Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55706-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road lighting. Classification and requirements



ОКС 91.160

Дата введения 2023-10-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия, освещение искусственное"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июня 2023 г. N 377-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 55706-2013

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автодорожных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, объектов, расположенных в пределах полосы отвода, а также архитектурное, ландшафтное, рекламное и охранное освещение.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 34819-2021 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное. Термины и определения

СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 98.13330 "СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56228, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 венчающий светильник: Осветительный прибор с вертикально ориентируемым корпусом, который устанавливается на вершине вертикальной опоры и световой центр которого лежит на вертикали, проходящей через точку крепления.

3.2 вертикальная освещенность, лк: Освещенность на вертикальной плоскости.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 жилой район: Архитектурно-планировочная структурная часть жилой застройки, состоящая из нескольких микрорайонов, объединенных общественным центром, ограниченная магистральными улицами общегородского и районного значения.

3.5 категория объекта улично-дорожной сети: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.6 класс объекта по освещению: Характеристика объекта улично-дорожной сети по освещению, соответствующая категории объекта.

3.7 коэффициент пульсации освещенности , %: Критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока источников света в осветительной установке при питании их переменным током, выраженный формулой

,                                                 (1)

где и - соответственно максимальное и минимальное значения освещенности за период ее колебания, лк;

- среднее значение освещенности за период колебаний, лк.

3.8 коэффициент эксплуатации : Эксплуатационный показатель осветительной установки, учитывающий снижение уровня освещения в осветительной установке в процессе ее эксплуатации в зависимости от характеристик применяемого светотехнического оборудования, условий окружающей среды и режима обслуживания осветительной установки.

3.9 микрорайон: Часть планировочной структуры городского и сельского поселения, не расчлененная магистральными улицами и дорогами, в границах красных линий магистральных или местных улиц, полос отвода железнодорожного транспорта, наземного внеуличного транспорта общего пользования, границ рекреационных зон.

3.10 общая равномерность распределения яркости дорожного покрытия : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к ее среднему значению , определенное применительно ко всей ширине дороги .

3.11 относительная удельная мощность дорожного освещения , мВт·(м·лк): Показатель энергоэффективности освещения участка дороги, определяемый отношением мощности установленного осветительного оборудования к площади расчетного поля освещенности и средней освещенности этого поля.

3.12 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.13 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами проезжей части дороги инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов.

3.14 пешеходная зона: Территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на которой не допускается движение автотранспорта, за исключением специального транспорта, обслуживающего эту территорию.

3.15 площадь: Организованное пространство улично-дорожной сети населенных пунктов, предназначенное для движения транспорта и (или) пешеходов.

3.16 полоса отвода: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов и дорожных сооружений.

3.17 полуцилиндрическая освещенность , лк: Отношение светового потока, падающего на внешнюю цилиндрическую поверхность бесконечно малого полуцилиндра с центром в заданной точке, к площади этой поверхности.

Примечание - Применительно к утилитарному наружному освещению, полуцилиндрическую освещенность используют в качестве критерия оценки различения лиц встречных пешеходов и определяют как среднюю плотность светового потока на цилиндрической поверхности бесконечно малого полуцилиндра, расположенного вертикально на продольной линии улицы на высоте 1,5 м и ориентированного внешней нормалью к плоской боковой поверхности в направлении преимущественного движения пешеходов.

3.18 поперечный профиль: Поперечное сечение улицы или дороги, которое, в зависимости от категории, включает в себя: проезжую часть, боковые проезды, тротуары (пешеходные, технические), полосы и (или) дорожки для движения велотранспорта, полосы озеленения, полосы размещения ограждений, полосы безопасности, краевые и разделительные полосы, переходно-скоростные полосы, зоны озеленения, обочины, а также зоны для размещения инженерных коммуникаций и другие элементы.

3.19 пороговое приращение яркости TI, %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.20 продольная равномерность распределения яркости дорожного покрытия : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к ее максимальному значению по оси полосы движения: .

3.21 равномерность распределения освещенности на дорожном покрытии : Отношение минимального значения освещенности к ее среднему значению : .

3.22 рекреационная территория: Территория, предназначенная для организации мест отдыха населения и включает в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.

Примечание - В рекреационные зоны допускается включать особо охраняемые природные территории и природные объекты.

3.23 скоростная дорога: Автомобильная дорога, имеющая на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой, не имеющая пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками, доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.24 средняя освещенность , лк: Освещенность, усредненная по заданной поверхности.

Примечание - На практике эту величину вычисляют усреднением значений освещенности в определенных точках этой поверхности.

3.25 средняя яркость дорожного покрытия , кд/м: Яркость дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося в стандартных условиях наблюдения на оси полосы движения транспорта, средневзвешенная по площади проезжей части заданного участка.

3.26 стандартные условия наблюдения: Условия наблюдения водителем транспортного средства, при которых глаз наблюдателя располагается на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален от расчетной точки на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом 1,0°±0,5° к плоскости дороги.

3.27 транспортная развязка: Место пересечения двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.28 тротуар: Территория части улиц и дорог населенных пунктов, сформированная вдоль проезжей части, входящая в состав поперечного профиля улиц, отделенная бортовым камнем и приподнятая над проезжей частью или обозначенная разметкой (или отделенная другим способом), предназначенная для движения пешеходов, размещения опор освещения, элементов благоустройства, озеленения.

3.29 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.30 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах населенного пункта.

3.31 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на магистралях, улицах, велосипедных дорожках, в пешеходных зонах в темное время суток в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

3.32 участок дороги или улицы со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно, длину которого определяют стандартными условиями наблюдения.

Примечание - Прямолинейность проезжей части определяют следующими условиями: радиус кривизны в плане - не менее 3000 м, радиус кривизны в продольном профиле - не менее 7000 м для выпуклых кривых и не менее 8000 м для вогнутых кривых.

3.33 участок дороги или улицы с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющей отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

     4 Классификация

4.1 Категории объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта в пределах территорий больших городов, и классы по освещению установлены в таблице 1.

Категории объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта в пределах территорий малых городов, и классы по освещению установлены в таблице 2.

Примечания

1 Категории объектов улично-дорожной сети - в соответствии с СП 42.13330.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».