Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34920-2022

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Методы измерений нормируемых параметров

Road lighting. Measurement methods of normative performances



МКС 91.160

Дата введения 2023-10-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 332 "Светотехнические изделия"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 26 декабря 2022 г. N 157-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июня 2023 г. N 379-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34920-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2023 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов и устанавливает методы измерения нормируемых параметров.

Настоящий стандарт применяют при сдаче в эксплуатацию нового или реконструированного объекта освещения для подтверждения его соответствия нормам, а также при эксплуатации действующих установок утилитарного наружного освещения с целью проверки значений отдельных нормируемых светотехнических параметров.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автодорожных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте применены нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 32757 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ 34919 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акустический экран: Звукоизолирующая преграда, устанавливаемая на пути распространения шума от автомобильного транспорта к защищаемому от шума объекту.

3.2 вертикальная освещенность, лк: Освещенность на вертикальной плоскости.

3.3 дефект дорожного покрытия: Наличие на дорожном покрытии появляющихся в процессе эксплуатации отдельных выбоин, просадок или проломов, трещин, выступов, следов ямочного ремонта и др.

3.4 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.5 измеряемый участок: Вся или часть площади объекта измерений, содержащая один или несколько контрольных участков.

Примечание - Иногда при измерениях измеряемый участок может совпадать с контрольным участком.

3.6 инспекционный контроль: Регулярные или разовые измерения нормируемых параметров и характеристик освещения с целью определения соответствия фактических значений параметров и характеристик нормативным.

3.7 контрольный участок: Часть площади объекта измерений (дороги, улицы, площади и т.п.), установленной формы с заданными размерами, предназначенная для проведения измерений параметров и характеристик освещения.

Примечание - Контрольный участок является частью измеряемого участка.

3.8 коэффициент пульсации освещенности , %: Критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока источников света в осветительной установке при питании их переменным током, определяемый по формуле

     ,

где и - соответственно максимальное и минимальное значения освещенности в заданной точке за период ее колебания, лк;

- среднее значение освещенности в заданной точке за период колебаний, лк.

3.9 коэффициент эксплуатации : Эксплуатационный показатель осветительной установки, учитывающий снижение уровня освещения в осветительной установке в процессе ее эксплуатации в зависимости от характеристик применяемого светотехнического оборудования, условий окружающей среды и режима обслуживания осветительной установки.

3.10 люксметр: Прибор для измерения освещенности в заданной точке пространства для выбранной ориентации приемной фоточувствительной поверхности прибора.

3.11 мобильная установка: Программно-измерительный комплекс, установленный на транспортное средство, состоящий из функционально связанных между собой блоков (измерения и управления), предназначенный для измерения нормируемых параметров и характеристик в процессе движения указанного транспортного средства с заданной скоростью.

3.12 мобильный способ измерения: Способ проведения измерений нормируемых параметров яркости и/или освещенности на контрольном участке с помощью мобильной установки.

3.13 мониторинг: Регулярный контроль состояния освещения измеряемых объектов с целью определения изменения нормируемых параметров и характеристик освещения.

3.14 накатанное асфальтобетонное покрытие: Состояние поверхности асфальтобетонного покрытия спустя полгода после сдачи дороги в эксплуатацию.

3.15 общая равномерность распределения яркости дорожного покрытия : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к ее среднему значению, определенное применительно ко всей ширине контрольного участка: .

3.16 пересечение в одном уровне: Пересечение автомобильных дорог, на котором транспортные потоки пересекаются в одном уровне.

3.17 пересечение в разных уровнях: Вид пересечения автомобильных дорог, на котором транспортные потоки пересекаются в разных уровнях, посредством путепроводов или других искусственных сооружений.

3.18 пешеходная зона: Территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на которой не допускается движение автотранспорта, за исключением специального транспорта, обслуживающего эту территорию.

3.19 полоса движения: Продольная полоса проезжей части, по которой движение транспортных средств происходит в один ряд.

3.20 полуцилиндрическая освещенность , лк: Отношение светового потока, падающего на внешнюю поверхность бесконечно малого полуцилиндра с центром в заданной точке, к площади полуцилиндрической поверхности этого полуцилиндра.

Примечание - Полуцилиндрическую освещенность бесконечно малого полуцилиндра, расположенного вертикально на высоте 1,5 м и ориентированного вдоль направления движения, используют в качестве критерия оценки освещенности лиц пешеходов.

3.21 приемник оптического излучения: Устройство, служащее для преобразования энергии оптического излучения в другие виды энергии, удобные для регистрации и (или) измерений.

3.22 продольная равномерность распределения яркости дорожного покрытия : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному его значению по оси полосы движения: .

3.23 равномерность распределения освещенности дорожного покрытия : Отношение минимального значения освещенности к ее среднему значению: .

3.24 средняя освещенность , лк: Освещенность, усредненная по поверхности контрольного участка.

Примечание - При измерениях среднюю освещенность определяют, как среднее арифметическое значений освещенности, измеренных в установленных точках заданной поверхности контрольного участка.

3.25 средняя яркость дорожного покрытия , кд/м: Средняя по площади проезжей части контрольного участка яркость дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося в стандартных условиях наблюдения на оси полосы движения.

3.26 стандартные условия наблюдения: Установленные при расчете и измерении яркости дорожного покрытия условия наблюдения водителем транспортного средства (наблюдателем), при которых его глаза расположены на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удалены от точки измерения на расстояние, при котором угол между линией зрения, направленной в заданную точку, и плоскостью дороги лежит в интервале 1,0°±0,5°.

3.27 стационарный способ измерения: Способ проведения измерений нормируемых параметров яркости и/или освещенности на контрольном участке, при котором измерительный прибор в процессе измерений остается неподвижным.

3.28 точка измерения: Точка в пространстве или на поверхности измеряемого объекта, в которой проводят измерения освещенности или яркости дорожного покрытия.

3.29 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходных зон в пределах территории населенного пункта.

3.30 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и садов в темное время суток.

3.31 фотографический яркомер: Оптико-электронный прибор со светочувствительной матрицей для измерения распределения яркости объекта по его яркостному изображению.

3.32 фотоэлектрический яркомер: Яркомер на основе преобразования видимого излучения в электрический ток.

3.33 яркомер: Прибор для измерения яркости.

3.34 яркостное изображение: Цифровое изображение измеряемого объекта в условных цветах, каждому из которых соответствует определенное значение яркости.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».