Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 29001-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПОСТАВЛЯЮЩИМ ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ

Petroleum, petrochemical and natural gas industries. Sector-specific quality management systems. Requirements for product and service supply organizations



ОКС 03.100.70;

             75.020

Дата введения 2023-06-01

Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 010 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2023 г. N 60-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 29001:2020* "Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги" (ISO 29001:2020 "Petroleum, petrochemical and natural gas industries - Sector-specific quality management systems - Requirements for product and service supply organizations", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

Дополнительные сноски в тексте настоящего стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007

6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение

     

0.1 Общие положения

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования*

0.1 Общие положения

Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.

Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:

a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;

b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;

d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.

     Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.

     

     Настоящий стандарт не предполагает необходимость:

     

     - единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;

     

     - согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;

     

     - использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.

     

     Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.

     

     В настоящем стандарте применен процессный подход, который включает цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), и риск-ориентированное мышление.

     

     Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие.

     

     Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.

     

     Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей (А.4).

     

     Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация.

     

     В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

     

     - "должна" указывает на требование;

     

     - "следует" указывает на рекомендацию;

     

     - "могло бы" указывает на разрешение;

     

     - "может" указывает на способность или возможность.

     

     Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер руководящих указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

_______________

* Приведенный в рамке текст из ИСО 9001:2015 идентичен тексту соответствующего раздела ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

0.2 Принципы менеджмента качества

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

0.2 Принципы менеджмента качества

Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.

Принципы менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- лидерство;

- взаимодействие людей;

- процессный подход;

- улучшение;

- принятие решений, основанных на свидетельствах;

- менеджмент взаимоотношений.

0.3 Процессный подход

0.3.1 Общие положения

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

0.3.1 Общие положения

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.

Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.

Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:

a) понимать и постоянно выполнять требования;

b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;

c) достигать результативного функционирования процессов;

d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.

Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков.

 

Рисунок 1 - Схематичное изображение элементов процесса

0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"

Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рисунок 2 иллюстрирует, как разделы 4-10 могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.

 

Примечание - Цифры в скобках являются ссылками на разделы настоящего стандарта.

     Рисунок 2 - Изображение структуры настоящего стандарта в соответствии с циклом PDCA

Цикл PDCA можно кратко описать так:

- планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;

- делай - выполнение того, что было запланировано;

- проверяй - мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;

- действуй - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

0.3.3 Риск-ориентированное мышление

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

0.3.3 Риск-ориентированное мышление

Риск-ориентированное мышление (А.4) необходимо для достижения результативности системы менеджмента качества. Концепция риск-ориентированного мышления подразумевалась в предыдущей версии настоящего стандарта, включая, например, выполнение предупреждающих действий, направленных на исключение потенциальных несоответствий, анализ любых несоответствий, которые возникают, и принятие мер по предотвращению их повторения, соответствующих последствиям несоответствия.

Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, организации необходимо планировать и внедрять действия, связанные с рисками и возможностями. Направление усилий на риски и возможности создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращения неблагоприятных последствий.

Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата, например как совокупность обстоятельств, позволяющих организации привлекать потребителей, разрабатывать новые продукцию и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия в отношении возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков. Риск - это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям.

0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента

В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента (см. приложение А.1).

Настоящий стандарт позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.

Настоящий стандарт связан со стандартами ИСО 9000 и ИСО 9004 следующим образом:

- ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" создает важную основу для надлежащего понимания и внедрения настоящего стандарта;

- ИСО 9004 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" дает руководство организациям, стремящимся превзойти требования настоящего стандарта.

Приложение В содержит сведения о других международных стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, которые были разработаны ИСО/ТК 176.

Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья или финансовый менеджмент.

Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества разработаны для ряда отраслей на основе требований настоящего стандарта. Некоторые из этих стандартов устанавливают дополнительные требования к системе менеджмента качества, в то время как другие ограничиваются предоставлением руководящих указаний по применению настоящего стандарта в рамках конкретной отрасли.

Взаимосвязь между разделами настоящего издания международного стандарта и предыдущим изданием (ИСО 9001:2008) представлена в открытом доступе на официальном сайте ИСО/ТК 176/ SC 2 по ссылке: www.iso.org/tc176/sc02/public.

