ПНСТ 810-2023
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Менеджмент устойчивого развития
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБЛАСТИ ВТОРИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАЛЛОВ
Sustainability management. Guidelines for recycling of metals
ОКС 77.020,
13.020.20
Срок действия с 2024-04-01
до 2025-04-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Союзом организаций в сфере вторичной цветной металлургии (Союзом "Центрвторцветмет") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 462 "Вторичные цветные металлы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2023 г. N 4-пнст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному документу IWA 19:2017* "Руководящие принципы по устойчивому управлению вторичными металлами" (IWA 19:2017 "Guidance principles for the sustainable management of secondary metals", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов), а также изменения применяемых терминов с целью приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации, которые выделены в тексте курсивом**.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Библиография" и п.3.11 приводятся обычным шрифтом, отмеченные в разделе "Предисловие" знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.
При этом в настоящий стандарт не включены положения примененного международного документа, касающиеся неофициальной предпринимательской деятельности, которые нецелесообразно применять в национальной стандартизации в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011** (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 111141 Москва, ул.Плеханова, д.7, этаж 3, ком.39 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт разработан в целях апробации и накопления дополнительной информации в отношении применения международной практики реализации устойчивого управления вторичными металлами и переработанными вторичными металлами, изложенной в рамках IWA 19:2017.
Общие положения настоящего стандарта могут быть применены заинтересованными лицами при необходимости улучшения деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе уязвимых в части экологических и социально-экономических последствий, наряду с требованиями законодательства Российской Федерации и документами по стандартизации.
Требования настоящего стандарта не применяют при проведении оценки соответствия третьей стороной.
0.1 Переработка металлов
Переработка металлов, таких как алюминий, медь и золото, находящихся в отходах, содержащих металлы, например: образующихся при производстве и эксплуатации электронного и электрического оборудования, автомобилей, кораблей, а также после использования упаковочных или строительных материалов, является быстрорастущей экономической сферой деятельности во всем мире.
Данная неконтролируемая деятельность по извлечению металлов приводит к выбросу загрязняющих веществ в воздух, почву и воду, что в сочетании с плохими условиями труда и несоблюдением правил техники безопасности и гигиены труда оказывает значительное негативное воздействие на работников, население и окружающую среду ([1], [2], [3]). Наиболее критичным является воздействие на уязвимую группу работников.
В то время как одни участники рынка более эффективно занимаются металлургической переработкой, другие сбором и подготовкой отходов, содержащих металлы, лома и отходов черных и цветных металлов (например, путем ручной обработки).
Все большее число переработчиков хотят использовать потенциал извлечения вторичных металлов как по объему, так и по качеству, как следствие, возросла конкуренция за потоки отходов, содержащих металлы. Однако это не происходит структурированным и организованным образом из-за отсутствия руководства и авторитетных поддерживающих структур.
0.2 Видение
Применение руководящих принципов позволит использовать подход к экономике замкнутого цикла для обеспечения социальной справедливости, экологического правосудия и оптимального извлечения металлов во всем мире для нынешнего и будущих поколений.
Ключевые пути реализации руководящих принципов заключаются в следующем:
- соблюдении руководящих принципов хозяйствующими субъектами, включенными в производственные цепочки создания стоимости вторичных металлов и переработанных вторичных металлов;
- интеграции руководящих принципов в государственную политику, системы стандартов устойчивого развития и другие организации, которые могли бы внедрить поддерживающие механизмы.
0.3 Цели
Цель руководящих принципов состоит в том, чтобы обеспечить надежную глобальную основу для устойчивого управления вторичными металлами и переработанными вторичными металлами.
В частности, руководящие принципы направлены:
- на усовершенствование деятельности хозяйствующих субъектов (см. рисунок 4) за счет соблюдения требований устойчивости развития на основе принципов и целей (см. раздел 6);
- обеспечение достоверной прослеживаемости использования вторичных металлов и переработанных вторичных металлов путем соблюдения требований к прослеживаемости для тех, кто желает это продемонстрировать (см. раздел 7);
- содействие формализации хозяйствующих субъектов, занимающихся жизнеобеспечением (ЖО), путем создания юридических лиц или присоединения к функционирующим.
