• Текст документа
  • Статус
Действующий

КОМПЛЕКС СОГЛАСОВАННЫХ НА МНОГОСТОРОННЕЙ
ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ
ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ
ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКОЙ*

Конференция Организации Объединенных Наций по ограничительной деловой практике,

     __________________________________

* Комплекс принципов и правил был принят Конференцией Организации Объединенных Наций по ограничительной деловой практике в качестве приложения к резолюции от 22 апреля 1980 года.

признавая, что ограничительная деловая практика может оказать неблагоприятное воздействие на международную торговлю, в частности на международную торговлю развивающихся стран и экономическое развитие этих стран,

подтверждая, что комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой может содействовать при установлении нового международного экономического порядка достижению цели устранения ограничительной деловой практики, оказывающей неблагоприятное воздействие на международную торговлю, и тем самым содействовать развитию и улучшению международных экономических отношений на справедливой и равноправной основе,

признавая также необходимость принятия мер к тому, чтобы ограничительная деловая практика не затрудняла и не сводила на нет использование выгод, связанных с либерализацией тарифных и нетарифных барьеров, затрагивающих международную торговлю, в частности барьеров, затрагивающих торговлю и развитие развивающихся стран,

учитывая возможное неблагоприятное воздействие ограничительной деловой практики, включая, в частности, практику, возникающую в результате расширения деятельности транснациональных корпораций, на торговлю и развитие развивающихся стран,

будучи убеждена в необходимости принятия странами подкрепляющих друг друга на национальном, региональном и международном уровнях мер по устранению ограничительной деловой практики или эффективного противодействия ей, включая практику транснациональных корпораций, которая оказывает неблагоприятное воздействие на международную торговлю, в частности на торговлю и экономическое развитие развивающихся стран,

будучи также убеждена в возможности получения выгод от всеобщего применения комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой и в том, что все страны должны способствовать тому, чтобы их предприятия во всех аспектах следовали положениям такого комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил,

будучи далее убеждена, что принятие такого комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой будет тем самым способствовать принятию и укреплению на национальном и региональном уровнях законов и политики в области ограничительной деловой практики и, таким образом, приведет к улучшению условий и достижению более высокой эффективности и участия в области международной торговли и развития, в особенности торговли и развития развивающихся стран, а также к защите социального благосостояния в целом и содействия=ю ему и, в частности, к защите интересов потребителей как в развитых, так и в развивающихся странах,

подтверждая также необходимость устранения отрицательных для торговли и развития факторов, которые могут возникнуть вследствие ограничительной деловой практики транснациональных корпораций

или других предприятий,  и,  таким образом, содействия максимальному
увеличению выгод для  международной  торговли,  и  в  частности  для
торговли и развития развивающихся стран,

подтверждая далее необходимость того, чтобы меры, принимаемые государствами в целях контроля за ограничительной деловой практикой, применялись на справедливой, равноправной и одинаковой основе в отношении всех предприятий в соответствии с установленными законом процедурами, и необходимость для государстве учитывать принципы и цели комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил,

настоящим принимает нижеследующий комплекс принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, которые принимают форму рекомендаций.

А. ЦЕЛИ

Принимая во внимание интересы всех стран, особенно развивающихся, Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил сформулирован для достижения следующих целей:

1. Обеспечить такое положение, чтобы ограничительная деловая практика не затрудняла и не сводила на тем использование выгод, связанных с либерализацией тарифных и нетарифных барьеров, затрагивающих международную торговлю, в частности барьеров, затрагивающих торговлю и развитие развивающихся стран.

2. Достигнуть большей эффективности в области международной торговли и развития, особенно торговли и развития развивающихся стран, в соответствии с национальными задачами экономического и социального развития и существующими экономическими структурами, например, путем:

а) создания, поощрения и защиты конкуренции;

б) контроля за концентрацией капитала и/или экономической мощи;

с) содействия нововведениям.

3. Защищать социальное благосостояние в целом и содействовать ему и, в частности, защищать интересы потребителей как в развитых, так и в развивающихся странах.

4. Устранять отрицательные для торговли и развития факторы, которые могут возникнуть вследствие ограничительной деловой практики транснациональных корпораций или других предприятий, и, таким образом, содействовать максимальному увеличению выгод для международной торговли и, в частности, для торговли и развития развивающихся стран.

5. Разработать Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, которые должны быть приняты на международном уровне, и таким образом содействовать принятию и укреплению законодательства и политики в этой области на национальном и региональном уровнях.

В. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

В целях применения настоящего Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил:

i) Определения

1. Выражение "ограничительная деловая практика" означает действия или поведение предприятий, которые путем злоупотребления господствующим положением на рынке или приобретения этого положения и злоупотребления им ограничивают доступ к рынкам или иным образом неоправданно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю, особенно на торговлю развивающихся стран и на экономическое развитие этих стран, или которые посредством официальных, неофициальных, письменных или устных соглашений или договоренностей между предприятиями оказывают аналогичное воздействие.

2. Выражение "господствующее положение на рынке" означает такую ситуацию, при которой предприятие либо самостоятельно, либо действуя совместно с несколькими предприятиями, обладает возможностью контролировать соответствующий рынок определенного товара или услуг либо группы товаров или услуг.

3. Понятие "предприятия" охватывает фирмы, товарищества, корпорации, компании и прочие ассоциации, физические или юридические лица или любые сочетания их, независимо от способа их создания или контроля или принадлежности, частные или государственные и занимающиеся коммерческой деятельностью, включая их отделения. дочерние предприятия, филиалы или другие образования, прямо или косвенно контролируемые ими.

ii) Сфера применения

4. Данный Комплекс принципов и правил применяется к ограничительной деловой практике, включая ограничительную деловую практику транснациональных корпораций, оказывающей отрицательное воздействие на международную торговлю, особенно торговлю развивающихся стран, и на экономическое развитие этих стран. Он применяется независимо от того, затрагивает ли такая практика предприятия в одной или нескольких странах.

