ОДОБРЕНЫ
на заседании
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности
(протокол от 29 ноября 2022 года N 9)

     

Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2023 год

     

I. Общие положения


В целях совершенствования знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий (далее - ЗНиТ) от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), как составной части системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации, реализацию мер по развитию системы предупреждения ЧС и повышение эффективности реагирования на них и обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности в современных условиях.

Данные мероприятия реализуются с учетом:

Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272 "Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций";

приказа МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580);

приказа МЧС России от 05 июля 2021 г. N 430 "Об утверждении Правил обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2021 г., регистрационный N 65150);

иными нормативными правовыми актами в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

II. Основные задачи


Главными задачами по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС считать:

совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также повышения эффективности системы управления ГО и РСЧС, реагирования на ЧС и обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности в современных условиях;

реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

совершенствование мероприятий оперативной подготовки, а также дальнейшее развитие системы практической подготовки и обучения спасателей, пожарных, водолазов, кинологических расчетов и других категорий специалистов;

реализация Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год, планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2023 год.

     1. В области гражданской обороны:


продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

развитие нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации и актов муниципальных образований по вопросам ГО с учетом современных социально-экономических условий;

развитие сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) ГО и защиты населения;

повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО (далее - НФГО) субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, отнесенных к категории по ГО;

совершенствование системы управления ГО, а также систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

выполнение мероприятий по поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения;

совершенствование нормативной правовой и методической базы, продолжение работы по выполнению мероприятий по поддержанию в постоянной готовности защитных сооружений ГО;

проведение подготовки групп населения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также в организациях по месту работы граждан по программам курсового обучения и инструктажа в области ГО;

совершенствование подготовки руководителей, специалистов и личного состава формирований и служб по вопросам предупреждения и практических навыков реагирования на опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР);

обеспечение органов управления и сил ГО современной техникой и экипировкой, авиационно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;

активизация работы по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) населения, а также подготовка мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;

принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности СИЗ установленных категорий населения;

корректировка (уточнение) планирующих документов по гражданской обороне с учетом военно-политической обстановки;

повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ (ШТ) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО.

     2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:


продолжение формирования единого информационного пространства РСЧС за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных систем с автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией - создание и развитие "Озера данных" (цифровая трансформация системы управления РСЧС);

использование единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области ЗНиТ от ЧС;

применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий;

внедрение новых подходов по предупреждению ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах (далее - ПОО и КВО), в том числе за счет создания условий для развития систем автоматического мониторинга технического состояния производственных фондов и их интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации;

выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе бесхозяйных, и организация мероприятий по ЗНиТ от рисков возникновения ЧС на них;

корректировка положений о функциональных подсистемах (далее - ФП), территориальных подсистемах (далее - ТП) РСЧС и порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного на региональном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения, в том числе комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в субъектах Российской Федерации в целях развития РСЧС, обеспечения общественной безопасности, в том числе в направлении ее интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации, и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;

обеспечение готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов (далее - резервы), предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и проработка вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС в условиях введения режима повышенной готовности;

совершенствование механизмов оперативного привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), а также совместных действий наземных и авиационных группировок при ЧС, в том числе биологического характера, а также вызванных сезонными рисками;

совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение практического применения Мобильного комплекса приема и передачи информации Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - ГК "Роскосмос") при организации космического мониторинга в период циклических рисков возникновения ЧС на территории Российской Федерации (по согласованию с ГК "Роскосмос");

выполнение плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года;

совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия при обеспечении мероприятий по безопасному мореплаванию в акватории Северного морского пути и на прилегающих к нему территориях;

повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также совершенствование учебно-материальной базы кабинетов (классов) предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

проведение КШУ (ШТ), ТСУ и других учений (тренировок) по отработке вопросов, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС и ее ликвидации.

     2.1. При подготовке к пожароопасному сезону:


обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств ФП и ТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасный сезон;

обеспечение готовности региональных и муниципальных систем централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению;

выполнение мероприятий, направленных на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;

разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, план надзорно-профилактических и оперативно-тактических мероприятий по защите населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, сводный план тушения лесных пожаров, план тушения лесных пожаров лесничеств, документы по планированию противопожарного обустройства лесов, и др.);

проведение КШУ (ШТ), ТСУ и других учений (тренировок) по отработке вопросов ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;

обеспечение контроля за выполнением мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты, государственные природные заповедники и национальные парки;

своевременное принятие мер пожарной безопасности в лесах, введение режима ЧС в лесах, возникших в результате лесных пожаров и принятие необходимых мер по их тушению, с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2022 г. N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации";

организация космического мониторинга ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон, а также с использованием мобильного приложения "Термические точки МЧС России";

обеспечение учета ландшафтных (природных) пожаров и координацию деятельности, уполномоченных органов субъектов Российской Федерации по их предупреждению, обнаружению и тушению;

организация работы межведомственных рабочих групп во всех муниципальных образованиях, при прогнозе установления 3 класса пожарной опасности и введения особого противопожарного режима;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»