ГОСТ ISO 13939-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Подшипники скольжения
ИСПЫТАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ, КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ И РЕСУРСА ЛЕПЕСТКОВЫХ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ РАДИАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
Plain bearings. Testing of static load capacity, friction coefficient and lifetime of gas-dynamic radial foil plain bearings
МКС 21.100.10
Дата введения 2023-08-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Управляющая компания ЕПК" (ОАО "УК ЕПК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 "Подшипники качения и скольжения"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 марта 2023 г. N 160-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 мая 2023 г. N 299-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 13939-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2023 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 13939:2019* "Лепестковые подшипники. Испытание рабочих характеристик лепестковых радиальных подшипников скольжения. Испытание статической грузоподъемности, коэффициента трения и ресурса" ("Foil bearings - Performance testing of foil journal bearings - Testing of static load capacity, friction coefficient and lifetime", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/TC 123 "Подшипники скольжения", подкомитетом CS 7 "Специальные типы подшипников скольжения" Международной организации по стандартизации (ISO)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентных прав. Сведения о патентах доступны на www.iso.org/patents
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает метод сопоставления результатов испытаний рабочих характеристик лепестковых газодинамических радиальных подшипников скольжения (далее - подшипники), смазываемых воздухом (газом) и удерживаемых газодинамической силой, создаваемой вращением вала. Метод испытания, предлагаемый в настоящем стандарте, ставит своей целью определить и оценить статическую грузоподъемность, коэффициент трения и ресурс подшипника и сопоставить результаты с теми, которые получают в иных условиях испытания, т.е. при иных размерах подшипника, частоте вращения вала, давлении и влажности окружающей среды и т.д. Значение статической грузоподъемности может меняться в соответствии с настройкой параметров испытаний, поскольку условия испытания могут меняться.
Метод испытаний, установленный в настоящем стандарте, имеет следующую область применения:
a) критерием оценки статической грузоподъемности является установившийся режим, т.е. методика применима в ограниченных рабочих условиях с постоянным значением и направлением нагрузки и постоянной частотой вращения;
b) постоянный момент инерции подшипника при произвольно выбранной частоте вращения, который является обязательным условием процедуры оценки;
c) динамическая нагрузка со значением и направлением переменных во времени не рассматривается.
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных, используемые в целях стандартизации, по следующим адресам:
- Электропедия IEC: доступна по ссылке http://www.electropedia.org/
- платформа онлайн-просмотра ISO: доступна по ссылке http://www.iso.org/obp
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 всплытие (take-off): Этап обеспечения расстояния между валом и верхним лепестком посредством развития аэродинамического давления между ними.
3.2 зазор (clearance): Кратчайшее расстояние между валом и верхним лепестком, когда ось вала совпадает с осью корпуса.
3.3 момент вращения подшипника (bearing torque): Величина момента вращения, развивающаяся посредством трения вращения между валом и верхним лепестком.
Примечание - Измерение момента вращения подшипника - согласно 6.4.
3.4 грузоподъемность (load capacity): Вес, который может выдерживать подшипник в установившемся режиме.
Примечание - Процесс определения статической грузоподъемности - по 7.3.
3.5 начальная нагрузка (initial load): Нагрузка, приложенная на вращающуюся систему в начале испытания.
Примечание - Она должна быть ниже, чем нагрузка, при которой определяются грузоподъемность и ресурс подшипника согласно 7.3 и 10.2.
3.6 статическая грузоподъемность (static load capacity): Максимальное значение нагрузки, оказываемое на подшипник в состоянии покоя.
Примечание - Измерение статической грузоподъемности - согласно 7.4.
3.7 коэффициент трения (friction coefficient): Аэродинамическое сопротивление потока газа между валом и верхним лепестком.
Примечание - Измерение коэффициента трения - в соответствии с разделом 9.
3.8 ресурс подшипника (lifetime of bearing): Общее число испытательных циклов пуск - остановка подшипника перед появлением первого отказа.
Примечание - Измерение ресурса подшипника - в соответствии с разделом 10.
В настоящем стандарте применены следующие обозначения.
4.1 Основные параметры. Латинский алфавит
Таблица 1 - Обозначение. Основные параметры. Латинский алфавит
Обозначение | Описание | Единицы измерения |
C | Зазор | Микрометры |
d | Диаметр | Миллиметры |
e | Эксцентриситет | Микрометры |
F | Сила | Ньютоны |
Вес, нагрузка | Ньютоны | |
H | Высота | Миллиметры |
h | Влажность | Проценты |
K | Коэффициент | Ньютон-минута на кубический миллиметр |
L | Длина | Миллиметры |
M | Момент вращения | Ньютон-миллиметры |
N | Ресурс | Пуск-остановочные циклы |
p | Давление | Ньютон на квадратный миллиметр |
R | Шероховатость поверхности | Микрометры |
r | Расстояние | Миллиметры |
T | Температура | Градусы Цельсия |
4.2 Основные параметры. Греческий алфавит
Таблица 2 - Обозначение. Основные параметры. Греческий алфавит
Обозначение | Описание | Единицы измерения |
Толщина | Миллиметры | |
Относительный эксцентриситет | Безразмерный | |
Коэффициент трения | Безразмерный | |
Частота вращения | Оборотов в минуту |
4.3 Дополнительные знаки. Подстрочные индексы