Не вступил в силу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"



Принят
Государственной Думой
18 декабря 2024 года

Одобрен
Советом Федерации
20 декабря 2024 года



Статья 1


Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст.3009; 2001, № 1, ст.21; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 1, ст.10; 2007, № 46, ст.5554; 2008, № 30, ст.3616; № 45, ст.5142; 2009, № 1, ст.17; 2011, № 30, ст.4590, 4596; № 48, ст.6732; 2012, № 26, ст.3446; 2015, № 1, ст.11; № 29, ст.4350; 2016, № 1, ст.24; № 15, ст.2066; 2018, № 1, ст.87; 2019, № 30, ст.4127; № 51, ст.7483; № 52, ст.7768; 2021, № 24, ст.4188; № 27, ст.5101, 5184; 2022, № 1, ст.15; № 29, ст.5235, 5310; № 41, ст.6953; 2023, № 32, ст.6183, 6201, 6208; 2024, № 33, ст.4928, 4992, 5002) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 1:

а) абзац шестой изложить в следующей редакции:

"хранение отходов - складирование отходов в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, которое осуществляется в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев, если иной срок не предусмотрен настоящим Федеральным законом;";

б) в абзаце восьмом слова "твердых коммунальных отходов" заменить словами "твердых коммунальных отходов для производства из их органической части искусственных грунтов и твердых коммунальных отходов";

в) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:

"накопление отходов - складирование отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения на срок не более чем одиннадцать месяцев, если иной срок не предусмотрен настоящим Федеральным законом;";

г) дополнить абзацами сороковым и сорок первым следующего содержания:

"труднодоступная территория - территория, которая расположена в границах одного или нескольких муниципальных образований либо части муниципального образования и из которой в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом за пределы такой территории;

перегрузочная станция - место (площадка), в том числе с расположенными на нем (ней) сооружениями и оборудованием, которое предназначено (предназначена) для перегрузки твердых коммунальных отходов для дальнейшего транспортирования.";

2) в статье 5:

а) абзац сорок седьмой после слова "обезвреживания," дополнить словами "энергетической утилизации, объектов утилизации твердых коммунальных отходов путем производства из их органической части искусственных грунтов,";

б) абзац пятьдесят девятый после слов "твердых коммунальных отходов," дополнить словами "перегрузочным станциям,", после слова "объектов," дополнить словами "перегрузочных станций,";

3) пункт 3 статьи 10 после слов "твердых коммунальных отходов," дополнить словами "перегрузочным станциям,", после слова "объектов," дополнить словами "перегрузочных станций,", после слов "технологических решений," дополнить словами "в том числе в целях обеспечения охраны окружающей среды,";

4) в статье 12:

а) пункт 8 дополнить предложением следующего содержания: "Требования настоящего пункта не распространяются на твердые коммунальные отходы, образованные на труднодоступных территориях.";

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

"13. Хранение отходов допускается на труднодоступных территориях сроком более чем двенадцать месяцев, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4_2 статьи 14_4 настоящего Федерального закона.";

5) в статье 13_3:

а) в пункте 3:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"данные о целевых показателях по обработке (в том числе извлечению из твердых коммунальных отходов вторичных ресурсов), обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам), и данные о показателях эффективности объектов обработки, обезвреживания, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, обеспечивающих достижение таких целевых показателей (с разбивкой по годам);";

дополнить абзацами пятнадцатым и шестнадцатым следующего содержания:

"перечень труднодоступных территорий;

данные о перегрузочных станциях.";

б) в пункте 5 третье предложение после слов "размещения твердых коммунальных отходов" дополнить словами ", на предмет обоснованности включения в территориальную схему обращения с отходами перечня труднодоступных территорий";

в) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Перечень труднодоступных территорий определяется субъектами Российской Федерации в составе территориальных схем обращения с отходами при условии, что указанный перечень согласован с российским экологическим оператором и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль (надзор).";

6) статью 13_4 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Накопление отходов на труднодоступных территориях осуществляется на срок не более чем двенадцать месяцев, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4_1 статьи 14_4 настоящего Федерального закона.";

7) дополнить статьей 13_4_1 следующего содержания:

"Статья 13_4_1. Требования к перегрузочным станциям

 

1. Транспортирование твердых коммунальных отходов может осуществляться с использованием перегрузочных станций.

2. Перегрузочные станции должны соответствовать единым требованиям к объектам в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочным станциям, устанавливаемым в соответствии с пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Включение в территориальную схему обращения с отходами перегрузочной станции осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в следующих случаях:

1) нахождение перегрузочной станции на труднодоступной территории;

2) прогнозная величина расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, рассчитанная исходя из схемы потоков, предусматривающей использование перегрузочной станции, включая расходы на создание и эксплуатацию перегрузочной станции, на очередной период регулирования, меньше прогнозной величины расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, рассчитанной исходя из схемы потоков без использования перегрузочной станции, на очередной период регулирования.