Настоящий стандарт также связан с международным документом ISO/TS 9002 "Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015". ISO/TS 9002 предоставляет руководящие указания по разъяснению требований в ИСО 9001:2015. Они не предназначены для дополнения, исключения или изменения каким-либо способом этих требований.

Взаимосвязь между разделами ИСО 29001:2020 и его предыдущим изданием ISO/TS 29001:2010, а также другими международными и отраслевыми стандартами, касающимися систем менеджмента качества, представлена в открытом доступе на официальном сайте ИСО/ТК 67 по ссылке: https://committee.iso.org/tc67.

     1 Область применения

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.

Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.

Примечания

1 В настоящем стандарте термины "продукция" или "услуга" применимы только к продукции и услугам, которые предназначены или затребованы потребителем.

2 Законодательные и нормативные правовые требования могут быть обозначены как правовые требования.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества для организаций, поставляющих продукцию, выполняющих работы и предоставляющих услуги для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.

Настоящий стандарт разработан в дополнение к ИСО 9001:2015. Дополнительные требования и руководящие указания к ИСО 9001:2015 были разработаны с целью обеспечения риск-ориентированного подхода по всей цепи поставок, связанных с нефтяной, нефтехимической и газовой промышленностью, а также создания условий для приведения требований в соответствие с дополнительными стандартами, применяемыми в указанных отраслях.

     2 Нормативные ссылки

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все поправки)]:

ISO 9000:2015, Quality management systems. Fundamentals vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)

     3 Термины и определения

ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000:2015.

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями.

Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:

- платформа онлайн-просмотра ИСО доступна по адресу https://www.iso.org/obp;

- электропедия МЭК: доступна по адресу http://www.electropedia.org/.

3.1 уровень требований к качеству (quality specification level, QSL): Уровень, определяющий объем мероприятий по управлению, как правило, включающих испытания, контроль, верификацию и валидацию, проводимые провайдером для подтверждения соответствия требованиям на основе определения операционного риска и/или обязательств.

Примечания

1 Аналогичные термины, относящиеся к конкретным видам продукции или услуг, могут использоваться в стандартах для установления объема контрольных мероприятий для определенных уровней риска продукции или услуг, например, уровня требований к качеству (QSL) в API Spec 6D, уровня требований к продукции (PSL) в API Spec 6А и API Spec 17D, а также уровня воздействия в ИСО 19900.

2 Риск продукции или услуги связан с уровнем ответственности. В контексте настоящего стандарта понятие "ответственность" означает то, что организация, технические условия на продукцию или услугу или потребитель считают (i) обязательным, незаменимым или существенным, (ii) необходимым для заявленной цели или задачи и (iii) требующим конкретных мер.

3.2 Компетентность

3.2.1 каталог компетентности (competence catalogue): Перечень компетенций, необходимых для выполнения задачи, который имеет иерархическую структуру.

[Адаптировано из ISO/TS 17969:2017, пункт 3.3, с изменениями: "любая задача" заменено на "задача", а "компетентность" и "компетентности" заменены на "компетенция" и "компетенции"]

3.2.2 профиль компетентности (competence profile): Навыки и поведение, определенные профессиональным уровнем, которые необходимы для выполнения функции или деятельности в зависимости от соответствующего риска или возможности.

[Адаптировано из ISO/TS 17969:2017, пункт 3.4, с изменениями: "роль" заменено на "функцию", "компетенция" заменено на "компетентность" и добавлено "или возможностью"]

3.2.3 профессиональный уровень (proficiency level): Уровень способностей и поведенческих качеств в рамках определенного навыка.

[ISO/TS 17969:2017, пункт 3.8]

3.3 план контроля и испытаний (inspection and test plan): План качества, представленный в виде таблицы, используемый обычно для процессов или продукции/услуги, для установления конкретной последовательности операционных действий, инструкций, критериев приемки, информации, которую необходимо поддерживать и хранить, для связанных с этим действий провайдера, потребителя, а также для независимой оценки соответствия.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs