• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ХЕЛЬСИНСКИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОД
МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕК ОТ 20 АВГУСТА 1966 года
  

Глава 1. Общие положения

Статья I

Нормы международного права, изложенные в настоящих главах, применяются к использованию вод международных речных бассейнов, если иное не предусмотрено конвенциями или соглашениями между государствами бассейна или установившимся между ними обычаем.

Статья II

Международный речной бассейн - это географический район, расположенный в пределах двух или более государств и определяющийся границами водораздела, включая поверхностные и подземные воды, впадающие в водные потоки общего значения.

Статья III

"Государство бассейна" - это государство, территория которого включает в себя часть международного речного бассейна.

Глава 2. Равенство в использовании вод
международного речного бассейна

Статья IV

Каждое государство бассейна в пределах своей территории пользуется разумной и справедливой долей полезного использования вод международного речного бассейна.

Статья V

  

(1) Что понимается под разумной и справедливой долей в значении статьи IV, должно определяться в каждом отдельном случае с учетом всех относящихся к делу факторов.

(2) Факторами, которые должны приниматься во внимание, в частности, являются:

(a) география бассейна, и в том числе протяженность рабочего бассейна на территории каждой из стран;

(b) гидрология бассейна с учетом, в частности, количества стока вод с территории каждого государства;

(c) климатическое воздействие бассейна;

(d) использование вод бассейна, в особенности существующее использование;

(e) экономические и социальные нужды каждой страны бассейна;

(f) зависимость населения от вод бассейна в каждой из стран;

(g) сравнительная стоимость альтернативных способов удовлетворения экономических и социальных потребностей каждого государства бассейна;

(h) наличие других ресурсов;

(i) возможность исключения неоправданных потерь при использовании вод бассейна;

(j) возможность компенсации одному или нескольким государствам бассейна как средство урегулирования споров между пользователями; и

(k) возможность удовлетворения потребностей государства бассейна без причинения существенного ущерба другому государству бассейна.

(3) Значение каждого фактора должно определяться в сравнении с другими факторами, имеющими отношение к данному вопросу. При определении разумной и справедливой доли должны быть рассмотрены все относящиеся к делу факторы.

Статья VI

Использование вод тем или иным способом не предполагает каких-либо преимуществ этого способа использования перед другими способами.

Статья VII

Государству бассейна не может быть воспрепятствовано в разумном использовании вод международного речного бассейна на основании резервирования вод другим государством бассейна для будущего использования.

Статья VIII

1. Существующее разумное использование может продолжаться до тех пор, пока факторы, его обусловливающие, не перекрываются другими факторами, приводящими к решению о необходимости изменения или ограничения использования таким образом, чтобы разрешить проблему конкурирующих несовместимых видов использования.

2. (a) Фактически осуществляемое использование считается существующим со времени начала строительства, непосредственно относящегося к использованию или, в тех случаях, когда такого строительства не требуется, принятие других сравнимых действий.

(b) Такое использование продолжает считаться существующим до того момента, пока оно не будет прервано с целью его прекращения.

3. Использование не должно признаваться существующим, если к началу его осуществления оно являлось несовместимым с уже существующим разумным использованием.

Глава 3. Загрязнение

Статья IX

Термин "загрязнение вод", как он употребляется в этой главе, относится к вредным изменениям в естественном составе, содержании или качестве вод международного речного бассейна, являющимся результатом человеческой деятельности.

Статья X

1. Согласно принципу справедливого использования вод международного речного бассейна, государство:

(a) должно предотвращать любые новые формы загрязнения вод или увеличения степени существующего загрязнения вод международного речного бассейна, которые могли бы причинить существенный ущерб территории другого государства, и

(b) должно принимать все разумные меры для уменьшения существующего загрязнения вод международного речного бассейна до такой степени, в которой не наносился бы сколько-нибудь существенный ущерб другим государствам бассейна.

2. Правила, установленные в параграфе 1 настоящей статьи, применяются к загрязнению вод, берущему начало:

(a) в пределах территории государства или

(b) вне территории государства, если оно вызвано действиями этого государства.


Статья XI

1. В случае нарушения правила, установленного в параграфе 1 (a) статьи X настоящей главы, государство обязано прекратить незаконные действия и компенсировать любой ущерб, нанесенный другому государству бассейна.

2. В случае, подпадающем под действие параграфа 1 (b) статьи X, если государство не предприняло разумных мер, оно обязано незамедлительно вступить в переговоры с государством, которому был нанесен ущерб, с целью достижения соглашения исходя из конкретных условий.

Глава 4. Судоходство

Статья XII

1. Эта глава относится к рекам и озерам, которые полностью или частично судоходны и разделяют или пересекают территорию двух или более стран.

2. Реки и озера "судоходны", если в их естественном виде они обычно используются для торгового судоходства или по своим природным условиям пригодны для такого использования.

3. В настоящей главе термин "прибрежное государство" относится к государству, по территории которого протекают (или территории которых разделяют) судоходные водные потоки.

Статья XIII

С учетом ограничений и оговорок, содержащихся в этих главах, каждое прибрежное государство может пользоваться правом свободного судоходства по всему течению реки или озера.

Статья XIV

Термин "свобода судоходства", употребляемый в настоящей главе, включает следующие свободы для судов прибрежных государств на основе равенства:

(a) свобода плавания по всей судоходной части реки или озера;

(b) свобода захода в порты и пользования портовыми сооружениями
и доками;

(c) свобода перевозки грузов и пассажиров как непосредственно, так и с перегрузкой между территориями прибрежных государств, а также между прибрежными государствами и открытым морем.

Статья XV

Прибрежное государство осуществляет полицейские права на участках реки или озера, подпадающих под его юрисдикцию, включая, в частности, защиту публичной безопасности и здоровья населения, причем осуществление этого права не должно без достаточных оснований препятствовать свободе судоходства в том смысле, как она определена в статьях XIII и XIV.

Статья XVI

Каждое прибрежное государство может ограничивать или запрещать перевозку иностранными судами товаров и пассажиров в пределах своей территории.

Статья XVII

Прибрежное государство может предоставить неприбрежным государствам право плавания по рекам и озерам в пределах его территории.

Статья XVIII

Каждое прибрежное государство в соответствии с имеющимися у него средствами обязано поддерживать в надлежащем порядке находящуюся часть реки или озера.

Статья XIX

Правила, установленные в этой главе, не распространяются на плавание военных судов, а также судов, выполняющих полицейские или административные функции или осуществляющих публичную власть в какой-либо иной форме.

Статья XX

Во время войны, вооруженных конфликтов или в случае общественных беспорядков, угрожающих установленной жизни государства, прибрежное государство может принять меры, отступающие от обязательств, принятых им в соответствии с настоящей главой, но в объеме, строго ограниченном крайней необходимостью, и при условии, что эти меры не будут противоречить другим обязательствам этого государства по международному праву. Прибрежное государство в любом случае должно способствовать судоходству в гуманных целях.

Глава 5. Сплав леса

Статья XXI

Сплав леса по водным путям, разделяющим или пересекающим территорию двух или более государств, регулируется настоящими статьями, кроме случаев, когда порядок сплава предусмотрен навигационными правилами согласно обычным нормам или соглашениями между прибрежными странами.

Статья XXII

Государства, прибрежные международному водному пути, используемому для целей судоходства, по общему согласию могут решать, возможен ли и при каких условиях сплав леса по этому водному пути.

Статья XXIII

1. Рекомендуется, чтобы каждое государство, прибрежное международному водному пути, не используемому для судоходства, с учетом других видов использования разрешало соприбрежным странам пользоваться водным потоком и его берегами в пределах его территории для сплава леса.

2. То же должно относиться к проведению экипажем лесосплава необходимых работ вдоль береговой линии, а также к установке оборудования для сплава леса.

Статья XXIV

В тех случаях, когда прибрежному государству необходимы постоянные сооружения для сплава леса по территории соприбрежного государства или требуется регулирование режима водного потока, все вопросы, связанные с подобными мероприятиями, должны решаться по соглашению между заинтересованными государствами.

Статья XXV

Государства, прибрежные водному потоку, который используется или может быть использован для сплава леса, должны вступить в переговоры для достижения соглашения о режиме сплава и, если необходимо, предусматривающего образование совместного агентства или комиссии для наилучшего регулирования всех вопросов, связанных со сплавом.

Глава 6. Процедура предупреждения
и разрешения споров

Статья XXVI

Настоящая глава посвящена процедуре предупреждения и разрешения международных споров затрагивающих юридические права и другие интересы государств бассейна и других государств относительно вод международного речного бассейна.

Статья XXVII

1. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, государства обязаны разрешать международные споры, касающиеся их юридических прав или других интересов, мирными средствами таким образом, чтобы международный мир, безопасность не были нарушены.

2. Рекомендуется, чтобы государства прибегали к средствам предупреждения и разрешения споров, изложенным в статьях XXIX XXXIV настоящей главы.

Статья XXVIII

1. Государства обязаны прибегать к средствам предупреждения споров, предусмотренным соглашениями, заключенными между ними.

2. Государства ограничены в выборе средств предотвращения и предупреждения споров, указанных в соглашениях, заключенных между ними только в той степени, которая предусмотрена в этих соглашениях.

Статья XXIX

1. В целях предупреждения споров, возникающих между государствами бассейна в связи с их юридическими правами и другими интересами, рекомендуется, чтобы каждое государство снабжало другие соприбрежные государства относящейся к делу, доступной информацией относительно вод речного бассейна в пределах их территории и их деятельности по использованию таких вод.

2. Государство, независимо от его местонахождения относительно речного бассейна, должно в первую очередь информировать другие государства, интересы которых могут быть существенно затронуты, о любых предполагаемых сооружениях и установках, которые могли бы изменить режим бассейна настолько, что это породило бы споры в порядке статьи XXVI. Уведомление должно содержать сведения, которые позволили бы получателю информации определить возможные результаты предполагаемых изменений.

