ГОСТ Р 70499-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Функциональные требования
Educational game tools for children with disabilities. Functional requirements
ОКС 11.180
Дата введения 2023-06-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг" (ООО "Исток Аудио Трейдинг"), Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" (Ассоциация "АИДТ"), ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования" (ФГБНУ "ИКП РАО")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2022 г. N 1397-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на игровые средства, адаптированные с учетом особых физических и образовательных потребностей детей с нарушениями зрения, слуха, сочетанными нарушениями зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями речи.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ EN 71-1 Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства
ГОСТ IEC 62115 Игрушки электрические. Требования безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 (развивающие) игровые средства (адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья): Специально изготовленные или модифицированные игрушки или игровые наборы, которые учитывают физические и психические ограничения и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
3.1.2 дети с ограниченными возможностями здоровья; дети с ОВЗ: Дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий воспитания и обучения.
3.1.3 особые образовательные потребности: Потребности в специальных условиях среды и содержании обучения, технических средствах и пособиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с нарушениями психофизического развития в процессе обучения.
3.1.4 дети с нарушениями зрения: Слепые дети - тотально слепые и слепые с остаточным зрением (острота зрения от 0,00 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции); слабовидящие дети (острота зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции); дети с пониженным зрением (острота зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции).
3.1.5 дети с нарушениями слуха: Дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое, т.к. слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором восприятие речи с помощью слуха с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
3.1.6 дети с сочетанными нарушениями зрения и слуха: Дети с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.
3.1.7 дети с расстройствами аутистического спектра: Дети с нарушениями психического развития, характеризующиеся выраженными особенностями эмоциональной сферы и поведения, сложностями коммуникации и социального взаимодействия.
3.1.8 дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Дети с ограничением или трудностями выполнения двигательных актов, их недоразвитием или утратой.
3.1.9 дети с нарушениями речи: Дети, состояние речевого развития которых не соответствует речевым нормам, принятым в данной языковой среде, полностью или частично препятствующее социальному взаимодействию и коммуникации, ограничивающее возможности социальной адаптации.
3.1.10 синтетические материалы: Материалы, получаемые методом химического синтеза.
3.1.11 искусственные материалы: Материалы, полученные путем физической модификации природного сырья.
3.1.12 натуральные материалы: Материалы, добываемые в природе.
3.1.13 комбинированные материалы: Материалы, которые создаются путем комбинирования материалов, отличных друг от друга по типу.
3.1.14 осязательное восприятие: Способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов.
Примечание - См. [1].
3.1.15 зрительное восприятие: Совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
Примечание - См. [2].
3.1.16 осязательно-зрительное восприятие: Совокупность видов восприятия с доминированием зрительного.
3.1.17 зрительно-осязательное восприятие: Совокупность видов восприятия с доминированием осязательного.
3.1.18 слуховое восприятие: Процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков различной сложности.
Примечание - См. [3].
3.1.19 зрительно-слуховое восприятие: Совокупность видов восприятия с доминированием зрительного.
3.1.20 фонематическое восприятие: Способность воспринимать звуковой состав слова.
Примечание - См. [4].
3.1.21 орудийные действия: Действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы.
Примечание - См. [5].