РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"



Принят
Государственной Думой
17 декабря 2024 года

Одобрен
Советом Федерации
20 декабря 2024 года



Статья 1


Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года №  248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №  31, ст.5007; 2021, №  24, ст.4188; 2023, №  32, ст.6215; 2024, №  33, ст.4985) следующие изменения:

1) часть 5 статьи 7 дополнить словами ", в том числе выдача необоснованных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (далее также - предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований)";

2) статью 15 дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. В случаях, если предмет федерального государственного контроля (надзора) и предмет регионального государственного контроля (надзора) совпадают, а их разграничение проводится в зависимости от объектов федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора), в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) по поручению Правительства Российской Федерации могут быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления соответствующего вида федерального государственного контроля (надзора), если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля.";

3) в статье 17:

а) часть 1 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6) информационная система (подсистема государственной информационный системы) производства по делам об административных правонарушениях (далее - система административного производства);

7) мобильное приложение "Инспектор" - разработанное на базе государственной информационной системы программное обеспечение, применяемое контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - мобильное приложение "Инспектор").";

б) дополнить частью 4_1 следующего содержания:

"4_1. Информационное взаимодействие информационных систем, указанных в настоящей статье, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также иными способами, предусмотренными положениями об указанных системах, правилами, утверждаемыми в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.";

4) часть 1 статьи 18 дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:

"2_1) перечень объектов контроля;";

5) в статье 19:

а) в части 1:

в пункте 1 слова "таких нарушений;" заменить словами "таких нарушений. В случае выявления нарушений обязательных требований, оформления актов и (или) выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в рамках мероприятий, указанных в части 3 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также специальных режимов государственного контроля (надзора) указанные акты и (или) предписания подлежат учету в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;";

дополнить пунктами 5-7 следующего содержания:

"5) формирование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

6) учет сведений о соглашениях о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований;

7) иные цели, установленные правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.";

б) часть 4 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом";

в) в части 7 слова "абзаце первом настоящей части" заменить словами "части 6 настоящей статьи";

6) часть 7 статьи 22 признать утратившей силу;

7) часть 7 статьи 23 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7) отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение определенного периода времени;

8) наличие определенного публичной оценкой уровня соблюдения обязательных требований уровня соблюдения обязательных требований, если такая оценка предусмотрена в рамках вида контроля.";

8) в статье 24:

а) часть 2 после слов "без взаимодействия с контролируемыми лицами" дополнить словами "(за исключением сбора, обработки, анализа и учета сведений в рамках обязательного профилактического визита)";

б) часть 6 после слов "Контролируемое лицо" дополнить словами ", в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций),";

9) статью 25 изложить в следующей редакции:

"Статья 25. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов

 

1. Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливаются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).

2. Устанавливаются следующие периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов:

1) не менее одного, но не более двух плановых контрольных (надзорных) мероприятий в год - для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;

2) одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;

3) периодичность проведения обязательных профилактических визитов, в том числе по отдельным видам контроля, определяется Правительством Российской Федерации - для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.

3. Контрольный (надзорный) орган вправе провести вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в пункте 1 части 2 настоящей статьи, обязательный профилактический визит.

4. Положением о виде контроля с учетом положений настоящей статьи устанавливаются периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения обязательных профилактических визитов по каждому виду таких мероприятий, визитов для каждой категории риска, а также могут быть установлены сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий, особенности содержания контрольных (надзорных) мероприятий, объем представляемых документов, инструментального обследования, проводимых испытаний, экспертиз и экспериментов.

5. Положением о виде контроля может быть предусмотрено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, в отношении определенных категорий риска не проводятся.

6. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение контролируемого лица от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, обязательных профилактических визитов в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

7. Положения настоящей статьи не ограничивают проведение обязательных профилактических визитов, указанных в пунктах 2-4 части 1 и части 2 статьи 52_1 настоящего Федерального закона.";

10) часть 3 статьи 28 изложить в следующей редакции:

"3. Квалификационные требования для замещения должности инспектора в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, государственных и муниципальных учреждениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 26 настоящего Федерального закона, устанавливаются в соответствии с требованиями трудового законодательства.";

11) часть 8 статьи 30 дополнить словами ", а также подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики";

12) статью 36 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, предусмотренный правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий двухмерный штриховой код, посредством которого обеспечивается переход на страницу единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, содержащую информацию об указанном контрольном (надзорном) мероприятии, отсутствует либо нанесен некорректным образом, за исключением случаев, если до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия не требуется принятия решения о его проведении.";

13) в статье 40:

а) часть 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) в случае отсутствия вышестоящего органа контрольного (надзорного) органа жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа или органом, созданным в соответствии с частью 3 настоящей статьи.";

б) в части 4:

пункт 1 дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";

пункт 2 после слова "мероприятий" дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";

пункт 3 дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";

дополнить пунктами 4-6 следующего содержания:

"4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;

5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

6) иных решений, принимаемых контрольными (надзорными) органами по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.";

14) в части 1 статьи 41:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых подается жалоба, в случае подачи жалобы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона;";

б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) учетный номер объекта контроля в едином реестре видов контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска).";

15) в статье 43:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.";

б) дополнить частью 2_1 следующего содержания:

"2_1. Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.";

16) часть 4 статьи 44 изложить в следующей редакции:

"4. Порядок разработки, утверждения и актуализации программы профилактики рисков причинения вреда утверждается Правительством Российской Федерации.";

17) в статье 45:

а) в части 2 слова "1 и 5" заменить словами "1, 4, 5 и 7";

б) в части 3 слова "При этом" заменить словами "Если иное не установлено настоящим Федеральным законом,";

в) часть 4 дополнить словами ", либо в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, принимает меры, указанные в статье 90 настоящего Федерального закона";

18) часть 5 статьи 47 признать утратившей силу;

19) статью 48 дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:

"6. В целях применения мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц, а также повышения информированности граждан и организаций о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований контролируемому лицу или объекту контроля контрольным (надзорным) органом по результатам проведения профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятий может присваиваться публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено положением о виде контроля.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»