5. Данные "принципы и правила, касающиеся предприятий, включая транснациональные корпорации", относятся ко всем сделкам в области торговли и услуг.

6. Данные "принципы и правила, касающиеся предприятий, включая транснациональные корпорации", относятся ко всем предприятиям.

7. Положения Комплекса принципов и правил применимы универсально ко всем странам и предприятиям, независимо от сторон, участвующих в сделках, актах или действиях.

8. Любая ссылка на "государства" или "правительства" должна истолковываться как включающая любые региональные группы государства в той мере, в какой они правомочны в области ограничительной деловой практики.

9. Комплекс принципов и правил не применяется ни к межправительственным соглашениям, ни к ограничительной деловой практике, проводимой на основе таких соглашений.

С. СОГЛАСОВАННЫЕ НА МНОГОСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ
СПРАВЕДЛИВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ
ЗА ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЛОВОЙ
ПРАКТИКОЙ

В соответствии с изложенными целями должны применяться следующие принципы:

i) Общие принципы

1. На национальном региональном и международном уровнях необходимо принять соответствующие меры, взаимоукрепляющим образом направленные на устранение или эффективное сокращение ограничительной деловой практики, включая практику транснациональных корпораций, неблагоприятно сказывающуюся на международной торговле, особенно на торговле развивающихся стран и на экономическом развитии этих стран.

2. Должно быть установлено сотрудничество между правительствами на двустороннем и многостороннем уровнях, а там, где такое сотрудничество установлено, его необходимо улучшить с целью облегчения контроля за ограничительной деловой практикой.

3. Должны быть разработаны на международном уровне соответствующие механизмы, и/или использование существующих международных механизмов должно быть улучшено для облегчения обмена информацией между правительствами в отношении ограничительной деловой практики и ее распространения среди правительств.

4. Необходимо разработать соответствующие меры для облегчения проведения многосторонних консультаций в отношении программных вопросов, касающихся контроля за ограничительной деловой практикой.

5. Положения данного Комплекса принципов и правил не должны истолковываться как оправдывающие поведение предприятий, которое является незаконным в соответствии с применяемым национальным и региональным законодательством.

ii) Факторы, подлежащие учету при применении
Комплекса принципов и правил

6. С целью обеспечения применения настоящего Комплекса принципов и правил на справедливой и равной основе государствам следует наряду с учетом необходимости обеспечения широкого применения данного Комплекса принципов и правил уделять должное внимание той степени, в которой поведение предприятий, независимо от того, созданы ли они или контролируются ли они государствами, допустимо в соответствии с применяемыми законодательством и постановлениями, учитывая, что такие законы и постановления должны быть четко определены и являются лекгодоступными для общественности, или же требуется государствами.

iii) Преференциальный или дифференцированный режим
для развивающихся стран

7. С целью обеспечения справедливого применения настоящего Комплекса принципов и правил государствам, особенно развитым странам, при установлении ими контроля над ограничительной деловой практикой следует учитывать потребности развития, а также финансовые и торговые потребности развивающихся стран, в частности наименее развитых стран, в целях, особенно в отношении развивающихся стран:

а) содействовать созданию или развитию отечественной промышленности, а также экономическому развитию других секторов экономики и

б) поощрения их экономического развития путем принятия развивающимися странами региональных и глобальных мер.

D. Принципы и правила в отношении предприятий,
включая транснациональные корпорации

1. Предприятия должны соблюдать законы об ограничительной деловой практике, а также положения, касающиеся ограничительной деловой практики, содержащиеся в других законах стран, в которых они действуют, и в случае судебного разбирательства в соответствии с этими законами должны подлежать компенсации судов и соответствующих административных органов этих стран.

2. Предприятия должны консультироваться и сотрудничать с компетентными органами власти стран, которых это непосредственно касается, в их деятельности по контролю за ограничительной деловой практикой, отрицательно сказывающейся на интересах этих стран. В этой связи предприятия должны также представлять необходимую для этого информацию, в частности подробные данные об ограничительных соглашениях, включая информацию, которая может находиться в других странах, при условии, что в последнем случае такое представление или раскрытие информации не запрещено действующим законодательством или не противоречит установленной государственной политике. Представление информации на добровольной основе должно осуществляться в соответствии с гарантиями, обычно применяемыми в этой области.

3. Предприятия - за исключением тех случаев, кода они поддерживают взаимные связи в рамках экономической единицы, в которой они находятся под общим контролем, в том числе на основе права собственности, или не могут действовать независимо друг от друга по иным причинам, - осуществляющие на рынке деятельность, которая является конкурирующей или потенциально конкурирующей, должны воздерживаться от указанных ниже видов практики в тех случаях, когда они при помощи официальных, неофициальных, письменных или устных соглашений или договоренностей ограничивают доступ к рынкам или же иным образом неправомерно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю, особенно на торговлю развивающихся стран и на экономическое развитие этих стран:

a) соглашения, устанавливающие цены, включая экспортные и импортные цены;

b) участие в торгах по тайному сговору;

c) соглашения о распределении рынков или покупателей;

d) выделение квот на продажу и производство;

e) коллективные действия в поддержку договоренности, например, сговор об отказе вести дела;

f) сговор об отказе поставок потенциальным импортерам;

g) коллективный отказ в допуске к заключению соглашения или к вступлению в ассоциацию, имеющем решающее значение для конкуренции.

