Статус документа
Статус документа

ПНСТ 879-2023

(ISO 25110:2017)*
______________
* В письме Росстандарта от 16.04.2024 № 1362-ОГ/03
 сообщается, что на титульном листе ПНСТ 879-2023
 допущена опечатка. Верная редакция:
 ПНСТ 879-2023 (ИСО 25110:2017).
 - Примечание изготовителя базы данных.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОР ПЛАТЕЖЕЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ДЛЯ БОРТОВОЙ УЧЕТНОЙ ЗАПИСИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТЫ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ СХЕМОЙ

Intelligent transport systems. Electronic fee collection. Interface definition for on-board account using integrated circuit card



ОКС 35.240

Срок действия с 2024-06-01

С правом досрочного применения до 2027-06-01

Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Инфраструктурным центром Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский политехнический университет" (Московский политех) с привлечением творческого коллектива специалистов кафедры "Правовое и таможенное регулирование на транспорте" Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2023 г. N 76-пнст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 25110:2017* "Электронный сбор платежей. Определение интерфейса для бортовых счетов с использованием карточек на интегральных схемах" (ISO 25110:2017 "Electronic fee collection - Interface definition for on-board account using integrated circuit card (ICC)" MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" приводятся обычным шрифтом, отмеченные в этом разделе знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Внесение указанных технических отклонений направлено на учет специфичных отраслевых требований и особенностей аспекта стандартизации, характерных для Российской Федерации, а также правовых требований, установленных в Российской Федерации.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011** (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Электронный сбор платы осуществляется по технологии, связанной с центральной системой учета, использующей бортовой блок, а также в рамках бортовой системы учета, использующей такие платежные средства, как карта с интегральной схемой.

Карты с интегральной схемой широко используются для карт общественного транспорта, таких как средства оплаты метро и наземного транспорта общего пользования, карты электронных денег для платежей общего назначения, а также для кредитных и банковских карт. Ожидается, что карты с интегральной схемой будут использоваться для платежных средств в системах электронного сбора платежей наряду с указанными глобальными тенденциями, что обеспечит в дальнейшем удобство и гибкость.

В настоящее время описания в существующих международных стандартах, связанных с системами электронного сбора платы, сосредоточены на центральной системе счетов, которая довольно проста и дает больше возможностей для взаимодействия элементов системы электронного сбора платы, чем бортовая учетная запись, которая является сложной и требует урегулирования большего количества вопросов.

Необходимость нового международного стандарта, касающегося бортовой системы учета с использованием карты с интегральной схемой, как показано на рисунке 1, обусловлена широким использованием транспортных и банковских карт. Кроме того, современный мобильный телефон, интегрированный с функциями карты с интегральной схемой (так называемый "мобильный электронный кошелек"), используется для общественного транспорта или розничных покупок в качестве средства оплаты во многих странах, что подтверждает важность стандартизации данного направления и необходимость рассмотрения будущих способов оплаты в системах электронного сбора платы.

     Рисунок 1 - Схема работы бортового аккаунта с помощью карты с интегральной схемой

На рисунке 2 показан стандарт системы электронного сбора платы, в которых боровой блок используется в качестве средства связи, а карта с интегральной схемой несет средства оплаты.

Используемый здесь и далее термин "очистка" означает технологическую подготовку блока памяти бортового блока к осуществлению следующей транзакции (см. [1]).

     Рисунок 2 - Области применения стандартов в системах электронного сбора платы

Целью настоящего стандарта является классификация моделей передачи данных на основе эксплуатационных требований и определение конкретного интерфейса доступа карты с интегральной схемой для бортовых учетных записей с использованием карты с интегральной схемой для каждой модели. Требования к бортовым учетным записям приведены в приложении A. Кроме того, настоящий стандарт включает практические примеры транзакций, приведенные в приложении B.

Настоящий стандарт обеспечивает общую техническую платформу для бортовых учетных записей с использованием карты с интегральной схемой для решения различных операционных требований и практических примеров бортовых учетных записей, которые фактически используются или планируются в нескольких странах (см. [2-7]).