Главные ценности, заключающиеся в разработке и внедрении руководящих принципов, - это разделение ответственности, прозрачность, заинтересованность, постоянное совершенствование и справедливость.
Предполагается, что будет ряд бенефициаров использования наиболее эффективных практик в результате соблюдения принципов и целей и внедрения схем прослеживания хозяйствующими субъектами. Руководящие принципы направлены в первую очередь на получение преференций предприятиями, участвующими в ЖО в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, уязвимых в части экологических и социально-экономических последствий, включая детский труд и негативные производственные факторы из-за неконтролируемых методов работы (см. приложение А) и не соответствующих нормам условий труда.
Ожидаемые преимущества для хозяйствующих субъектов, занимающихся сбором, ручной и механической обработкой, металлургической переработкой, а также транспортированием/торговлей и хранением, включают в себя:
- повышение безопасности труда и улучшение показателей здоровья работников и членов их семей;
- предоставление доступа к финансированию и кредитам со стороны банковских учреждений, что позволит снизить риски, предъявляя требования соблюдения руководящих принципов;
- снижение риска несоблюдения требований законодательства; причем согласно действующим законам и правилам может требоваться, чтобы вторичные металлы и переработанные вторичные металлы соответствовали экологическим и социальным критериям сообразно руководящим принципам.
Потенциальные преференции для субъектов экономической деятельности, занимающихся предпринимательской деятельностью (ПД), таких как производители продукции и иные покупатели вторичных металлов, включают:
- увеличение доходов за счет ускоренного доступа к рынку и повышения надежности долгосрочных контрактов, таких как "бизнес - бизнес" и "производитель - потребитель", что позволяет обеспечить преференциальный режим предприятиям, поставляющим материалы и продукты, соответствующие руководящим принципам;
- усовершенствованные и более прозрачные системы управления;
- защищенный доступ к ресурсам вторичных металлов;
- демонстрацию приверженности устойчивому развитию в цепочках формирования стоимости.
0.4 Структура
На рисунке 1 представлена структура настоящего стандарта:
- в разделе 5 приведены элементы, составляющие сферу применения;
- в разделе 6 - требования к устойчивости, основанные на 5 принципах и 17 целях. Каждая цель сопровождается набором пояснений, шагов и временных рамок. В нем также содержатся рекомендации по механизмам поддержки, которые должны быть приняты государствами и общественными организациями, а также частным сектором или открытыми акционерными обществами;
- в разделе 7 - требования к прослеживаемости;
- в разделе 8 - путь к надежной системе гарантий;
- в разделе 9 - рекомендации по эффективному и надежному внедрению руководящих принципов;
- в приложении A определен набор наихудших методов извлечения металлов и передовые методы в качестве вариантов, где это возможно;
- приложение B представляет пример плана мониторинга и оценки (МО).
В настоящем стандарте использованы следующие глагольные формы:
- "должен" указывает на требование;
- "следует" - на рекомендацию.
Руководящие принципы устойчивого управления вторичными металлами
|
Рисунок 1 - Структура настоящего стандарта
Настоящий стандарт обеспечивает единую основу для устойчивого управления вторичными металлами и переработанными вторичными металлами. Структура включает требования по устойчивости и отслеживаемости вторичных металлов и переработанных вторичных металлов.
Настоящий стандарт является руководством для хозяйствующих субъектов цепочек создания стоимости вторичных металлов и переработанных вторичных металлов на эффективное и надежное внедрение усовершенствованных методов переработки.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 14040 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура
ГОСТ Р ИСО 14046 Экологический менеджмент. Водный след. Принципы, требования и руководящие указания
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 находящийся под влиянием населенный пункт (affected community): Сообщество, на которое непосредственно воздействуют последствия деятельности, связанной со сбором (3.6), ручной и механической обработкой (3.22), металлургической переработкой (3.23), утилизацией (3.7) и/или использованием отходов, содержащих металлы (3.41), лома и отходы черных и цветных металлов (3.11) и переработанных вторичных металлов (3.44).
Примечание - Данные населенные пункты обычно расположены рядом с предприятиями и могут подвергаться как положительному (например, за счет создания рабочих мест, развития инфраструктуры и повышения уровня жизни), так и отрицательному (например, за счет загрязнения окружающей среды, воздействия шума и нарушения прав человека) воздействию.