4. На перегрузочной станции допускается накопление твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

5. В случае накопления твердых коммунальных отходов на перегрузочных станциях должны соблюдаться следующие условия:

1) периодичность транспортирования твердых коммунальных отходов определяется исходя из сроков накопления твердых коммунальных отходов, установленных правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации;

2) на труднодоступных территориях порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утверждаемым субъектом Российской Федерации, может быть предусмотрено накопление собственниками твердых коммунальных отходов или уполномоченными ими лицами твердых коммунальных отходов непосредственно на перегрузочных станциях.";

8) пункт 4 статьи 13_5 дополнить абзацами двенадцатым-восемнадцатым следующего содержания:

"о труднодоступных территориях;

о перегрузочных станциях;

о количестве и виде вторичных ресурсов, полученных в результате раздельного накопления или сбора;

о количестве и виде вторичных ресурсов, полученных в результате обработки твердых коммунальных отходов, о доле таких вторичных ресурсов в общей массе твердых коммунальных отходов, поступивших на обработку, о направлении таких вторичных ресурсов, полученного из них вторичного сырья на утилизацию с указанием вида утилизации и юридического лица, индивидуального предпринимателя, которым такие вторичные ресурсы, вторичное сырье переданы на утилизацию;

о количестве искусственных грунтов, произведенных из органической части твердых коммунальных отходов, о дате их производства, об их использовании в качестве сырья или продукции при производстве товаров, выполнении работ;

о договорах, заключаемых региональными операторами или операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающими обработку твердых коммунальных отходов в отношении вторичных ресурсов, полученных при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов или в результате обработки твердых коммунальных отходов на объектах обработки твердых коммунальных отходов, и полученного из них вторичного сырья;

о перечне электронных площадок, осуществляющих взаимодействие с федеральной государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов.";

9) в статье 14_2:

а) пункт 1 дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:

"перечень муниципальных образований, на территориях которых допускаются накопление и хранение отдельных видов отходов I и II классов опасности, перечень таких отходов в случаях, предусмотренных пунктом 1_1 настоящей статьи.";

б) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:

"1_1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые заключили с федеральным оператором договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, вправе осуществлять на территориях отдельных муниципальных образований накопление отдельных видов отходов I и II классов опасности на срок не более чем двадцать четыре месяца и хранение отдельных видов отходов I и II классов опасности на срок более чем двадцать четыре месяца.

Перечень муниципальных образований и перечень отдельных видов отходов I и II классов опасности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, согласовываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются в составе федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.

В перечень муниципальных образований, указанных в абзаце первом настоящего пункта, могут включаться муниципальные образования, которые расположены в Арктической зоне, Дальневосточном федеральном округе и (или) отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и в которых отсутствует возможность регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования отходов I и II классов опасности до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности по автомобильным дорогам.

Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности в срок не более чем пять рабочих дней с даты утверждения и (или) изменения указанных в абзаце втором настоящего пункта перечня муниципальных образований и перечня отдельных видов отходов I и II классов опасности размещает такие перечень муниципальных образований, перечень отдельных видов отходов I и II классов опасности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";

10) статью 14_4 дополнить пунктами 4_1 и 4_2 следующего содержания:

"4_1. Накопление отдельных видов отходов I и II классов опасности в случаях, предусмотренных пунктом 1_1 статьи 14_2 настоящего Федерального закона, допускается на срок не более чем двадцать четыре месяца.

4_2. Хранение отдельных видов отходов I и II классов опасности в случаях, предусмотренных пунктом 1_1 статьи 14_2 настоящего Федерального закона, допускается сроком более чем двадцать четыре месяца.";

11) статью 17_1 дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1. Вторичные ресурсы, полученные при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов или в результате обработки твердых коммунальных отходов на объектах обработки твердых коммунальных отходов, и полученное из них вторичное сырье передаются региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими обработку твердых коммунальных отходов, третьим лицам на организованных торгах или на электронных площадках, осуществляющих взаимодействие с федеральной государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов, перечень которых размещен в указанной информационной системе, за исключением вторичных ресурсов, передаваемых указанными операторами в целях утилизации путем производства искусственного грунта из органической части твердых коммунальных отходов или их энергетической утилизации.";

12) главу III дополнить статьей 17_2 следующего содержания:

"Статья 17_2. Требования к утилизации твердых коммунальных отходов путем производства искусственных грунтов из органической части твердых коммунальных отходов

 

1. Утилизация твердых коммунальных отходов региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами может осуществляться путем производства искусственных грунтов из органической части твердых коммунальных отходов.

2. Объекты, на которых осуществляется утилизация твердых коммунальных отходов путем производства искусственных грунтов из органической части твердых коммунальных отходов, должны соответствовать единым требованиям к объектам в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, устанавливаемым в соответствии с пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Включение в территориальную схему обращения с отходами объектов, на которых осуществляется утилизация твердых коммунальных отходов путем производства искусственных грунтов из органической части твердых коммунальных отходов, возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

1) схема потоков твердых коммунальных отходов будет предусматривать направление на такие объекты отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов на объектах обработки твердых коммунальных отходов, на которых в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должно обеспечиваться получение вторичных ресурсов, направляемых на утилизацию (за исключением энергетической утилизации и утилизации органической части твердых коммунальных отходов путем производства искусственных грунтов), массой не менее определенной требованиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, относительно массы всех твердых коммунальных отходов, поступивших для обработки на указанные объекты обработки;

2) наличие в региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, мероприятий, направленных на обеспечение использования искусственных грунтов, произведенных из органической части твердых коммунальных отходов, в качестве сырья или продукции при производстве товаров, выполнении работ.

4. Производство искусственных грунтов из органической части твердых коммунальных отходов должно осуществляться в соответствии с требованиями документов по стандартизации и обеспечивать возможность использования таких грунтов, исключающего загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»