Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 22423-2023

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Подшипники скольжения

ИСПЫТАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ, МОМЕНТА ВРАЩЕНИЯ, КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ И РЕСУРСА ЛЕПЕСТКОВЫХ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Plain bearings. Testing of static load capacity, bearing torque, friction coefficient and lifetime of gas-dynamic thrust foil plain bearings



МКС 21.100.10

Дата введения 2023-09-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Управляющая компания ЕПК" (ОАО "УК ЕПК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 "Подшипники качения и скольжения"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 апреля 2023 г. N 161-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 мая 2023 г. N 329-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 22423-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2023 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 22423:2019* "Лепестковые подшипники. Испытание рабочих характеристик лепестковых упорных подшипников. Испытание статической грузоподъемности, момента вращения, коэффициента трения и ресурса" ("Foil bearings - Performance testing of foil thrust bearings - Testing of static load capacity, bearing torque, friction coefficient and lifetime", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/TC 123 "Подшипники скольжения", подкомитетом CS 7 "Специальные типы подшипников скольжения" Международной организации по стандартизации (ISO)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентных прав. Сведения о патентах доступны на www.iso.org/patents

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Улучшения конструкции, часто требующиеся для вращающихся машин, таких как турбины, генераторы, компрессоры и помпы, включают увеличение скорости и уменьшение размера. Лепестковые подшипники в турбомашинах работают за счет образования самодействующей воздушной (или газовой) пленки между поверхностями в относительном движении. Зазор между вращающимся валом или ротором и поверхностью лепестка сжимает газообразный смазочный материал до давления подъема, разделяя поверхности в относительном движении и обеспечивая способность нести нагрузку. Использование окружающего воздуха (или газа) как смазочного материала подшипника исключает необходимость во вспомогательной смазочной системе для доставки обычных масляных смазочных материалов. Это допускает значительные снижения в весе, сложности, цене обслуживания турбомашин, поддерживаемых лепестковыми подшипниками, в сравнении с их аналогами, поддерживаемыми подшипниками качения. Это также допускает более высокие скорости вращения ротора, устраняя ограничения скорости (где - средний диаметр подшипника, а n - скорость вращения) подшипников качения.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод сопоставления результатов испытания рабочих характеристик лепестковых газодинамических упорных подшипников скольжения (далее - подшипники), удерживаемых аэродинамической силой, создаваемой вращением вала, и смазываемых воздухом, а не смазочным маслом. Метод испытания, предлагаемый в настоящем стандарте, ставит своей целью спрогнозировать и оценить статическую грузоподъемность, момент вращения, коэффициент трения и ресурс подшипника, и сопоставить результаты с теми, которые получают в иных условиях испытания. Измеренная статическая грузоподъемность может быть различной в зависимости от возможностей использованного испытательного оборудования.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

     3 Термины и определения

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных, используемые в целях стандартизации, по следующим адресам:

- платформа онлайн-просмотра ISO: доступна по ссылке https://www.iso.org/obp

- Электропедия IEC: доступна по ссылке http://www.electropedia.org/

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 (упорный) ротор (thrust runner, runner): Круглый диск, соединенный с валом, трущийся по поверхности верхнего лепестка.

Примечание - Поверхности ротора должны выполняться достаточно гладкими, чтобы формировать воздушную пленку между ротором и верхним лепестком.

3.2 всплытие (take-off): Этап обеспечения расстояния между ротором и верхним лепестком посредством развития аэродинамического давления между ними.

3.3 зазор (clearance): Кратчайшее расстояние между ротором и верхним лепестком.

3.4 момент вращения подшипника (bearing torque): Величина момента вращения, развивающаяся посредством трения вращения между ротором и верхним лепестком.

Примечание - Измерение момента вращения подшипника - согласно 7.3.

3.5 грузоподъемность (load capacity): Вес, который может выдерживать подшипник в установившемся режиме.

3.6 начальная нагрузка (initial load): Нагрузка, приложенная на вращающуюся систему в начале испытания.

Примечание - Она должна быть ниже, чем нагрузка, при которой определяются грузоподъемность и ресурс подшипника согласно 7.4 и 9.2.

3.7 эталонная нагрузка (reference load): Нагрузка, которая, как ожидается, будет поддерживаться подшипником.

Примечание - Расчет эталонной нагрузки - согласно 7.2.

3.8 статическая грузоподъемность (static load capacity): Максимальное значение нагрузки, оказываемое на подшипник в состоянии покоя.

Примечание - Измерение статической грузоподъемности - согласно 7.4.

3.9 коэффициент трения (friction coefficient): Аэродинамическое сопротивление потока газа между ротором и верхним лепестком.

Примечание - Измерение коэффициента трения в соответствии с разделом 8.

3.10 ресурс подшипника* (lifetime of bearing): Общее число испытательных циклов пуск-остановка подшипника, при котором пропадает слой покрытия.

_______________

* Для подшипников, применяемых без покрытия, общее число испытательных циклов пуск-остановка подшипника - перед появлением первого отказа.

Примечание - Измерение ресурса подшипника - в соответствии с разделом 9.

     4 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения.

4.1 Основные параметры. Латинский алфавит

Таблица 1 -Обозначение. Основные параметры. Латинский алфавит

Обозначение

Описание

Единицы измерения

A

Площадь

Квадратные миллиметры

F

Сила, нагрузка

Ньютоны

H

Высота

Миллиметры

h

Влажность

Проценты

L

Ресурс

Пуск-остановочные циклы

M

Момент вращения

Ньютон-миллиметры

Шероховатость поверхности

Микрометры

r

Расстояние, радиус

Миллиметры

T

Температура

Градусы Цельсия

t

Толщина

Миллиметры

4.2 Основные параметры. Греческий алфавит

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs