СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве Министерств внутренних дел СНГ
в сфере борьбы с организованной преступностью
Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, именуемых в дальнейшем Сторонами,
выражая озабоченность ростом преступности в организованных формах как в национальном, так и в международном масштабе,
принимая во внимание решения Организации Объединенных Наций, направленные на расширение международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, в частности резолюцию 45/123 Генеральный ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года,
признавая необходимость и важность укрепления взаимодействия органов внутренних дел Сторон в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступных деяний, совершаемых организованными группами,
исходя из положений Программы совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ от 12 марта 1993 года, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Действуя в пределах своей компетенции и с соблюдением законодательства и международных договоров своих государств, Стороны обязуются на основе положений настоящего Соглашения сотрудничать в деле предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершаемых организованными группами.
Статья 2
Сотрудничество в борьбе с организованной преступностью будет осуществляться в следующих формах:
1) обмен представляющей взаимный интерес оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, в частности относительно:
любых преступлений, совершенных или подготавливаемых к совершению на территории государства другой Стороны в составе организованной группы;
конкретных фактов и событий, физических и юридических лиц, причастных или подозреваемых в причастности к организованной преступности;
структуры, персонального состава, сферы деятельности, организации управления, структурных и внешних связей криминальных группировок, деятельность которых носит международный характер;
имевших место или предполагаемых контактов между преступными группами, действующими в государствах Сторон;
форм и методов осуществления организованными группами преступной деятельности, в том числе "отмывания" средств, полученных в результате такой деятельности, а также наиболее эффективных мер противодействия организованной преступности;
2) проведение по запросам оперативно-розыскных мероприятий и отдельных процессуальных действий по делам, связанным с организованной преступностью;
3) обмен опытом работы, в том числе путем проведения совещаний, конференций и семинаров по вопросам борьбы с организованной преступностью;
4) планирование и осуществление скоординированных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп, включая в необходимых случаях проведение "контролируемых поставок";
5) обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациями по вопросам борьбы с организованной преступностью, а также содействие в приобретении учебной и научной литературы по этим вопросам;
6) содействие на договорной основе в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем организации стажировок в специализированных подразделениях по борьбе с организованной преступностью;
7) проведение совместных научных исследований проблем борьбы с организованной преступностью, представляющих взаимный интерес.
Настоящее Соглашение не препятствует Сторонам в определении и развитии иных взаимоприемлемых форм сотрудничества.
Статья 3
Обмен информацией, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 настоящего Соглашения, производится на основании запросов. Информация может быть предоставлена другой Стороне и без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для этой Стороны.
Статья 4
Запросы о содействии и ответы на них составляются в письменной форме. В безотлагательных случаях запросы могут делаться в устной форме, но должны быть незамедлительно подтверждены письменно, в том числе с использованием технических средств передачи текста.
Запрос о содействии должен быть подписан руководителем органа внутренних дел (региональной или центральной службы), скреплен гербовой печатью и иметь следующие реквизиты:
наименование органа внутренних дел, от которого исходит запрос, и наименование органа внутренних дел, к которому он обращен;
наименование дела или материал, по которому направляется запрос;
фамилии и имена свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, разыскиваемых, подсудимых и осужденных, их гражданство, занятие и постоянное место жительства или место пребывания, а при необходимости - фамилии, имена и адреса их законных представителей;
описание правонарушения и текст имеющих отношение к делу норм закона, устанавливающего ответственность за совершение этого правонарушения;
содержание запроса, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.
К запросу также прилагаются надлежащим образом оформленные постановления, необходимые для совершения санкционированных действий. В случае необходимости к постановлениям приобщаются их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.
Статья 5
Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется через центральные службы, назначенные Сторонами ответственными за организацию выполнения положений настоящего Соглашения и указанные в приложении к настоящему Соглашению.
В случае срочной необходимости запрос о содействии может быть направлен непосредственно в местное (региональное) подразделение запрашиваемой Стороны, компетентной исполнить данный запрос, однако при этом о запросе одновременно информируется центральная служба запрашиваемой Стороны.