4. Предприятия должны воздерживаться от следующих действий или поведения на соответствующем рынке, когда посредством злоупотребления* или приобретения и злоупотребления господствующим положением на рынке они ограничивают доступ на рынки или иным образом неправомерно ограничивают конкуренцию, что имеет или может иметь неблагоприятные последствия для международной торговли, в частности торговли развивающихся стран и для экономического развития этих стран:

__________________________________

* Вопрос о том, носят ли соответствующие действия или поведение характер злоупотребления или нет, необходимо рассматривать с точки зрения их цели и влияния в конкретной ситуации, в частности с учетом того, ограничивают ли они доступ к рынкам или же иным образом неправомерно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю, особенно на торговлю развивающихся стран и на экономическое развитие этих стран, а также с учетом следующих соображений:
а) соответствуют ли они организационным, административным и юридическим взаимосвязям между данными предприятиями, как, например, в рамках связей внутри экономической единицы, и не оказывают ли они ограничительное влияние на предприятия, с которыми не существует таких связей;
b) соответствуют ли они специальным условиям или экономическим обстоятельствам, сложившимся на данном рынке, таким, как необычные условия спроса и предложения или размер рынка;
c) принадлежат ли они к тем категориям, которые обычно рассматриваются как приемлемые на основании соответствующих национальных или региональных законов и правил контроля над ограничительной деловой практикой;
d) совместимы ли они с целями настоящих принципов и правил.


а) хищнического поведения по отношению к конкурентам, например, использования цен ниже себестоимости для устранения конкурентов;

b) установления дискриминационных (то есть неоправданно дифференцированных) цен или условий в отношении поставок или покупки товаров или услуг, в том числе посредством использования политики ценообразования в слделках между дочерними предприятиями, которые устанавливают завышенную или заниженную цену на покупаемые или поставляемые товары или услуги по сравнению с аналогичными или сопоставимыми сделками с предприятиями, не являющимися дочерними;

c) слияний, поглощений, совместных предприятий или других форм приобретения контроля, будь то горизонтального, вертикального или конгломератного характера;

d) установления цен, по которым экспортированные товары могут перепродаваться в импортирующих странах;

e) ограничений импорта товаров, которые на законных основаниях были отмечены за границей товарным знаком, идентичным или подобным товарному знаку, который защищен применительно к идентичным или подобным товарам в импортирующей стране, в тех случаях, когда данные товарные знаки имеют одно и то же происхождение, то есть принадлежат одному владельцу или используются предприятиями, являющимися взаимозависимыми с экономической, организационной, управленческой или юридической точек зрения, и когда цель таких ограничений состоит в поддержании искусственно завышенных цен;

f) действий или поведения, которые не направлены на достижение законных коммерческих целей, таких, как обеспечение качества, безопасности, соответствующего распределения или обслуживания:

i) частичного или полного отказа вести дела на обычных коммерческих условиях предприятия;

ii) установления зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении распределения или производства конкурирующих или других товаров;

iii) установления ограничений в отношении того, где или кому, или в какой форме, или в каких количествах поставляемые или другие товары могут быть перепроданы или экспортированы;

iv) установления зависимости поставок конкретных товаров или услуг от закупок других товаров или услуг у поставщика или назначенного им лица.

E. Принципы и правила в отношении государств на
национальном, региональном и субрегиональном
уровнях

1. Государствам следует на национальном уровне или через региональные группировки принимать, улучшать и эффективно осуществлять соответствующие законодательные акты, а также необходимые для проведения их в жизнь судебные и административные процедуры контроля над ограничительной деловой практикой, включая ограничительную деловую практику транснациональных корпораций.

2. Государствам следует основывать свое законодательство в первую очередь на принципе устранения или эффективного регулирования действий или поведения предприятий, которые посредством злоупотребления или приобретения господствующего положения на рынке и злоупотребления этим положением ограничивают доступ к рынкам или иным образом неправомерно сдерживают конкуренцию, что отрицательно сказывается или может сказаться на их торговле или экономическом развитии, или которые посредством официальных, неофициальных, закрепленных или незакрепленных в письменном виде договоренностей или соглашений между предприятиями приводят к тем же последствиям.

3. Государства, осуществляя контроль над ограничительной деловой практикой, должны обеспечивать справедливое и равное отношение ко всем предприятиям на одинаковой основе и в соответствии с установленным законом процедурами. Следует обеспечивать возможность свободного и беспрепятственного ознакомления с данными законодательными актами и правилами.

4. Государствам следует изыскивать надлежащие исправительные или превентивные меры для недопущения ограничительной деловой практики и/или контроля за ней в рамках их компетенции, когда им известно, что такая практика отрицательно сказывается на международной торговле, особенно на торговле и развитии развивающихся стран.

5. Когда с целью борьбы с ограничительной деловой практикой государство получает от предприятия информацию, содержащую охраняемую законом коммерческую тайну, оно должно обеспечивать в отношении такой информации разумные защитные меры, обычно применяемые в этой области, в частности для соблюдения конфиденциальности этой информации.

6. Государствам следует ввести или улучшить процедуры получения от предприятий, включая транснациональные корпорации, сведений, необходимых для эффективного контроля за ограничительной деловой практикой, включая в связи с этим подробные данные в отношении заключенных ограничительных договоров, договоренностей или иных соглашений.

7. Государствам следует создать соответствующие механизмы на региональном и субрегиональном уровнях с целью поощрения обмена информацией об ограничительной деловой практике и об осуществлении национальных законов и политики в этой области и для оказания друг другу помощи в отношении взаимовыгодного для них контроля над ограничительной деловой практикой на региональном и субрегиональном уровнях.

8. Государствам с большим опытом использования систем контроля над ограничительной деловой практикой следует по запросу предоставлять этот опыт или какую-либо иную техническую помощь другим государствам, стремящимся разработать или усовершенствовать такие системы.

