ГОСТ Р ИСО 29001-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПОСТАВЛЯЮЩИМ ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ
Petroleum, petrochemical and natural gas industries. Sector-specific quality management systems. Requirements for product and service supply organizations
ОКС 03.100.70;
75.020
Дата введения 2023-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 010 "Менеджмент риска"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2023 г. N 60-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 29001:2020* "Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги" (ISO 29001:2020 "Petroleum, petrochemical and natural gas industries - Sector-specific quality management systems - Requirements for product and service supply organizations", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Дополнительные сноски в тексте настоящего стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
0.1 Общие положения
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования* 0.1 Общие положения Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие. Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются: a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям; b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей; c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации; d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества. |
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.
Настоящий стандарт не предполагает необходимость:
- единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;
- согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;
- использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.
Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.
В настоящем стандарте применен процессный подход, который включает цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), и риск-ориентированное мышление.
Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие.
Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.
Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей (А.4).
Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация.
В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:
- "должна" указывает на требование;
- "следует" указывает на рекомендацию;
- "могло бы" указывает на разрешение;
- "может" указывает на способность или возможность.
Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер руководящих указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования. |
_______________
* Приведенный в рамке текст из ИСО 9001:2015 идентичен тексту соответствующего раздела ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
0.2 Принципы менеджмента качества
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования |
0.2 Принципы менеджмента качества Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа. Принципы менеджмента качества: - ориентация на потребителя; - лидерство; - взаимодействие людей; - процессный подход; - улучшение; - принятие решений, основанных на свидетельствах; - менеджмент взаимоотношений. |
0.3 Процессный подход
0.3.1 Общие положения
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования |
0.3.1 Общие положения Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4. Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены. Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов. Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет: a) понимать и постоянно выполнять требования; b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности; c) достигать результативного функционирования процессов; d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации. Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков. |
|
Рисунок 1 - Схематичное изображение элементов процесса |
0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования 0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рисунок 2 иллюстрирует, как разделы 4-10 могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA. |
|
Примечание - Цифры в скобках являются ссылками на разделы настоящего стандарта. Рисунок 2 - Изображение структуры настоящего стандарта в соответствии с циклом PDCA |
Цикл PDCA можно кратко описать так: - планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей; - делай - выполнение того, что было запланировано; - проверяй - мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах; - действуй - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо. |
0.3.3 Риск-ориентированное мышление
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования |
0.3.3 Риск-ориентированное мышление Риск-ориентированное мышление (А.4) необходимо для достижения результативности системы менеджмента качества. Концепция риск-ориентированного мышления подразумевалась в предыдущей версии настоящего стандарта, включая, например, выполнение предупреждающих действий, направленных на исключение потенциальных несоответствий, анализ любых несоответствий, которые возникают, и принятие мер по предотвращению их повторения, соответствующих последствиям несоответствия. Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, организации необходимо планировать и внедрять действия, связанные с рисками и возможностями. Направление усилий на риски и возможности создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращения неблагоприятных последствий. Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата, например как совокупность обстоятельств, позволяющих организации привлекать потребителей, разрабатывать новые продукцию и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия в отношении возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков. Риск - это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям. |
0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования |
0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента (см. приложение А.1). Настоящий стандарт позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента. Настоящий стандарт связан со стандартами ИСО 9000 и ИСО 9004 следующим образом: - ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" создает важную основу для надлежащего понимания и внедрения настоящего стандарта; - ИСО 9004 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" дает руководство организациям, стремящимся превзойти требования настоящего стандарта. Приложение В содержит сведения о других международных стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, которые были разработаны ИСО/ТК 176. Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья или финансовый менеджмент. Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества разработаны для ряда отраслей на основе требований настоящего стандарта. Некоторые из этих стандартов устанавливают дополнительные требования к системе менеджмента качества, в то время как другие ограничиваются предоставлением руководящих указаний по применению настоящего стандарта в рамках конкретной отрасли. Взаимосвязь между разделами настоящего издания международного стандарта и предыдущим изданием (ИСО 9001:2008) представлена в открытом доступе на официальном сайте ИСО/ТК 176/ SC 2 по ссылке: www.iso.org/tc176/sc02/public. |
Настоящий стандарт также связан с международным документом ISO/TS 9002 "Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015". ISO/TS 9002 предоставляет руководящие указания по разъяснению требований в ИСО 9001:2015. Они не предназначены для дополнения, исключения или изменения каким-либо способом этих требований.