Каждый оператор платных дорог может установить свою собственную спецификацию, выбрав пример модели в настоящем стандарте в соответствии со своими требованиями.

     1 Область применения

В настоящим стандарте определены модели передачи данных между придорожным оборудованием и картой с интегральной схемой, а также описания интерфейсов между придорожным оборудованием и бортовым оборудованием для бортовых учетных записей с использованием карты с интегральной схемой. Настоящий стандарт также содержит примеры определений интерфейсов и транзакций, применимых в нескольких странах.

Настоящий стандарт рассматривает:

- модели передачи данных между придорожным оборудованием и картой с интегральной схемой, которые соответствуют категорированным эксплуатационным требованиям и механизму передачи данных для каждой модели;

- определение интерфейса между придорожным оборудованием и бортовым оборудованием на основе каждой модели передачи данных;

- определение интерфейса для каждой модели;

- функциональную конфигурацию;

- определения команд придорожного оборудования для доступа к карте с интегральной схемой;

- формат данных и определения элементов данных команд придорожного оборудования;

- пример транзакции для каждой модели в приложении B.

На рисунке 3 показана конфигурация бортовой учетной записи и область применения настоящего стандарта. Описания в настоящем стандарте сосредоточены на интерфейсе между придорожным оборудованием и бортовым блоком для доступа к карте с интегральной схемой (ICC).

     Рисунок 3 - Конфигурация бортовой учетной записи и область применения настоящего стандарта

На рисунке 4 показана структура уровней RSE, OBU и ICC, где средний уровень интерфейсов приложений обозначен как практическая область применения настоящего стандарта.

Примечание - Существующие стандарты для физического и других уровней протокола как между RSE и ОВЕ, так и между ОВЕ и ICC выходят за рамки настоящего стандарта. Например, элементы, связанные с DSRC (L-1, L-2 и L-7) и элементы, связанные с ICC, не входят в область применения настоящего стандарта.

В OBU содержатся два типа виртуальных мостов. Первый тип - это мост-1, на котором команда RSE, отправленная из RSE, декомпозируется, а команда доступа ICC, содержащаяся в блоке данных протокола приложения (APDU) команды RSE, передается в интерфейс ICC для доступа к ICC. Второй тип - это мост-2, в котором команда RSE, отправляемая из RSU, преобразуется в команду доступа ICC и передается в интерфейс ICC для доступа к ICC.

Мост-1 соответствует прозрачному типу и типу буферизации, определенным в настоящем стандарте, тогда как мост-2 соответствует типу кэширования.

     Рисунок 4 - Прикладные интерфейсы RSE, OBU и ISS и область применения настоящего стандарта

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 58833 Защита информации. Идентификация и аутентификация. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56829, ГОСТ Р 58833, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 атрибут: Адресный пакет данных, состоящий из одного элемента данных или структурированных последовательностей элементов данных.

3.2 аутентификатор: Зашифрованные данные, которые используются для аутентификации.

3.3 бортовое оборудование: Все необходимое оборудование на борту транспортного средства для выполнения требуемых функций ЭСП и услуг связи.

3.4 бортовой блок: Единый электронный блок на борту транспортного средства для выполнения определенных функций ЭСП и связи с внешними системами.

3.5 группа данных: Класс тесно связанных атрибутов.

3.6 канал: Маршрут передачи информации.

3.7 криптография: Принципы, средства и методы преобразования данных для защиты их информационного содержания с целью предотвращения их несанкционированного использования.

3.8 модель транзакции: Функциональная модель, описывающая общую структуру транзакций электронного платежа.

3.9 модуль безопасного приложения: Физический модуль, который безопасно выполняет криптографические функции и хранит ключи.

3.10 поставщик транспортных услуг: Организация, предоставляющая транспортные услуги, такие как обеспечение дорог.

3.11 придорожное оборудование: Оборудование, расположенное вдоль дороги, стационарное или мобильное.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».