9. Государствам следует по запросу или по собственной инициативе, когда им становится известно о такой необходимости, предоставлять в распоряжение других государств, особенно развивающихся стран, общедоступную информацию и, в соответствии с их законами и установленной политикой органов власти, иную информацию, необходимую получающему заинтересованному государству для эффективного контроля над ограничительной деловой практикой.

F. Международные меры

Целью сотрудничества на международном уровне должно быть устранение или эффективное регулирование ограничительной деловой практики, включая практику транснациональных корпораций, посредством усиления и улучшения контроля над ограничительной деловой практикой, неблагоприятно воздействующей на международную торговлю, особенно торговлю развивающихся стран, а также на экономическое развитие этих стран. В этом отношении меры должны включать:

1. Деятельность, направленную на согласование национальной политики, касающейся ограничительной деловой практики, в соответствии с Комплексом принципов и правил.

2. Ежегодное представление Генеральному секретарю ЮНКТАД надлежащей информации о мерах, принятых государствами и региональными группами для выполнения своих обязательств в рамках Комплекса принципов и правил, и информации о принятии, развитии и применении законодательных норм, правил и политики в отношении ограничительной деловой практики.

3. Постоянную ежегодную публикацию ЮНКТАД доклада об изменениях в законодательстве в области ограничительной деловой практики и об ограничительной деловой практике, неблагоприятно влияющей на международную торговлю, в частности на торговлю и развитие развивающихся стран, основанного на общедоступной информации и, по мере возможности, другой информации, полученной, в частности, на основе запросов, направленных всем государствам-членам, или представленной по их собственной инициативе, и запросов, направленных в случае необходимости Центру Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям и другим компетентным международным организациям.

4. Консультации:

a) если государство, в особенности развивающаяся страна, считает, что необходимо провести консультации с другим государством или государствами по вопросу, касающемуся контроля над ограничительной деловой практикой, оно может просить о проведении консультации с этими государствами с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Когда решение о проведении консультации принято, заинтересованные государства могут просить Генерального секретаря ЮНКТАД обеспечить взаимно согласованные средства обслуживания конференций для таких консультаций;

b) государства должны внимательно рассматривать просьбы о консультациях и при наличии согласия в отношении темы и процедур таких консультаций они должны быть проведены в соответствующие сроки;

c) если участвующие в консультациях государства примут соответствующее решение, им следует составить, если они того пожелают, с помощью секретариата ЮНКТАД совместный доклад об этих консультациях и их результатах и передать его Генеральному секретарю ЮНКТАД для включения в ежегодный доклад об ограничительной деловой практике.

5. Продолжение работы в рамках ЮНКТАД по подготовке типового закона или законов об ограничительной деловой практике в целях оказания помощи развивающимся странам в разработке их соответствующих законодательств. В этой связи государства должны предоставить ЮНКТАД необходимую информацию и опыт.

6. Осуществление в рамках ЮНКТАД или содействие со стороны ЮНКТАД и других соответствующих организаций системы Организации Объединенных Наций совместно с ЮНКТАД в осуществлении программ технической помощи, консультативного обслуживания и подготовки кадров в области ограничительной деловой практики, особенно для развивающихся стран:

a) должны предоставляться услуги экспертов для оказания развивающимся странам по их просьбе помощи в разработке или совершенствовании законодательства и процедур в области ограничительной деловой практики;

b) следует проводить преимущественно в развивающихся странах семинары, учебные программы или курсы по подготовке должностных лиц, которые занимаются или, возможно, будут заниматься осуществлением законодательства в области ограничительной деловой практики и в этой связи должны использоваться, в частности, опыт и знания административных органов, особенно в развитых странах, в выявлении случаев ограничительной деловой практики;

c) следует составить справочник законодательных актов по ограничительной деловой практике;

d) следует собрать и предоставить в распоряжение стран, особенно развивающихся, соответствующие книги, документы, справочники и другую информацию по вопросам ограничительной деловой практики;

e) следует организовать и облегчить обмен персоналом между органами, занимающимися вопросами ограничительной деловой практики;

f) следует проводить международные конференции по законодательству и политике в области ограничительной деловой практики;

g) следует проводить семинары для обмена мнениями по ограничительной деловой практике между специалистами государственного и частного секторов.

7. Международные организации и программы финансирования, в частности Программу развития Организации Объединенных Наций, следует привлечь к обеспечению ресурсов через соответствующие каналы и процедуры для финансирования деятельности, изложенной в пункте 6, выше. Кроме того, всем странам, и особенно развитым, предлагается внести добровольные финансовые и другие вклады в вышеупомянутую деятельность.

G. Международный институционный механизм

i) Институционные меры

1. Межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике, действующая в рамках Комитета ЮНКТАД, выступает в роли институционного механизма.

2. Государства, которые приняли Комплекс принципов и правил, должны принимать соответствующие меры на национальном или региональном уровне для выполнения своих обязательств в отношении Комплекса принципов и правил.

ii) Функции Межправительственной группы

3. Межправительственная группа должна выполнять следующие функции:

a) обеспечивать форум и условия для проведения многосторонних консультаций, дискуссий и обмена мнениями между государствами по вопросам, относящимся к Комплексу принципов и правил, в частности его применению и приобретаемому в процессе этого применения опыту;

b) периодически проводить и распространять обзоры и исследования по ограничительной деловой практике в связи с положениями Комплекса принципов и правил с целью расширения обмена опытом и повышения эффективности применения этого Комплекса;

c) запрашивать и рассматривать соответствующие исследования, документацию и доклады компетентных организаций системы Организации Объединенных Наций;

d) изучать вопросы, относящиеся к Комплексу принципов и правил, которые могут быть освещены при помощи данных, охватывающих деловые операции, и другой соответствующей информации, полученной по просьбе, адресованной всем государствам;

e) собирать и распространять информацию по вопросам, относящимся к Комплексу принципов и правил, ко всеобщему достижению его целей и к соответствующим мерам, принятым государствами на национальном или региональном уровне с целью содействия осуществлению Комплекса принципов и правил, включая его цели и принципы;

f) представлять государствам соответствующие доклады и рекомендации по вопросам, входящим в сферу ее компетенции, в том числе по вопросу о применении и осуществлении Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил;

g) представлять по крайней мере раз в год доклады о своей работе;

