ГОСТ Р 70760-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Торговля
УСЛУГИ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ РОЗНИЧНЫМ ПОКУПАТЕЛЯМ
Общие требования
Trade. Retail delivery services. General requirements
ОКС 03.080.30
03.100.20
Дата введения 2023-12-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный научный центр пищевых систем им.В.М.Горбатова" РАН (ФГБНУ "ФНЦ пищевых систем им.В.М.Горбатова") с участием Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Общества с ограниченной ответственностью "Яндекс.Лавка" (ООО "Яндекс.Лавка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 "Услуги торговли"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2023 г. N 358-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам доставки товаров розничным покупателям, оказываемым юридическими лицами (организациями), индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятыми).
Настоящий стандарт не распространяется на услуги почтовой доставки, услуги доставки кулинарной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, а также на сегмент рынка взаимодействия в сфере услуг - "business to business" (b2b).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51303 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 57856 Услуги торговли. Номенклатура показателей качества услуг торговли. Методы оценки и контроля показателей
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51303, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 услуги доставки товаров розничному покупателю: Деятельность по приему товаров, перемещению (транспортированию), передаче и/или вручению товаров физическому лицу - розничному покупателю.
Примечание - Различают контактный и бесконтактный способы доставки.
3.2 оператор услуг доставки: Юридическое лицо любых организационно-правовых форм или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги доставки товаров.
3.3 агрегатор курьерских служб: Информационный сервис по поиску и подбору юридических и физических лиц, оказывающих услуги доставки розничным покупателям и иные сопутствующие услуги, в том числе курьерские услуги, транспортные услуги, услуги по выдаче товаров.
3.4 курьер: Физическое лицо в составе оператора услуг доставки или самостоятельное физическое лицо, являющееся плательщиком налога на профессиональный доход, осуществляющее транспортирование, передачу и/или вручение товаров розничным покупателям.
Примечание - Деятельность курьера регламентируется договором оказания услуг между курьером и оператором услуг доставки.
3.5 розничный покупатель: Физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие товары способом доставки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
3.6 продавец: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующие товары и оказывающие услуги по договору купли-продажи или иному аналогичному договору.
4.1 Услуги доставки товаров розничным покупателям осуществляют на основании договора оказания услуг между покупателем и оператором услуг доставки, являющимся фактическим исполнителем услуг по транспортированию (перемещению) товара от продавца к розничному покупателю.
4.2 Услуги доставки товаров розничным покупателям могут оказывать юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, действующие в качестве операторов услуг доставки, физические лица, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятые) на основании договора с оператором услуг доставки или агрегатором курьерских служб.
4.3 Товары, доставляемые розничным покупателям, должны быть реализованы продавцами с соблюдением правил продажи [2] и санитарно-эпидемиологического законодательства [3], [4].
5.1 Способ доставки товаров розничным покупателям зависит от формы заказов товаров.
5.2 Услуги доставки товаров могут быть подразделены на следующие группы (но не ограничиваются этими группами):
- по сроку выполнения (срочная - экспресс-доставка, обычная);
- с ограничениями по параметрам заказа на доставку (объему, массе, габаритам заказа) или по стоимости заказа.
5.3 Различают следующие способы доставки:
- курьерская доставка - курьер передает заказанный товар лично в руки розничному покупателю (заказчику) или уполномоченному им лицу, или оставляет у двери квартиры, офиса, либо оставляет в ином согласованном месте или устройстве, указанном в качестве пункта доставки (бесконтактный способ доставки);
- доставка товаров в пункты выдачи заказов с последующей выдачей розничному покупателю (заказчику);
- доставка товаров в постаматы либо в иное согласованное место или устройство, в установленном оператором или организацией порядке.
5.4 При реализации предметов гардероба могут быть предусмотрены заказ и доставка одежды и обуви из нескольких фасонов, размеров с примеркой для выбора подходящего размера. При этом допускается отказ от товаров всех размеров с оплатой стоимости услуги доставки в установленном оператором порядке.
6.1 Ассортимент доставляемых товаров