ГОСТ Р 70501-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ С СИМВОЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ И ЭКРАННЫМИ КАРТОЧКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
Общие требования
Communication software with symbolic support and screen cards for disabled children with speech disorders. General requirements
ОКС 11.180.15
Дата введения 2023-06-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг" (ООО "Исток Аудио Трейдинг")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2022 г. N 1402-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на программное обеспечение (ПО) для коммуникации с символьной поддержкой и экранными карточками для детей-инвалидов с нарушением речевых функций, имеющее возможность использования с планшетом как ассистирующим устройством, применяемым при отсутствии речевого общения у детей и взрослых [при расстройствах аутистического спектра, ментальных нарушениях, речевых нарушениях (дислалия, дисфония, алалия, афазия, тахилалия, брадилалия, гиперлексия].
В настоящем стандарте применены следующие термины c соответствующими определениями:
2.1 ассистирующее устройство: Устройство, используемое как коммуникатор для неговорящих людей (при аутизме, гиперлексии), коммуникативным средством в котором становится экранная карточка, письменная речь, озвученная с помощью программы синтезатора речи/преобразования текста в устную речь.
2.2 экранные карточки: Фотографии, картинки или рисунки с изображением предметов или действий для загрузки в ПО, включающие в себя звуковое сопровождение и подпись.
2.3 навык чтения: Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.
2.4 навык письма: Сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
2.5 планшет: Устройство-коммуникатор, выполненное в виде планшетного компьютера, содержащее коммуникативное ПО, предназначенное для обеспечения коммуникации людей с задержкой психологического развития, расстройствами аутистического спектра и нарушениями речи.
2.6 коммуникативные навыки: Автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций.
2.7 нормальное [нормативное] развитие ребенка: Развитие ребенка, предполагающее отсутствие неблагоприятных изменений в созревании организма, нервной системы ребенка и наличие благоприятной ситуации развития.
2.8 абнормальное развитие ребенка: Развитие ребенка, при котором характерно отклонение, отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы, предполагающее наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.
2.9 синкретичность мышления: Детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом.
2.10 артикуляционная апраксия: Двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов.
2.11 переходные формы речевого общения: Виды речевой деятельности - говорение, слушание, письмо, чтение.
2.12 жизненная ситуация: Понятие, определяющее различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного ребенка, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни.
2.13 стимульный материал: Материал, состоящий из экранных карточек и/или описания словами и/или видео.