4. При выполнении своих функций ни Межправительственная группа, ни ее вспомогательные органы не выступают в качестве трибунала и не выносят каких-либо суждений о деятельности или поведения отдельных правительств или отдельных предприятий в связи с какой-либо конкретной деловой операцией. Межправительственной группе и ее вспомогательным органам следует избегать вмешательства в споры между предприятиями, участвующими в какой-либо конкретной деловой операции.

5. Межправительственная группа устанавливает такие процедуры, которые могут быть необходимы для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к конфиденциальным сведениям.

iii) Процедура рассмотрения

6. При условии одобрения Генеральной Ассамблеей и по истечении пяти лет после принятия Комплекса принципов и правил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций созывает конференцию Организации Объединенных Наций под руководством ЮНКТАД с целью рассмотрения всех аспектов Комплекса принципов и правил. С этой целью Межправительственная группа представляет Конференции предложения в отношении улучшения и дальнейшей разработки Комплекса принципов и правил.

Комментарий к комплексу согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой

           (для советских участников внешнеэкономической
                           деятельности)

I. ОБЩИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Принятый в 1980 году Генеральной Ассамблеей ООН Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (далее Комплекс) является первым и пока единственным международно-правовым документом, заложившим на универсальной межправительственной базе основы многостороннего антимонопольного регулирования в международной торговле (термин "ограничительная деловая практика" применяется в международном лексиконе для обозначения монополистических действий или соглашений, направленных на неоправданное ограничение или устранение конкуренции). Международная антимонопольная политика относится к числу наиболее молодых и потому еще не слишком развитых сфер многостороннего экономического регулирования. Несмотря на то, что первые национальные антимонопольные законы были приняты еще в конце прошлого века (в США и Канаде), широкое распространение подобное законодательство, как один из главных инструментов государственного регулирования рыночной экономики, получило лишь после Второй мировой войны. В это же время складывается и понимание необходимости международной координации антимонопольной политики. И хотя активные потытки добиться сближения подходов различных государств к фундаментальным вопросам в данной области и разработать документ, подобный Комплексу предпринимались еще в довоенный период (в рамках Лиги наций), а затем в первые послевоенные годы (в рамках разрабатывавшегося под эгидой ООН проекта создания Международной торговой организации), реальный прогресс был достигнут лишь в 70-е годы, когда после длительной подготовительной работы и сложных переговоров в рамках экспертных групп Конференции ОНН по торговле и развитию (ЮНКТАД) проект документа был внесен на рассмотрение специальной дипломатической конференции. Прошедшая в 1979 - 1980 гг. Конференция ООН по ограничительной деловой практике устранила оставшиеся спорные моменты и утвердила Комплекс, единогласно принятый затем Генеральной Ассамблеей ООН на ее тридцать пятой сессии в качестве резолюции 35/63.

II. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОМПЛЕКСА
И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО ПРИНЯТИЯ
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Будучи по своему правовому статусу резолюцией Генеральной Ассамблеи ОНН, Комплекс носит сугубо рекомендательный характер и адресован, в первую очередь, государствам - членам ООН и лишь через них - предприятиям - непосредственным участникам международной торговли. Вместе с тем, хотя Комплекс и не может рассматриваться в качестве юридически обязательного документа типа международного договора, он накладывает на все государства - члены ООН (включая и СССР) серьезные моральные обязательства по его соблюдению. В частности, в случае явного невыполнения советской стороной основных положений Комплекса, СССР рискует потерять репутацию надежного партнера по международным соглашениям, что чревато для страны значительными издержками как экономического, так и политического характера. Поэтому заинтересованность Советского государства в обеспечении соответствия поведения советских участников внешне экономической деятельности на мировых рынках нормам, сформулированным в Комплексе, весьма высока, и оно оказывается так или иначе вынуждено добиваться данного соответствия, используя самые разнообразные рычаги воздействия на предприятия, игнорирующие эти нормы.

Кроме того, открытый отказ от соблюдения Комплекса может существенно затруднить для предприятий-нарушителей получение дипломатической или иной защиты от собственного правительства за рубежом, а также страхование заграничных операций, получение финансовых средств или участие в реализации проектов по линии международных организаций, наконец, неизбежно делает их объектами самого пристального внимания национальных антимонопольных органов зарубежных стран. Совокупный эффект подобных "неформальных санкций" обычно расценивается как достаточно весомый, чтобы заставить участников международной торговли считаться с рекомендательными положениями Комплекса.

III. КОММЕНТАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
КОМПЛЕКСА

Переходя к рассмотрению конкретного содержания Комплекса, следует, прежде всего, иметь в виду, что рекомендательный его характер обуславливает и специфику формы изложения, т.е. самого "языка" документа. Строгих, в юридическом смысле, формулировок в нем совсем немного, и значительная часть положений определена в самом общем виде, оставляющем немалые возможности для различного толкования (что отражает объективно сложный характер достижения международного консенсуса по многим вопросам антимонопольного регулирования).

