ГОСТ Р 71627-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА АВТОНОМНОГО СУДНА ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Термины и определения
Autonomous vessel operator simulator inland water transport. Terms and definitions
ОКС 03.220.40
Дата введения 2025-01-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией поддержки развития высоких технологий в морской отрасли "Отраслевой центр МАРИНЕТ" (АНО "Отраслевой центр МАРИНЕТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2024 г. № 1307-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области тренажеров оператора автономного судна внутреннего водного транспорта. Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.
Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.
Настоящий стандарт распространяется на тренажеры оператора автономного внутреннего водного транспорта, предназначенные для выработки практических навыков внешнего экипажа автономного и полуавтономного судов.
Стандарт устанавливает применяемые в образовании, технике, науке и производстве термины и определения основных понятий в области тренажеров оператора автономного судна внутреннего водного транспорта.
Термины, установленные настоящим стандартом, являются общими и предназначены для применения в расположенных на территории Российской Федерации учреждениях независимо от их форм собственности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документов в области самоходных судов, процессы управления которыми в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
1
автоматизированная постановка на якорь: Постановка полуавтономного судна на якорь, выполняемая внешним экипажем дистанционно. [Адаптировано из ГОСТ Р 59284-2020, статья 21112] |
2 автоматизированная швартовка: Швартовка полуавтономного судна, выполняемая внешним экипажем дистанционно.
3 автоматизированное дистанционное управление полуавтономным судном: Дистанционное управление полуавтономным судном в режиме контроля за функционированием системы автоматического управления движением судна.
4 автоматизированное рабочее место; АРМ: Устройство ввода, вывода и обработки информации на базе одной или нескольких ПЭВМ с установленным программным обеспечением.
5 автоматическая постановка на якорь: Постановка автономного судна на якорь в автоматическом режиме.
6 автоматическая швартовка: Швартовка автономного судна в автоматическом режиме.
7 автономное плавание: Плавание, которое выполняется судном без вмешательства экипажа, с помощью автоматической системы управления, установленной на борту.
8 автономное судно: Самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
9 адекватность модели: Соответствие (по выбранному критерию) свойств (функций/параметров/характеристик) модели и соответствующих свойств моделируемого объекта.
10 акватория безопасности автономного судна: Акватория вокруг автономного/полуавтономного судна, в пределах которой оно может безопасно перемещаться.
11 активный мониторинг автономного судна: Автоматизированное дистанционное управление автономным судном с возможностью перевода в оперативное дистанционное управление.
12 алгоритм: Правило, определяющее последовательность действий объекта управления для достижения поставленной цели.
13 алгоритмизация процесса: Составление исполнительного алгоритма для технического средства, осуществляющего исполнение рабочей функции (части функции) по управлению объектом без непосредственного управления оператором.
14 бортовой комплекс средств радиосвязи: Комплекс средств радиосвязи, размещаемый на автономном судне.
15 взаимодействующее судно: Судно, обладающее бортовыми средствами идентификации (автоматическая идентификационная система), видимое и сопровождаемое средствами обнаружения автономного судна и системой автоматического управления движением судна.
16 виртуальный имитатор: Имитатор, отображающий объект в графическом виде на экране для зрительного восприятия человеком.
17 внешний капитан автономного судна: Член внешнего экипажа, осуществляющий руководство движением автономного судна и несущий ответственность в отношении обеспечения безопасности плавания.
18 внешний лоцман: Оператор, допущенный к осуществлению лоцманских функций дистанционно.
19 внешний оператор: Член внешнего экипажа полуавтономного судна, управляющий его движением и несущий ответственность за безопасное перемещение судна по маршруту плавания.
20 внешний экипаж: Экипаж полуавтономного судна, управляющий его движением и несущий ответственность за обеспечение безопасности плавания.
21 главные размерения судна: Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна.
22 двусторонняя радиосвязь: Радиосвязь, при которой радиостанции осуществляют передачу и прием.
23 динамика движения судна: Моделируемая характеристика тренажера, уровень адекватности которой подлежит квалификационной оценке и характеризуется воспроизведением математической модели пространственного движения судна, используемой для описания гидродинамических характеристик и характеристик динамики движения судна, которые необходимо моделировать на тренажере.
24 дистанционно управляемое судно: Автономное судно, движением которого управляет внешний экипаж.
25 имитатор автоматизированного авторулевого: Имитатор судового технического средства, устанавливаемого на автономных судах, предназначенного для многорежимного управления и контроля за рулевой машиной для обеспечения движения судна по заданному маршруту.
26 имитатор автоматизированного гирокомпаса: Имитатор судового технического средства, предназначенного для установки на автономных судах, для определения гирокомпасного курса.
27 имитатор автоматизированного лага: Имитатор судового технического средства, предназначенного для установки на автономных судах, для определения истинной или относительной скорости движения.
28 имитатор автоматизированного магнитного компаса: Имитатор судового технического средства, предназначенного для установки на автономных судах, для определения магнитного курса.
29 имитатор автоматизированного технического средства управления и контроля рулевой машины: Имитатор судового технического средства, устанавливаемого на автономных судах, предназначенного для управления и контроля рулевой машиной судна, выполняемого внешним экипажем дистанционно.
30 имитатор автоматизированного управления звуковыми сигналами: Имитатор судового технического средства, устанавливаемого на автономных судах, предназначенного для управления звуковыми сигналами, выполняемого внешним экипажем дистанционно.
31 имитатор автоматизированного управления отмашками: Имитатор судового технического средства, устанавливаемого на автономных судах, предназначенного для управления отмашками, выполняемого внешним экипажем дистанционно.
32 имитатор автоматизированного управления световыми сигналами: Имитатор судового технического средства, устанавливаемого на автономных судах, предназначенного для управления световыми сигналами, выполняемого внешним экипажем дистанционно.