Сотрудничество Сторон может в установленном порядке осуществляться через Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств.
Направление запросов о производстве отдельных процессуальных действий осуществляется в порядке, установленном законодательством и международными договорами государств Сторон.
Статья 6
При исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой Стороны.
Статья 7
В исполнении запроса отказывается, если запрашиваемая Сторона полагает, что его выполнение может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам ее государства либо противоречит законодательству ее государства. В случае принятия решения об отказе в исполнении запроса запрашиваемая Сторона уведомляет письменно с указанием причины отказа.
Статья 8
Стороны будут стремиться обеспечить, в том числе путем взаимных консультаций, выработку единых подходов к нормативно-правовой регламентации вопросов борьбы с организованной преступностью.
Статья 9
Стороны в рамках законодательства своих государств будут осуществлять согласованные меры по защите лиц (а в случае необходимости - их близких родственников), показания или действия которых имеют или могут иметь важной значение для предупреждения или пресечения деятельности организованных преступных групп либо расследования или судебного рассмотрения дел, связанных с организованной преступностью.
Статья 10
Стороны обеспечивают конфиденциальность сведений, полученных в соответствии с настоящим Соглашением, если передающая Сторона считает нежелательным их разглашение.
В случае необходимости передачи третьей стороне сведений, полученных в рамках настоящего Соглашения, требуется согласие Стороны, передавшей эти сведения.
Статья 11
С целью обеспечения эффективного взаимодействия в борьбе с организованной преступностью Стороны в течение одного месяца после подписания настоящего Соглашения обмениваются через свои центральные службы необходимой информацией о своих специализированных структурных подразделениях, компетентных исполнять запросы о содействии в соответствии с настоящим Соглашением, в том числе о каналах связи с ними.
Статья 12
Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Соглашения, если не будет установлен иной порядок.
Статья 13
При осуществлении сотрудничества Стороны пользуются русским языком. В случае использования других языков Стороны обеспечивают письменный и устный перевод на русский язык.
Статья 14
Положения настоящего Соглашения не препятствуют развитию двустороннего сотрудничества между сторонами в сфере борьбы с организованной преступностью и не затрагивают обязательств Сторон по другим международным договорам.
Статья 15
Стороны будут решать путем консультаций и переговоров все спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения.
Статья 16
Депозитарием настоящего Соглашения является Министерство внутренних дел российской Федерации.
Статья 17
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и открыто для присоединения министерств внутренних дел других государств.
Каждая сторона может выйти из Соглашения, направив письменное уведомление депозитарию за шесть месяцев до предполагаемой даты выхода.
Совершено в г.Ашгабате 17 февраля 1994 года в одном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, которое направит другим участникам настоящего Соглашения его заверенные копии.
(Подписи)
Приложение
к Соглашению о сотрудничестве
министерств внутренних дел в сфере
борьбы с организованной преступностью
Центральные службы министераст внутренних дел,
ответственные за органазацию выполения Соглашения о
сотрудничестве министерств внутренниих дел в сфере
борьбы с организованной преступностью
в Министерстве внутренних дел - Главное управление
Азербайджанской республики уголовного розыска
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Республики Армения борьбе с организованной
преступностью
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Республики Беларусь борьбе с организованной
преступностью
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Республики грузия борьбе с организованной
преступностью и коррупцией
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Республики Казахстан борьбе с организованной
преступностью и коррупцией
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Кыргызской Республики борьбе с экономической
преступностью и коррупцией
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Республики Молдова борьбе с организованной
преступностью
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Российской Федерации организованной преступности
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Республики Таджикистан борьбе с организованной
преступностью
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Туркменистана борьбе с организованной
преступностью
в Министерстве внутренних дел - Главное управление
Республики Узбекистан уголовного розыска
в Министерстве внутренних дел - Главное управление по
Украины борьбе с организованной
преступностью
Текст документа сверен по:
"Грязные" деньги и закон. Правовые основы
борьбы с легализацией преступных доходов,
М., 1994 год