Первые два раздела Комплекса "А" и "В" определяют соответственно цели и сферу применения документа (включая дефиниции некоторых ключевых для документа понятий). Что касается целей, то, по существу, речь идет о трех основных моментах. Первый связан с общей концепцией, лежащей в основе антимонопольного регулирования, которая, в частности, исходит из того, что создание и сохранение экономических условий, необходимых для свободной и эффективной конкуренции между всеми предприятиями, обеспечивает в конечном счете оптимальное распределение хозяйственных ресурсов, низкие цены, высокое качество и научно-технический прогресс в интересах всего общества в целом. Отсюда утверждение антимонопольных принципов и норм на международном уровне должно, по мысли авторов Комплекса, способствовать достижению большей эффективности в области международной торговли и развития ( в том числе путем поощрения конкуренции, контроля за концентрацией капитала и экономической мощи, содействия распространению научно- технических достижений), а также защите социального благосостояния, в частности, посредством защиты интересов потребителей. Второй момент непосредственно относиться к сфере международного экономического обмена и обусловлен тесным переплетением антимонопольной и торговой политики. Послевоенный опыт мирохозяйственного развития, среди прочего, показал, что снижение или устранение государственных протекционистских барьеров на пути торговых потоков может быть компенсировано повышением барьеров частномонополистических. Поэтому решение задачи общей либерализации международной торговли неизбежно предполагает достижение достаточно высокого уровня межгосударственного сотрудничества в сфере антимонопольного регулирования. Наконец, третий момент связан с сохраняющейся ситуацией неуниверсального распространения национального антимонопольного законодательства, отсутствия его во многих развивающихся странах и в целом ряде восточноевропейских стран. В этих условиях принятие Комплекса справедливо рассматривалось в качестве мощного стимула принятия и усиления национальных законов и политики в данной области.

Очень важное значение, с позиции практического использования Комплекса, имеют положения документа, определяющие сферу его действия. Здесь следует особо подчеркнуть весьма широкий охват этой сферы. В частности, Комплекс может применяться ко всем типам предприятий, независимо от способа их создания и формы собственности, включая государственные. Он относится ко всем сделкам в области товаров и услуг и распространяется на любую ограничительную деловую практику, оказывающую отрицательное воздействие на международную торговлю, причем независимо от того, затрагивает ли такая практика предприятия в одной или нескольких странах. По существу единственным четко определенным и весьма существенным ( в особенности для советских участников внешнеэкономической деятельности) изъятием является то, что Комплекс не применяется ни к межправительственным соглашениям, ни к ограничительной деловой практике, проводимой на основе таких соглашений.

Что касается определения двух фундаментальных для антимонопольной политики понятий - "ограничительная деловая практика" и "господствующее положение на рынке" - то, вследствие самой сложности этих категорий и сохраняющихся расхождений в подходах отдельных стран, данные дефиниции были сформулированы в компромиссной и особенно расплывчатой форме, делающий их малопригодными для практического применения.

Раздел "С" Комплекса, излагающий общие принципы контроля за ограничительной деловой практикой в международной торговле, также носит в основном декларативный характер. Он намечает лишь первоначальные контуры международного сотрудничества в сфере антимонопольного регулирования, включая принятие взаимоукрепляющих мер в данной области на национальном, региональном и международном уровнях, а также развитие двухсторонних и многосторонних форм и механизмов такого сотрудничества, в частности связанных с межправительственным обменом соответствующей информацией и проведением многосторонних консультаций по программным вопросам антимонопольной политики.

В самом общем виде сформулированы и положения, касающиеся преференциального режима применения Комплекса к развивающимся странам. На деле они не оставляют государствам "третьего мира" и их предприятиям никаких конкретных преимуществ в данной области.

Практическое значение могут по существу иметь лишь два пункта данного раздела. Один предусматривает, что положения Комплекса не должны интерпретироваться как оправдание поведения предприятий, которое является незаконным в соответствии с применимым национальным или региональным законодательством. Другой пункт специально подчеркивает, что в процессе применения Комплекса следует уделять должное внимание тому, в какой мере поведение предприятий допустимо в соответствии с применимым законодательством или осуществляется по требованию государств. Последнее означает, что при определенных обстоятельствах государственные предприятия могут отводить обвинения в нарушении положений Комплекса ссылками на требования собственных государств.

Разделы "D" и "Е" являются своего рода сердцевиной Комплекса. Особое значение для участников международной торговли имеет раздел "D", определяющий конкретные принципы и нормы поведения предприятий. В целом по своим содержательным характеристикам данные нормы не выходят за рамки основных положений национальных антимонопольных законов развитых стран Запада, являются своего рода сжатым синтезом этих положений, скомпилированных по принципу "наименьшего общего знаменателя" (то есть они "очищены" от наиболее жестких запретов и представляют весьма умеренный режим антимонопольного регулирования).

Как и в национальных антимонопольных законах, конкретные нормы описывают те виды нежелательной деловой практики, от которых предприятиям следует воздерживаться, поскольку они (эти виды деловой практики) приводят к неоправданному ограничению конкуренции. Выделено две основные группы подобных видов злоупотреблений: монополистические соглашения и монополистические действия на индивидуальной основе. К первой группе относятся соглашения (или договоренности) в любых формах между прямо или потенциально конкурирующими предприятиями, направленные на :

- согласованное установление или поддержание цен (экспортных или импортных);

- обеспечение согласованных действий на торгах по тайному сговору;

- раздел рынков или распределение покупателей;

- взаимное распределение квот на продажу или производство;

- проведение согласованных акций против аутсайдеров (то есть предприятий, не участвующих в соглашении), включая коллективный бойкот;

- коллективный отказ от поставок потенциальным импортерам;

- коллективный отказ в допуске аутсайдеров в ассоциации или соглашения, имеющие ключевое значение для конкуренции.

Подавляющее большинство этих коллективных злоупотреблений относится к классическим методам деятельности картелей, и механизм их антиконкурентного воздействия очевиден. Единственным приемом, требующим дополнительных пояснений, вследствие своей сложности, является согласованное поведение на торгах. В данном случае заявки на участие в торгах подают все участники монополистического соглашения, но они уже заранее договорились о том, кто "выиграет" контракт. Чтобы ввести организаторов торгов в заблуждение, все участники, кроме одного, назначают заведомо неприемлемые цены или позволяют последнему снижать свою цену до наиболее низкой из представленных.

Для монополистических соглашений предусмотрено одно существенное изъятие: они признаются вполне законными, когда участвующие в них предприятия являются составными частями одной экономической единицы и действуют под общим контролем (в том числе на основе права собственности) или по иным причинам не могут действовать независимо друг от друга. Фактически здесь идет речь о предприятиях, входящих в централизованную хозяйственную структуру транснациональных корпораций, внутрифирменные отношения которых обычно исключены из сферы действия антимонопольного регулирования.

Что касается монополистических действий на индивидуальной основе, то предусмотренные в их отношении изъятия носят значительно более широкий характер. Сам вопрос об отнесении тех или иных действий предприятий к злоупотреблениям предполагается решать на основе рассмотрения их целей и влияния в каждой конкретной ситуации и, в частности, с учетом их соответствия организационным, административным и юридическим взаимоотношениям с другими предприятиями (включая вопрос о том, носят ли эти отношения внутрифирменный или межфирменный характер), соответствия особым экономическим условиям, сложившимся на данном рынке, а также с учетом их допустимости в рамках конкретных национальных или региональных антимонопольных законов.

В группу индивидуальных монополистических действий, от которых предприятиям рекомендовано воздерживаться в международной торговле, включены следующие злоупотребления доминирующим положениям на рынке:

- целенаправленное вытеснение конкурентов с рынка (так называемое хищническое поведение), в том числе путем сбивания цен ниже издержек производства;

- слияния, поглощения, создание совместных предприятий и иные формы приобретения контроля над конкурирующими предприятиями;

- навязывание дискриминационных (то есть неоправданно дифференцированных) цен или условий продажи (закупок), включая целенаправленное завышение или занижение цен по внутрифирменным поставкам транснациональных корпораций;

- фиксирование цен, по которым экспортируемые товары могут перепродаваться в странах-импортерах;

- использование исключительных прав собственности на товарные знаки для искусственного ограничения импорта (товаров, произведенных на зарубежных филиальных предприятиях и маркированных идентичными товарными знаками) из других стран и поддержания на этой базе завышенных цен;

- частичный или полный отказ от деловых связей на обычных для данного предприятия коммерческих условиях;

- навязывание ограничений на производство или продажу конкурирующих (или иных) товаров в качестве условия поставки определенных товаров или услуг;

- принуждение покупателя закупать (у поставщика или назначенного им лица) одни товары или услуги в качестве условия поставки других необходимых ему (покупателю), товаров или услуг;

- навязывание ограничений в отношении того, куда, кому, в какой форме и в каком объеме поставляемые данным предприятием (или иные) товары могут быть перепроданы или экспортированы.

При этом для последних четырех видов монополистических действий специально оговариваются дополнительные изъятия: рассматривать их в качестве злоупотреблений предлагается только в тех случаях, когда они не направлены на достижение законных коммерческих целей, таких, как обеспечение качества, охраны здоровья потребителя, надлежащего распределения или обслуживания.

Кроме перечня осуждаемых приемов ограничительной деловой практики, в раздел "D" Комплекса включены еще два важных принципа, которыми рекомендовано руководствоваться участникам международной торговли. Это, во-первых, соблюдение национальных антимонопольных законов тех стран, где данные предприятия осуществляют свои операции и соответственно подлежат их юрисдикции, а во-вторых, сотрудничество с компетентными национальными антимонопольными органами этих стран и, прежде всего, предоставление им соответствующей подробной информации (причем данную информацию рекомендовано предоставлять и в тех случаях, когда она находится за границей, если это не противоречит применимому там законодательству или принятой государственной политике).

Раздел "Е" содержит основные принципы и нормы, которым рекомендовано следовать в своей практике национальным государствам. Ключевое значение здесь имеет рекомендация принимать, совершенствовать и эффективно применять национальное антимонопольное законодательство (или аналогичные правовые акты на региональном уровне), а также необходимые для его реализации судебные и административные процедуры контроля. При этом в процессе разработки антимонопольного законодательства предложено исходить , в первую очередь, из принципов устранения и эффективного регулирования практики, неоправданно ограничивающей конкуренцию. В нашей стране принятие в марте 1991 года Закона РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках явилось первым существенным шагом в данной области. А принятое годом раньше постановление Совета Министров СССР "О мерах по демонополизации народного хозяйства" (N 835 от 16.VIII.90 г.) дает основание говорить о том, что и на уровне Союза ССР работа идет в нужном направлении.

Очень важной, с точки зрения участников международной торговли, является рекомендация государствам обеспечивать в рамках антимонопольного регулирования справедливое и равное отношение ко всем предприятиям на одинаковой основе и в соответствии с установленными законодательством процедурами. Таким образом подтвержден принцип национального режима для иностранных предприятий в сфере антимонопольного регулирования.

Весьма существенным представляется и то, что в случае выявления государствами ограничительной деловой практики, оказывающей отрицательное воздействие на международную торговлю, им рекомендовано принять необходимые "исправительные или превентивные" меры для устранения такой практики в рамках своей компетенции. Иными словами, речь идет о том, чтобы государства в процессе антимонопольного регулирования не ограничивались узкими задачами защиты конкуренции только на своих национальных рынках (как это предусмотрено в большинстве национальных антимонопольных законов), а рассматривали эти задачи в более широком международном контексте (но не выходя за рамки своей юрисдикции).

