Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71092-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Требования к функциональной архитектуре интеграционной платформы интеллектуальных транспортных систем

Intelligent transport systems. Requirements for functional architectures intelligent transport systems integration platform



ОКС 35.240.60

Дата введения 2024-06-01

с правом досрочного применения



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем" (ООО "НИИ ИТС"), Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ"), Ассоциацией "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2023 г. N 1497-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Интеграционная платформа является коммуникационной надстройкой в виде программного обеспечения, которая обеспечивает управление всеми модулями и подсистемами интеллектуальных транспортных систем (ИТС), а также взаимодействие с внешними информационными системами.

Главной целью создания интеграционной платформы ИТС является обеспечение интеграции и взаимосвязанного функционирования всех модулей и подсистем ИТС, реализация сервисов ИТС, обеспечивающих повышение мобильности населения, максимизации показателей эффективности дорожной и улично-дорожной сети, обеспечение безопасности и эффективности транспортных процессов, комфорта водителей и пользователей транспорта. Таким образом, интеграционная платформа ИТС является одной из основных и важнейших составляющих ИТС, создаваемых на автомобильных дорогах федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, а также улично-дорожной сети городских агломераций.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к функциональной архитектуре и функциям интеграционной платформы интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

Настоящий стандарт распространяется на проекты ИТС, создаваемых на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, а также улично-дорожной сети населенных пунктов.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56294-2014 Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем

ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56829, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 социальный риск: Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тысяч населения.

     4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АПК - аппаратно-программный комплекс;

ВИС - внешние информационные системы;

ДТП - дорожно-транспортное происшествие;

ЛП - локальный проект;

ТС - транспортное средство;

УДС - улично-дорожная сеть;

ФСБ - Федеральная служба безопасности;

ФСТЭК - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

     5 Общие положения

5.1 Интеграционная платформа является обязательной системообразующей частью ИТС.

5.2 Интеграционная платформа должна объединять и организовывать работу всех входящих в область внедрения ИТС модулей и подсистем ИТС.

5.3 Интеграционная платформа ИТС должна обеспечивать выбор оптимального решения при осуществлении действий по обеспечению мобильности населения, максимизации показателей эффективности дорожной и улично-дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортных процессов, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

     6 Место интеграционной платформы в архитектуре интеллектуальной транспортной системы

6.1 Интеграционная платформа является одним из основных компонентов верхнего уровня ИТС, а также обеспечивает интеграцию с иными проектами ИТС на уровне национальной сети ИТС, в соответствии с ГОСТ Р 56294-2014 (раздел 4).

6.2 Функции, необходимые для принятия управленческих решений интеграционной платформой ИТС реализуются соответствующими модулями, входящими в состав интеграционной платформы ИТС.

6.3 Интеграционная платформа ИТС должна обеспечивать возможность взаимодействия с ВИС.

6.4 В соответствии с ГОСТ Р 56294 цели ИТС формируются с учетом комплексных целей достижение которых реализуется соответствующими модулями, входящими в состав интеграционной платформы ИТС.

     7 Классификация интеграционных платформ по функциональным признакам

7.1 Интеграционная платформа ИТС на уровне функциональной архитектуры классифицируются по следующим признакам:

- технологический уровень;

- уровень зрелости;

- степень интеграции с ВИС;

- степень интеграции с национальной сетью ИТС.

7.2 По технологическому уровню интеграционные платформы ИТС подразделяют на следующие типы:

- первый технологический уровень: система помощи в принятии решений;

- второй технологический уровень: ситуационное управление в режиме реального времени;

- третий технологический уровень: ситуационное прогнозное управление.

7.3 Интеграционная платформа ИТС первого технологического уровня ограничена возможностью сбора данных о текущих транспортных условиях и их визуализации оператору.

7.4 Интеграционная платформа ИТС первого технологического уровня должна обеспечивать реализацию минимального набора функций, указанных в 8.4.

7.5 В интеграционной платформе ИТС первого технологического уровня управление осуществляется оператором.

7.6 В интеграционной платформе ИТС второго технологического уровня должны присутствовать функции идентификации нештатных событий.

7.7 В интеграционной платформе ИТС второго технологического уровня должен обеспечиваться выбор оптимального сценария в автоматизированном или автоматическом режиме.

7.8 Интеграционная платформа ИТС второго технологического уровня должна обеспечивать реализацию минимального набора функций, указанных в 8.4.

7.9 В интеграционной платформе ИТС третьего технологического уровня должна присутствовать возможность прогнозирования развития транспортной обстановки.

7.10 Интеграционная платформа ИТС третьего технологического уровня должна обеспечивать реализацию минимального набора функций, указанных в 8.4.

7.11 По уровню зрелости интеграционные платформы ИТС определяются количеством модулей и подсистем ИТС, входящих в интеграционную платформу.

Пример - Интеграционная платформа включает в себя:

- интеграцию модулей и подсистем светофорного управления, мониторинга параметров транспортного потока и метеомониторинга;

- дополнительную интеграцию модулей и подсистем видеонаблюдения, детектирования ДТП и дорожных инцидентов, диспетчерского управления служб содержания дорог;

- дополнительную интеграцию модулей и подсистем управления парковочным пространством, диспетчерского управления наземным городским общественным транспортом и обеспечения приоритетного проезда;

- дополнительную интеграцию модулей, подсистем и сервисов, основанных на кооперативных ИТС;

- дополнительную интеграцию динамической цифровой карты дорожного движения, а также модулей, подсистем и сервисов, обеспечивающих движения высокоавтоматизированных ТС.

7.12 По степени интеграции с ВИС интеграционные платформы ИТС подразделяют следующим образом:

- интеграция с ведомственными, региональными и федеральными информационными системами.

Пример - АПК "Безопасный город", информационные системы служб экстренного реагирования и др.;

- интеграция с открытыми источниками информации об условиях движения.

Пример - Средства массовой информации, размещаемые в сети "Интернет" и др.;

- интеграция отсутствует.

7.13 По степени интеграции к национальной сети ИТС интеграционные платформы ИТС подразделяют на следующие типы:

- подключенная к национальной сети ИТС;

- интегрированная с другими интеграционными платформами ИТС или региональной сетью ИТС;

- автономная.

     8 Требования к функциональной архитектуре интеграционной платформы

8.1 Функциональная архитектура интеграционной платформы ИТС должна формироваться на основе модулей, входящих в состав интеграционной платформы ИТС.

8.2 В интеграционной платформе ИТС должен быть предусмотрен модуль конструктора сценариев управления для оператора.

8.3 В интеграционной платформе ИТС должен быть предусмотрен модуль интеграции с национальной сетью ИТС.

8.4 В зависимости от технологического уровня интеграционной платформой должны реализовываться функции в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Функции, реализуемые на различных технологических уровнях интеграционной платформы

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».