3. Государство, посылающее уведомление в соответствии с параграфом 2 настоящей статьи, должно предоставлять заинтересованным государствам разумный период времени, в течение которого они могли бы определить возможные результаты предполагаемых мероприятий и сообщить свои соображения по этому вопросу.

4. Если государство не послало уведомление в соответствии с параграфом 2 настоящей статьи, произведенные им изменения режима речного бассейна не должны давать обычного временного приоритета при определении разумной и справедливой доли вод бассейна.

Статья XXX

В случае спора между государствами по поводу их юридических прав или других интересов, как указано в статье XXVI, государства должны добиваться их разрешения путем переговоров.

Статья XXXI

1. Рекомендуется, чтобы государства бассейна передавали вопросы и споры, относящиеся к настоящему или будущему использованию вод международного речного бассейна, на рассмотрение совместной комиссии, а также возлагали на нее изучение международного речного бассейна и разработку плана или рекомендаций по его наиболее полному и эффективному использованию в интересах всех стран бассейна.

2. Рекомендуется, чтобы на совместную комиссию было возложено представление докладов по всем вопросам, входящим в их компетенцию, соответствующим органам заинтересованных стран.

3. Рекомендуется, чтобы государства - члены совместной комиссии в соответствующих случаях привлекали неприбрежные государства, которые по договору получили право пользования водами международного речного бассейна, к сотрудничеству в совместной комиссии или предоставили им возможность выступать перед комиссией.

Статья XXXII

Если заинтересованные государства придут к выводу о том, что вопрос или спор не может быть разрешен способом, изложенным в статье XXXI, рекомендуется, чтобы они воспользовались добрыми услугами или посредничеством третьего государства, соответствующей международной организации или квалифицированного лица.

Статья XXXIII

1. Если заинтересованные государства не достигли соглашения с помощью переговоров или средств разрешения споров, указанных в статьях XXXI и XXXII, рекомендуется, чтобы они создавали следственные комиссии или согласительные комиссии ad hoc, которые могли бы найти решение, приемлемое для заинтересованных стран, по любым спорам, касающимся их юридических прав.

2. Рекомендуется, чтобы такие согласительные комиссии создавались по образцу, приведенному в Приложении.

Статья XXXIV

Рекомендуется, чтобы заинтересованные страны передавали юридические споры на рассмотрение арбитража ad hoc, постоянного арбитража или Международного Суда ООН, если:

(a) комиссия, упомянутая в статье XXXIII, не была создана;

(b) комиссия не смогла найти приемлемого решения;
(c) рекомендованное решение не было принято заинтересованными

сторонами;

(d) соглашение не было достигнуто каким-либо иным способом.

Статья XXXV

Рекомендуется, чтобы в случае рассмотрения споров в арбитраже заинтересованные стороны применяли Модель правил арбитражной процедуры, разработанную 10-й сессией Комиссии международного права ООН в 1958 г.

Статья XXXVI

Обращение к арбитражу подразумевает обязательство заинтересованных стран рассматривать вынесенное решение как окончательное и добросовестно его выполнять.

Статья XXXVII

Указанные в предыдущих статьях настоящей главы средства урегулирования споров не препятствуют применению иных средств, рекомендованных или обязательных для членов региональных соглашений, агентств или других международных организаций.

Примерные правила образования Согласительной комиссии
по урегулированию споров
(Дополнение к статье XXXII главы 6)


Статья I

Члены Комиссии, включая Президента, должны назначаться заинтересованными странами.

Статья II

Если заинтересованные государства не смогли прийти к соглашению о назначении членов Комиссии, каждое государство назначает двух членов. Назначенные таким образом члены Комиссии избирают еще одного члена - Президента. Если назначенные члены не придут к согласию, по просьбе заинтересованных государств Президент будет назначен Председателем Международного Суда ООН или Генеральным Секретарем ООН.

Статья III

Членами Комиссии могут быть лица, которые в силу своей специальной подготовки правомочны рассматривать споры, касающиеся международных речных бассейнов.

Статья IV

Если член Комиссии уклоняется от исполнения своих обязанностей или не в состоянии их исполнять, он должен быть заменен в соответствии с процедурой, изложенной в статье I или II этого Приложения, подобно тому, как они были первоначально назначены.

В случае, если

(1) член Комиссии первоначально назначался в соответствии со статьей I и государства не смогли договориться о замене; или

(2) член Комиссии был первоначально назначен в соответствии со статьей II и государство не смогло заменить члена, замена по просьбе одного из заинтересованных государств будет осуществляться Председателем Международного Суда ООН или, если он не сможет этого сделать, - Генеральным Секретарем ООН.


                              Статья V

Если иное не предусмотрено в соглашении сторон, Согласительная комиссия самостоятельно определяет место заседаний и устанавливает правила процедуры.

     

Хельсинские правила использования вод международных рек от 20 августа 1966 года

Название документа: Хельсинские правила использования вод международных рек от 20 августа 1966 года

Вид документа: Международный договор

Принявший орган: Государства

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 20 августа 1966

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах