ГОСТ Р 70359-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краны грузоподъемные
УПОРЫ ТУПИКОВЫЕ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ
Технические требования
Cranes. Dead-end stops of rail tracks. Technical requirements
ОКС 53.020.20
Дата введения 2023-03-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью СКБ "ВЫСОТА" и Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 сентября 2022 г. N 976-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Тупиковые упоры предназначены для ограничения опасного передвижения за пределами рабочей зоны находящихся в эксплуатации грузоподъемных кранов на рельсовом ходу, подвесных и опорных грузовых тележек, передвижных талей, в том числе для предотвращения их схода с рельсовых нитей.
До последнего времени в Российской Федерации не существовало стандартов, устанавливающих технические требования к тупиковым упорам рельсовых крановых путей, специфике их приемки и испытаний, а также необходимых требований к эксплуатации данного оборудования. Настоящий стандарт ликвидирует имеющийся пробел в нормативных документах и способствует повышению безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов.
Настоящий стандарт распространяется на тупиковые упоры, входящие в состав путевого оборудования, обеспечивающего безопасность эксплуатации грузоподъемных кранов (далее - краны), грузовых тележек и передвижных талей, установленных на рельсовых крановых путях.
Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению, монтажу и надлежащей эксплуатации тупиковых упоров.
Настоящий стандарт не определяет конструктивное исполнение тупиковых упоров и их массогабаритные показатели, которые должны соответствовать требованиям заказчика или технических условий.
Настоящий стандарт в целом применим к тупиковым упорам, которые будут производиться по истечении одного года после его введения. Требования 4.3 и разделов 10, 11 применяют с даты введения стандарта в действие.
Стандарт не имеет цели требовать замены находящихся в эксплуатации тупиковых упоров, однако при реконструкции и ремонте рельсовых крановых путей или восстановлении упоров после наезда крана необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта. Если выполнение требований стандарта влечет за собой существенные изменения конструкции узла крепления упоров, то возможность и необходимость приведения тупиковых упоров в соответствие с этими требованиями должна определять специализированная организация.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 2991 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 10198 Ящики деревянные для грузов массой св. 200 до 20000 кг. Общие технические условия
ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 12971 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 14192 Маркировка грузов
ГОСТ 32578 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к материалам
ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 34020 Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек
ГОСТ 34587 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к изготовлению
ГОСТ Р 51248-99 Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования
ГОСТ Р 56944-2016 Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1 и ГОСТ Р 56944, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 амортизатор: Элемент тупикового упора ударного и комбинированного типа, непосредственно и совместно с буфером крана поглощающий кинетическую энергию движущегося крана при его наезде на тупиковый упор.
3.2 накатная горка: Поверхность катания тупикового упора безударного или комбинированного типа, образуемая углом наклона прямолинейной поверхности и радиусом окружности переходной кривой, обеспечивающая условие равенства кинетической энергии движущегося крана и потенциальной энергии подъема крана с грузом на необходимую высоту, достигаемое при его наезде на накатную горку.
Примечание - См. рисунок 1.
L - наклонная поверхность; R - радиус окружности переходной кривой
Рисунок 1 - Накатная горка
3.3 наземный рельсовый крановый путь: Рельсовый крановый путь, возведенный в виде временного или постоянного сооружения, включающего верхнее и нижнее строения, предназначенный для эксплуатации, как правило, кранов стрелового типа и козловых кранов.
3.4 средства автоматической остановки: Совокупность ограничителей движений крана и отключающих устройств, обеспечивающих остановку крана при непреднамеренном пересечении границы рабочей зоны рельсового кранового пути.
3.5 отключающее устройство: Устройство, являющееся частью рельсового кранового пути, обеспечивающее воздействие на ограничитель движения для автоматического предотвращения перемещения крана за пределы рабочей зоны рельсового кранового пути.
3.6 подкрановые строительные наземные конструкции: Конструкции, составляющие верхнее строение (опорные элементы в виде полушпал, балок, ростверков, а также стяжки балок и балластный слой), воспринимающие нагрузки от крана и передающие их на земляное полотно (грунтовое основание).
