Статус документа
Статус документа

ГОСТ 22235-2023

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

Freight cars for 1520 mm gauge main line railways. General requirements for safety in loading-unloading and shunting operations



МКС 45.060.20

Дата введения 2025-06-01

с правом досрочного применения

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 15 декабря 2023 г. N 64-2023)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2023 г. N 1591-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22235-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2025 г. с правом досрочного применения

5 ВЗАМЕН ГОСТ 22235-2010

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм (далее - вагоны) государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, собственности юридических и физических лиц при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

_______________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы".

ГОСТ 1639** Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия

_______________

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54564-2022 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия".

ГОСТ 2787 Металлы черные вторичные. Общие технические условия

ГОСТ 4835-2013 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 14110 Стропы многооборотные полужесткие. Технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22477 Средства крепления транспортных пакетов в крытых вагонах. Общие технические требования

ГОСТ 24597 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

ГОСТ 24599 Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия

ГОСТ 33211 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам

ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34056, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 владелец инфраструктуры: Государственная организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве.

3.2 железнодорожная администрация: Уполномоченная государством соответствующая структура, являющаяся ответственной за все железные дороги на территории одного государства.

3.3 исправное состояние вагона: Состояние вагона, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

3.4 неисправное состояние вагона: Состояние вагона, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

3.5 повреждение вагона: Нарушение исправного состояния вагона или его составных частей (в том числе их утеря) под влиянием внешних воздействий, превышающих уровни, установленные настоящим стандартом, а также требования нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

3.6 погрузочно-разгрузочные работы: Операции, связанные с осуществлением погрузки и выгрузки груза, в том числе с размещением, креплением, уплотнением, выравниванием, рыхлением, разогревом груза, использования и нанесения антисмерзающихся средств и реагентов, очисткой вагонов, включая наружную поверхность, после погрузки и выгрузки, приведением вагонов в транспортное положение.

3.7 специализированный (грузовой) вагон: Вагон, предназначенный для перевозки отдельных видов грузов и (или) группы грузов, близких по своим свойствам, для которых установлены отдельные требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки, и имеющий специализированную конструкцию кузова и (или) специализированные устройства.

3.8 устройства, взаимодействующие с вагоном: Технические средства, оказывающие воздействие на элементы вагона при проведении погрузочно-разгрузочных и (или) предшествующих им работ.

Примечание - К устройствам, взаимодействующим с вагоном, относят погрузочно-разгрузочные, вибрационные и рыхлительные установки, машины, оборудование, тепляки, лебедки, эстакады и т.д.

     4 Общие требования по обеспечению сохранности вагонов

     4.1 Вагоны всех типов

4.1.1 Для обеспечения сохранности вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ должны быть выполнены требования настоящего стандарта, утвержденных нормативных документов на эксплуатацию вагонов и устройства, взаимодействующие с вагонами, а также нормативных документов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта; вагоны следует подавать в исправном состоянии, подача вагонов в неисправном состоянии не допускается. Меры по сохранности вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ обеспечивает организация, осуществляющая погрузку, выгрузку грузов и (или) маневровые работы.

4.1.2 Вносить изменения в конструкцию вагонов, заваривать двери, люки вагонов, демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полувагонов, крепить грузы к металлическим частям вагона с помощью сварки и сверления допускается только по согласованию с железнодорожной администрацией и (или) владельцем инфраструктуры, собственником вагона, с согласованием курсирования таких вагонов в межгосударственном сообщении установленным порядком.

4.1.3 Стоящие на железнодорожных путях без локомотива составы поездов, группы вагонов или отдельные вагоны должны быть надежно закреплены от самопроизвольного движения (ухода) тормозными башмаками, ручными стояночными тормозами или другими средствами закрепления, разрешенными к эксплуатации железнодорожной администрацией и (или) владельцем инфраструктуры.

4.1.4 Температура нагрева сборочных единиц и деталей вагонов в процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть не более:

55°С - тормозных устройств (двухкамерного резервуара, воздухораспределителя, тормозного цилиндра, приборов грузового авторежима, концевых и разобщительных кранов, регулятора рычажной передачи);

70°С - соединительных рукавов, тормозной магистрали, воздушных резервуаров;

80°С - буксового узла на роликовых подшипниках и подшипниках кассетного типа; деталей вагона из полимерных материалов;

100°С - крышек разгрузочных люков полувагонов;

90°С - остальных узлов и деталей вагонов (кроме специализированных вагонов).

4.1.5 Давление сжатого воздуха, подаваемого в тормозную магистраль вагонов, должно соответствовать рабочему диапазону зарядного давления, при котором обеспечивается работоспособность воздухораспределителя не более 0,64 МПа (6,5 кгс/см).

4.1.6 Погрузку, размещение, закрепление и выгрузку грузов, подготовку их к перевозке, ограждение бортов, торцовых стен и дверей, а также открывание, закрывание дверей, крышек люков выполняют в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государств, присоединившихся к стандарту.

4.1.7 Максимальная масса груза, размещаемого в вагоне, и реквизитов крепления не должна превышать грузоподъемность, указанную на кузове вагона, при этом:

- доля массы груза и средств крепления при погрузке груза с опиранием на два и более вагона, приходящаяся на каждый грузонесущий вагон сцепа, не должна превышать грузоподъемность каждого вагона, указанную на его кузове;

- разница в загрузке тележек не должна превышать для четырехосных вагонов и сочлененных вагонов на двухосных тележках - 10 т; шестиосных - 15 т; восьмиосных - 20 т. При этом масса груза, приходящаяся на каждую из тележек, должна быть не более половины грузоподъемности вагона для двухтележечных вагонов и не более 1/3 для сочлененных вагонов;

- максимальная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы не должна превышать нагрузки, установленной в ГОСТ 4835-2013 (приложение А), а нагрузка, приходящаяся на колесо, не должна превышать половины этого значения.

4.1.8 Погрузка и выгрузка грузов, а также очистка вагонов от остатков перевозимых грузов гидравлическим способом допускается по согласованию с железнодорожной администрацией и (или) владельцем инфраструктуры и собственником вагонов. При этом должна быть обеспечена защита букс, тормозного оборудования, рукавов и воздушной магистрали от попадания в них влаги и грязи. Не допускается проводить очистку вагонов агрессивными моющими средствами.

Полив груза в вагоне для его охлаждения не допускается.

4.1.9 Грузы, перевозимые насыпью, должны соответствовать требованиям предотвращения самовозгорания, слеживания и комкования, установленным стандартами и техническими условиями на груз конкретного вида.

Не допускается погрузка навалом и насыпью грузов, если груз стекает из-за чрезмерной влажности на ходовые части и тормозное оборудование вагонов.

До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленных нормативными документами.

Перед погрузкой в открытый подвижной состав пол вагона, опорные поверхности груза, подкладки, прокладки и бруски должны быть очищены от снега, льда и грязи. Для предотвращения наледи пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза должны быть посыпаны слоем чистого сухого песка толщиной от 1 до 2 мм.

При загрузке, разгрузке вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума не допускается попадание груза на тормозное оборудование и ходовые части вагона. Масляные загрязнения, особенно на поверхности катания, боковых гранях обода колеса и тормозных колодках должны быть удалены.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».