Взаимосвязь между разделами ИСО 29001:2020 и его предыдущим изданием ISO/TS 29001:2010, а также другими международными и отраслевыми стандартами, касающимися систем менеджмента качества, представлена в открытом доступе на официальном сайте ИСО/ТК 67 по ссылке: https://committee.iso.org/tc67.
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования 1 Область применения Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям; b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям. Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг. |
Примечания 1 В настоящем стандарте термины "продукция" или "услуга" применимы только к продукции и услугам, которые предназначены или затребованы потребителем. 2 Законодательные и нормативные правовые требования могут быть обозначены как правовые требования. |
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества для организаций, поставляющих продукцию, выполняющих работы и предоставляющих услуги для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.
Настоящий стандарт разработан в дополнение к ИСО 9001:2015. Дополнительные требования и руководящие указания к ИСО 9001:2015 были разработаны с целью обеспечения риск-ориентированного подхода по всей цепи поставок, связанных с нефтяной, нефтехимической и газовой промышленностью, а также создания условий для приведения требований в соответствие с дополнительными стандартами, применяемыми в указанных отраслях.
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования |
2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все поправки)]: ISO 9000:2015, Quality management systems. Fundamentals vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь) |
ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования |
3 Термины и определения В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000:2015. |
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- электропедия МЭК: доступна по адресу http://www.electropedia.org/.
3.1 уровень требований к качеству (quality specification level, QSL): Уровень, определяющий объем мероприятий по управлению, как правило, включающих испытания, контроль, верификацию и валидацию, проводимые провайдером для подтверждения соответствия требованиям на основе определения операционного риска и/или обязательств.
Примечания
1 Аналогичные термины, относящиеся к конкретным видам продукции или услуг, могут использоваться в стандартах для установления объема контрольных мероприятий для определенных уровней риска продукции или услуг, например, уровня требований к качеству (QSL) в API Spec 6D, уровня требований к продукции (PSL) в API Spec 6А и API Spec 17D, а также уровня воздействия в ИСО 19900.
2 Риск продукции или услуги связан с уровнем ответственности. В контексте настоящего стандарта понятие "ответственность" означает то, что организация, технические условия на продукцию или услугу или потребитель считают (i) обязательным, незаменимым или существенным, (ii) необходимым для заявленной цели или задачи и (iii) требующим конкретных мер.
3.2 Компетентность
3.2.1 каталог компетентности (competence catalogue): Перечень компетенций, необходимых для выполнения задачи, который имеет иерархическую структуру.
[Адаптировано из ISO/TS 17969:2017, пункт 3.3, с изменениями: "любая задача" заменено на "задача", а "компетентность" и "компетентности" заменены на "компетенция" и "компетенции"]
3.2.2 профиль компетентности (competence profile): Навыки и поведение, определенные профессиональным уровнем, которые необходимы для выполнения функции или деятельности в зависимости от соответствующего риска или возможности.
[Адаптировано из ISO/TS 17969:2017, пункт 3.4, с изменениями: "роль" заменено на "функцию", "компетенция" заменено на "компетентность" и добавлено "или возможностью"]
3.2.3 профессиональный уровень (proficiency level): Уровень способностей и поведенческих качеств в рамках определенного навыка.
[ISO/TS 17969:2017, пункт 3.8]
3.3 план контроля и испытаний (inspection and test plan): План качества, представленный в виде таблицы, используемый обычно для процессов или продукции/услуги, для установления конкретной последовательности операционных действий, инструкций, критериев приемки, информации, которую необходимо поддерживать и хранить, для связанных с этим действий провайдера, потребителя, а также для независимой оценки соответствия.