3.7 клин: Регулируемый элемент тупикового упора ударного типа, который, в случае наезда крана на упор, в контакте с закрепленным на оси роликом обеспечивает необходимую устойчивость упора, допуская при заклинивании его определенное смещение по головке рельса, частично гасящее кинетическую энергию движущегося крана.
Примечание - См. рисунок 2.
1 - клин; 2 - ролик; 3 - чека-гайка; 4 - рельс
Рисунок 2 - Устройство клиновое тупикового упора
3.8 реконструкция: Изменение конструкции тупикового упора или его основных паспортных характеристик (например, дооборудование тупикового упора безударного типа амортизаторами или элементами, обеспечивающими разведение щек рельсового захвата противоугонного устройства башенного крана), а также иные изменения, вызывающие увеличение нагрузок на кран, тупиковый упор, рельс или опорные элементы.
3.9 работоспособное состояние: Состояние тупикового упора, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданную функцию, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.10 неработоспособное состояние: Состояние тупикового упора, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданную функцию, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.11 тупиковый упор: Механическое устройство, которое, в комплекте из двух и более штук, препятствует опасному передвижению крана за границами рабочей зоны рельсового пути, возможному при отказе средств автоматической остановки и (или) тормозов механизма передвижения крана.
3.12 тупиковый упор ударного типа: Тупиковый упор, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при соударении буфера крана с амортизатором.
3.13 тупиковый упор безударного типа: Тупиковый упор, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при преодолении ходовым колесом крана накатной горки.
3.14 тупиковый упор комбинированного типа: Тупиковый упор, предназначенный для остановки движущегося крана в результате последовательного поглощения кинетической энергии при преодолении ходовым колесом крана накатной горки и соударения его с амортизатором.
3.15 паспорт тупикового упора [комплекта тупиковых упоров]: Эксплуатационный документ, содержащий идентификационные признаки тупикового упора (комплекта тупиковых упоров), в том числе сведения об изготовителе, приемке и гарантийных обязательствах, а также сведения о монтаже, проверках и ремонтах в процессе эксплуатации и другую необходимую информацию.
4.1 Тупиковые упоры должны обеспечивать гарантированную остановку крана при следующих условиях:
- скорость передвижения крана составляет 0,5 м/с, если кран и рельсовый путь не оборудованы средствами автоматической остановки механизма передвижения и 50% от максимальной скорости - при наличии данных средств;
- масса поднятого груза соответствует номинальной грузоподъемности крана, при этом грузозахватный орган находится в крайнем верхнем положении;
- кран собран и смонтирован в максимальной комплектации, предусмотренной эксплуатационными документами;
- для мостовых кранов - грузозахватный орган находится в положении минимального подхода к оси рельсовой нити, для козловых кранов - над рельсовой нитью;
- для кранов стрелового типа - стрела находится в положении, параллельном рельсовому пути;
- значения направленной по ходу движения крана ветровой нагрузки рабочего состояния и уклона рельсового пути составляют максимальные величины, допустимые паспортными данными крана.
4.2 На стадиях проектирования, изготовления и монтажа условия, установленные в 4.1, должны быть подтверждены соответствием тупиковых упоров требованиям технических условий (технического задания), настоящего стандарта, а также требованиям, указанным в эксплуатационной документации крана, нормативной и проектной документации на рельсовый крановый путь и здание (сооружение), на котором он смонтирован, в том числе:
- выполнением требований 5.1.13 и 5.2.1.18 ГОСТ Р 56944-2016 и 4.5 ГОСТ Р 51248-99;
- соответствием прочности, жесткости, устойчивости элементов конструкции тупиковых упоров нагрузкам от наезда крана во всем диапазоне температур для соответствующего климатического исполнения тупиковых упоров;
- соответствием материалов, примененных в конструкции тупиковых упоров, а также технологии изготовления, монтажа и методов контроля требованиям, установленным рабочими чертежами и паспортом упора.