Целый ряд рекомендаций государствам связан с информационным обеспечением, имеющем ключевое значение для эффективности антимонопольного регулирования. Прежде всего, если получаемая от предприятий информация, необходимая для контроля за ограничительной деловой практикой, содержит охраняемую в законном порядке коммерческую тайну, то государствам рекомендовано позаботиться о защите ее конфиденциальности. Кроме того, государствам предложено учредить или усовершенствовать процедуры сбора соответствующей информации у предприятий, а также создать механизмы на региональном и субрегиональном уровнях для содействия взаимовыгодному обмену такой информацией. Более того, государствам специально рекомендовано в случае запроса или по собственной инициативе передавать другим государствам официально доступную информацию, а также (в той мере, в какой это позволяет их законодательство и принятая государственная политика) и другую информацию, необходимую для эффективного антимонопольного регулирования.

Наконец, государствам, обладающим более значительным опытом в области антимонопольного регулирования, прелагается предоставлять другим заинтересованным государствам соответствующую техническую помощь.

Разделы "F" и "G" Комплекса посвящены международному сотрудничеству в области антимонопольного регулирования. Поскольку основная нагрузка по контролю за выполнением предприятиями рекомендаций Комплекса ложится на национальные государства, эти разделы, с позиций участников международной торговли, играют преимущественно вспомогательную роль. Однако, потенциальная практическая значимость одного из положений раздела "F", намечающего меры международного сотрудничества, весьма высока. Речь идет о механизме международных консультаций в области контроля за ограничительной деловой практикой. В частности, предусмотрено, что если одно государство считает необходимым консультацию по вопросам антимонопольного регулирования с другим государством или государствами, оно может просить о проведении таких консультаций с целью нахождения взаимноприемлемого решения. Причем государствам, в адрес которых поступают просьбы подобного рода, рекомендовано внимательно их рассматривать и в случае согласия с предметом обсуждения и его процедурой проводить консультации в соответствующие сроки. В свою очередь генеральный секретарь ЮНКТАД должен обеспечить по просьбе заинтересованных государств необходимые средства обслуживания таких консультаций.

Для советских участников международной торговли наличие этих положений в комплексе означает, что, понеся ущерб в результате монополистической деятельности иностранных предприятий на внешнем рынке и обладая необходимыми фактическими материалами, они (советские участники международной торговли) могут обратиться в компетентные государственные органы своей страны (например, в союзный или республиканский антимонопольный комитет), чтобы те выступили инициатором межправительственных консультаций с компетентными государственными органами страны базирования соответствующего иностранного предприятия по вопросам прекращения монополистической деятельности.

Справедливости ради, следует отметить, что до сир пор данный механизм международных консультаций не получил практического применения. Но это, главным образом, объясняется тем, что западные государства предпочитают использовать в этих целях аналогичный механизм, существующий в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (в которую входят только страны Запада, Турция и на правах неполного членства Югославия), а развивающиеся государства в большинстве своем не располагают необходимой информацией.
Другие, предусмотренные в разделе "F" меры международного

сотрудничества можно разделить на три основных блока.  Первый  общей
форме декларирует   необходимость   деятельности,   направленной  на
сближение национальных подходов к антимонопольной  политике  в  духе
принципов и норм Комплекса.  Второй блок намечает меры,  связанные с
организацией в рамках ЮНКТАД международного сбора и  распространения
официальной информации   в  области  антимонопольного  регулирования
(включая ........
органах и   снабжение   их   необходимой   литературой,  составление
справочника законодательных   актов   в   области   антимонопольного
регулирования).

Последний раздел "G" Комплекса, посвященный международному институционному механизму, предусматривает, что роль последнего выполняет Межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике, действующая в рамках Комитета ЮНКТАД. Функции этой группы весьма ограничены, и главной из них является обеспечение условий для проведения многосторонних консультаций, дискуссий и обмена мнений между государствами по вопросам, касающимся Комплекса, и в частности его применения и приобретаемого в процессе этого применения опыта. В то же время, специально подчеркивается, что при выполнении своих функций ни Межправительственная группа, ни ее вспомогательные органы не выступают в качестве трибунала и не выносят каких-либо суждений о деятельности (или поведении) отдельных правительств или предприятий в связи с конкретными деловыми операциями. Таким образом, Межправительственная группа экспертов выполняет в основном функции технического и вспомогательного характера (обеспечивая, в частности, форум для многосторонних консультаций, сбор и распространение информации, проведение обзоров и исследований, связанных с проблематикой Комплекса).

Наконец, в Комплексе предусмотрена процедура оценки его выполнения, а при необходимости и пересмотра его положений. Для этого рекомендовано проведение специальных конференций. До настоящего времени было проведено уже две такие обзорные конференции: в 1985 г. и в 1990 г. И хотя в обоих случаях высказывалось немало претензий по поводу соблюдений Комплекса отдельными государствами и предприятиями, в целом было признано, что предпосылки для каких-либо серьезных изменений в тексте документа или изменения его правового статуса пока не созрели.

     Ведущий сотрудник ИНЭМО АН СССР,
     кандидат экономических наук                    А.В.Березной


Текст документа сверен по:
"Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой перепечатан из изд. ООН, Нью-Йорк, 1981 г." Москва 1994 год

Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой

Название документа: Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой

Вид документа: Международный торговый документ

Принявший орган: Международный торговый институт

Статус: Действующий

Опубликован: Комплекс согласованных... (перепечат.из изд.ООН,Нью-Йорк,1981г.) Москва 1994 год
Дата принятия: 22 апреля 1980

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах