обслуживание участников наблюдательного полета в случае посадки самолета наблюдения на территории Республики Беларусь.
4. При выполнении наблюдательного полета, часть которого проходит над территорией Республики Беларусь, в состав персонала, привлекаемого для выполнения таких полетов, как правило, входят представители Белорусской Стороны.
5. Российская Сторона выделяет ответственного за организацию и выполнение наблюдательного полета, в том числе за согласование плана миссии, при выполнении наблюдательных полетов над территориями Сторон.
6. Представитель Белорусской Стороны участвует в согласовании плана миссии. Неучастие такого представителя в согласовании плана миссии в сроки, определенные Договором, означает согласие Белорусской Стороны с делегированием своих полномочий по согласованию плана миссии Российской Стороне.
7. Ответственность за своевременное утверждение плана миссии и прохождение заявок на наблюдательный полет по линии органов управления воздушным движением каждой из Сторон несет Сторона, над территорией которой будет проводиться наблюдательный полет.
Раздел VIII
1. Российская Сторона организует учет, хранение и обработку всей информации, полученной при выполнении наблюдательных полетов над территориями государств - участников Договора, в том числе и при полетах над территориями Российской Федерации и Республики Беларусь.
2. Белорусская Сторона имеет право принимать участие в обработке данных, полученных при выполнении наблюдательных полетов, а также получать по запросу любую информацию, полученную в ходе наблюдательных полетов, находящуюся в распоряжении Российской Стороны.
3. Белорусская Сторона имеет право получить оригинал носителя информации, если наблюдательный полет над территорией государства участника Договора выполнялся по ее решению в соответствии с пунктом 3 раздела V настоящего Протокола.
4. Российская Сторона отвечает за предоставление информации любому другому государству - участнику по запросу в соответствии с Договором. Если запрос касается информации, хранящейся на носителе, упомянутом в пункте 3 настоящего раздела, Белорусская Сторона предоставляет Российской Стороне оригинал носителя для снятия соответствующих копий.
Раздел IX
1. Стороны условились, что в целях выполнения Договора финансирование работ по созданию самолетов наблюдения и соответствующей аппаратуры наблюдения, покрытие расходов по их эксплуатационному обслуживанию, оборудованию пунктов въезда (выезда) и аэродромов открытого неба, установке необходимых мирительных полей, созданию пунктов обработки информации, а также в целом по организации и выполнению всех наблюдательных полетов над территориями Сторон и от имени Сторон над территориями других государств - участников Договора будет осуществляться Российской Стороной, за исключением следующих статей расходов, которые будут покрываться Белорусской Стороной: