ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об информации Министра энергетики Российской Федерации Н.Г.Шульгинова о реализации приоритетных проектов развития энергетики Российской Федерации
Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 15 марта 2023 года информацию Министра энергетики Российской Федерации Н.Г.Шульгинова о реализации приоритетных проектов развития энергетики Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра энергетики Российской Федерации Н.Г.Шульгинова о реализации приоритетных проектов развития энергетики Российской Федерации.
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.В.Перчяна.
3. Государственная Дума отмечает следующее.
В 2021 году топливно-энергетический комплекс России (далее - ТЭК) начал восстановление после спада, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, вырос уровень добычи и экспорта углеводородов, увеличились производство и потребление электрической энергии. В 2022 году Европейским союзом в числе других недружественных действий были приняты решения о введении эмбарго на импорт российских энергоресурсов: угля (с 5 августа 2022 года), нефти (с 5 декабря 2022 года) и нефтепродуктов (с 5 февраля 2023 года), установлен "потолок цен" на газ, а совместно с другими странами "Группы семи" также на российские нефть и нефтепродукты, введен запрет на экспорт в Россию широкого спектра продукции и оборудования. Ряд европейских и американских компаний покинули российский рынок. Диверсия на газопроводах "Северный поток" и "Северный поток - 2" стала беспрецедентным актом международного терроризма, требующим открытого и объективного расследования. Ключевые показатели отраслей ТЭК демонстрируют разнонаправленную динамику.
Реализация приоритетных проектов в ТЭК - важная составляющая достижения всех целей национального развития, определенных Президентом Российской Федерации. Обширная программа газификации и планы по ее распространению на новые субъекты Российской Федерации будут способствовать повышению качества жизни и созданию безопасной среды для населения. Социальная газификация стала бессрочной, ведется масштабная работа по догазификации медицинских и образовательных учреждений. Сохранение инвестиционного потенциала, внедрение инновационных технологий и цифровая трансформация отраслей ТЭК обеспечивают рост внутреннего валового продукта и развитие экономики страны.
Социально-экономическое развитие новых субъектов Российской Федерации - важнейшая задача в настоящее время. Энергосистемы и системы газоснабжения новых субъектов Российской Федерации технологически интегрированы в единую энергосистему и единую систему газоснабжения России. Восстановлены электрические сети и магистральные газопроводы, в том числе со стороны Крымского полуострова.
Одна из важнейших выполненных Министерством энергетики Российской Федерации задач - совершенствование системы перспективного планирования в электроэнергетике через централизацию принятия решений для дальнейшего развития электроэнергетики нашей страны.
Продолжается активное развитие международных связей, в первую очередь по линии Евразийского экономического союза и Союзного государства, в рамках двусторонних контактов с дружественными странами Востока и Юга, а также в рамках многосторонних объединений: СНГ, "Группы двадцати", ШОС, БРИКС, структур ООН, Восточно-Азиатского саммита, ОПЕК+, ФСЭГ, диалогового партнерства Россия - АСЕАН и других.
Особое внимание уделяется снижению зависимости ТЭК от импорта оборудования, комплектующих и программного обеспечения иностранного производства. Сформирован перечень критически важных импортируемых товаров, определена потребность в оборудовании российского производства для нужд ТЭК.
4. Учитывая вышеизложенное, необходимо ускорить принятие следующих проектов федеральных законов:
1) N 1246367-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления), предусмотрев возможность приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей не только путем заключения договора купли-продажи таких объектов газоснабжения, но и путем их внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала акционерного общества в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
2) N 49335-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части уточнения понятийного аппарата);
3) N 212399-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности);
4) о ратификации межправительственного соглашения с Китайской Народной Республикой о поставках газа по "дальневосточному" маршруту;
5) N 196167-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с введением в гражданский оборот атрибутов генерации и сертификатов происхождения электрической энергии).
5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить в пределах своих полномочий консолидацию сетевых активов в сетевом комплексе электроэнергетики;
2) ускорить доработку проекта федерального закона, предусматривающего введение статуса системообразующей территориальной сетевой организации;
3) установить для субъектов предпринимательской деятельности в сфере энергетики, владеющих на праве собственности или аренды объектами энергетики либо эксплуатирующих такие объекты, обязательность нахождения указанных субъектов под юрисдикцией Российской Федерации;
4) обеспечить приобретение системообразующей территориальной сетевой организацией сетевых активов за счет тарифных источников;
5) обеспечить передачу сетевых активов, находящихся в муниципальной собственности, в пользование системообразующих территориальных сетевых организаций с государственным участием;
6) ускорить реализацию планов по цифровизации и интеллектуальному учету электрической энергии в целях совершенствования функционирования розничного рынка электрической энергии;
7) разработать и реализовать программу увеличения потребления газа на внутреннем рынке, расширения использования газомоторного топлива и сжиженного природного газа на транспорте;
8) рассмотреть возможность предоставления мер государственной поддержки в целях реализации мероприятий по строительству электроэнергетической инфраструктуры, необходимой для энергоснабжения Восточного полигона железных дорог;
9) ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (по вопросам обеспечения дистанционного управления режимами работы объектов электроэнергетики и регулирования оперативно-технологического управления в электроэнергетике), предусматривающего внедрение новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления режимами работы объектов электроэнергетики и создание в каждом субъекте Российской Федерации единого центра, отвечающего за надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей;
10) обеспечить реализацию приоритетных проектов в сфере энергетики и продолжить работу:
по совершенствованию модели конкурентного отбора мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности;
по созданию инструментов привлечения инвестиций в целях сооружения объектов гидрогенерации;
по вопросам интеграции генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в работу единой энергосистемы;
по обеспечению параллельной синхронной работы объединенных энергетических систем Сибири и Востока;
по организации дополнительных межсистемных связей между объединенными энергетическими системами Сибири и Урала по территории Российской Федерации;
по мониторингу перспективного спроса на электрическую энергию энергосистемы Республики Адыгея и Краснодарского края, в случае необходимости предусмотрев мероприятия по увеличению пропускной способности электрической сети наряду со строительством новых генерирующих объектов на территории Крымского полуострова или Таманского полуострова;
11) рассмотреть предложение аудитора Счетной палаты Российской Федерации о разработке отдельного федерального проекта в целях обеспечения поэтапного завершения социальной газификации к 2030 году и внедрения социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации.
6. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации:
1) ускорить представление в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) продолжить работу по обеспечению реализации инвестиционных проектов, необходимых для развития энергетической инфраструктуры второго этапа Восточного полигона железных дорог, а также для энергоснабжения промышленных потребителей и населения Сибири и Дальнего Востока;
3) продолжить разработку нормативных правовых актов, направленных на актуализацию и совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, на внедрение социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации;
4) обеспечить внесение изменений в Программу развития угольной промышленности России на период до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 1582-р, в части повышения энергетической и экологической безопасности и социально-экономической стабильности в угольной промышленности;
5) продолжить реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры, необходимой для экспорта российской нефти;
6) ускорить доработку Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2050 года и представить ее для обсуждения в Государственную Думу;
7) провести анализ нарушений законодательства при реализации приоритетных проектов в сфере энергетики, выявленных органами прокуратуры Российской Федерации в рамках проверочных мероприятий, в целях систематизации таких нарушений, выявления наиболее распространенных из них, а также в целях выработки рекомендаций, направленных на недопущение в дальнейшем нарушений законодательства при реализации приоритетных проектов в сфере энергетики;
8) провести мониторинг деятельности организаций в сфере электроэнергетики, в том числе гарантирующих поставщиков электроэнергии, а также организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, на предмет прямого или косвенного участия в уставном капитале указанных организаций иностранных юридических лиц, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации Перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, и направить в Государственную Думу подробную информацию об итогах проведенного мониторинга с указанием количества и наименований выявленных организаций в сфере электроэнергетики с прямым или косвенным участием иностранных юридических лиц;
9) ускорить работу по подготовке и внесению в Государственную Думу проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" в целях установления возможности размещения в лесопарковых зонах сетей инженерно-технического обеспечения при использовании подземного метода их прокладки (метода горизонтально направленного бурения) и при отсутствии необходимости вырубки лесных насаждений в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 года N 1152-р;
10) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, исключающих ограничение срока, в течение которого сетевые организации, выполняющие функции гарантирующего поставщика, совмещают деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии.
7. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по энергетике, Комитетом Государственной Думы по контролю рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих запрет на осуществление деятельности в сфере электроэнергетики, а также на владение на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства для организаций с прямым или косвенным участием иностранных юридических лиц, и подготовить соответствующие законодательные предложения.
8. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации:
1) совместно с органами местного самоуправления, уполномоченными государственными органами городов федерального значения, территориальными сетевыми и газораспределительными организациями активизировать работу по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической энергии и газа, постановке органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и обращению территориальных сетевых и газораспределительных организаций в судебные органы с требованием о признании права собственности на такие объекты;
2) обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных программами повышения надежности электросетевого комплекса;
3) провести актуализацию региональных целевых топливно-энергетических балансов, в том числе для комплексной оценки потребности в природном газе с учетом экономической целесообразности.
9. Поручить Комитету Государственной Думы по энергетике совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
10. В рамках контроля за реализацией настоящего Постановления провести в период осенней сессии 2023 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике и Комитета Государственной Думы по контролю.
11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2023 года.
12. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
13. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин
Москва
6 апреля 2023 года
N 3519-8 ГД
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"