Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70314-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИНВАЛИДОВ

Общие технические требования

Motor vehicles category for the transportation of disabled persons. General technical requirements



ОКС 43.040.10

Дата введения 2023-03-15

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 августа 2022 г. N 833-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Обеспечение мобильности людей с ограниченными физическими возможностями является одним из основных условий создания доступной социальной среды, обеспечивающей их полноценную социальную интеграцию в обществе. Важным элементом данной деятельности является обеспечение условий для реализации инвалидами максимально возможной степени их самостоятельности, позволяющей выбирать наиболее удобные им способы индивидуальной мобильности и время их возможного передвижения между объектами жизненной инфраструктуры.

Одним из элементов создаваемой социальной среды, который в должной мере мог бы удовлетворять этим условиям, является автомобильный транспорт, пригодный для использования его инвалидами-колясочниками без ущерба для их безопасности.

Настоящий стандарт содержит требования к транспортным средствам категории , предназначенным для перевозок пассажиров, находящихся в транспортном средстве в инвалидном кресле-коляске, и использующимся в качестве такси либо в качестве социального или личного транспорта.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства категории в соответствии с [1], конструкция которых предусматривает возможность перевозки одного или нескольких пассажиров, каждый из которых сидит в инвалидном кресле-коляске (далее - ТС для перевозки инвалидов).

Стандарт применяют при проектировании и изготовлении ТС для перевозки инвалидов, а также в случаях изменения конструкции автомобильных транспортных средств категории , находящихся в эксплуатации, с целью обеспечения возможности их использования в качестве ТС для перевозки инвалидов.

Положения настоящего стандарта не охватывают ТС для перевозки инвалидов, которые могут быть использованы инвалидами, находящимися в кресле-коляске в положении сбоку от водителя или в роли водителя транспортного средства.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 51090-2017 Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

ГОСТ Р 51632 Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52131 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования

ГОСТ Р 54406-2021 Пандусы, установленные на транспортных средствах, для пользователей кресел-колясок и людей с ограниченной подвижностью. Требования безопасности и испытания

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2015 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 крепление кресла-коляски: Устройство или система, предназначенные для крепления развернутого лицом вперед кресла-коляски внутри транспортного средства.

3.2 удержание пользователя: Фиксация пользователя, сидящего в кресле-коляске в транспортном средстве, при помощи системы или устройства, предназначенных для снижения риска его травмирования в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства, путем ограничения перемещения его тела.

3.3 крепление кресла-коляски и система удержания пользователя: Комплексная система удержания пользователя, сидящего в кресле-коляске, и состоящая из оборудования для крепления кресла-коляски в транспортном средстве и удержания пользователя, ременного типа.

3.4 четырехточечное крепление ременного типа: Система крепления кресла-коляски, в которой использован комплект из четырех ремней для закрепления кресла-коляски в транспортном средстве, прикрепленная к креслу-коляске в четырех отдельных точках крепления и к транспортному средству - в четырех отдельных точках фиксации.

3.5 помощник пользователя кресла-коляски: Лицо, сопровождающее при перевозке инвалида, находящегося в кресле-коляске, или водитель ТС для перевозки инвалидов, обладающие необходимой информацией для обеспечения требований безопасности при организации посадки/высадки инвалида в кресле-коляске, крепления кресла-коляски и фиксации инвалида, находящегося в кресле-коляске, удерживающей системой.

3.6 вспомогательное посадочное устройство: Специальное оборудование для перемещения инвалида, находящегося в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него.

3.7 пандус (аппарель): Вспомогательное посадочное устройство с опорой в проеме двери, требующее наружную опору и образующее в разобранном состоянии ровную (без ступенек) наклонную поверхность, по которой можно плавно проехать на кресле-коляске.

     4 Общие положения

Если конструкция ТС для перевозки инвалидов предусматривает использование базового транспортного средства и в его конструкцию вносят изменения в области пола, крыши, проемов боковой или задней двери, то жесткость кузова на кручение после внесенных изменений должна быть не меньше 75% жесткости кузова на кручение базового транспортного средства.

В конструкции ТС для перевозки инвалидов должно быть учтено возможное воздействие усталостных нагрузок и коррозии на изменяемые элементы кузова базового транспортного средства, особенно в тех областях, где была нарушена его защита от коррозии. Используемые при изменении конструкции базового транспортного средства материалы должны обеспечивать максимальную совместимость с контактирующими с ними материалами базового транспортного средства. Сварные, винтовые, болтовые и заклепочные соединения, применяемые при доработке базового транспортного средства, должны обеспечивать восприятие необходимых нагрузок и иметь достаточную коррозионную стойкость (включая гальваническую совместимость с соединяемыми материалами).

Изменения конструкции базового транспортного средства, влияющие на обеспечение соответствия требованиям безопасности, предъявляемым к конструкции автомобильных транспортных средств категории   и не предусмотренным данным стандартом, должны быть оценены с учетом соответствующих требований, предъявляемых при выпуске в обращение базового транспортного средства.

Например

1 Если изменениями в базовом транспортном средстве предусмотрено новое крепление ремня безопасности или штатное сиденье в базовом транспортном средстве перемещается относительно предусмотренных штатных креплений ремней безопасности, то крепления ремней безопасности в новом положении(ях) сиденья должны соответствовать требованиям [2].

2 Если установленный на базовом транспортном средстве топливный бак, его заливная горловина и/или связанные с ним трубопроводы изменены или модифицированы, или установлен альтернативный топливный бак, то соответствующая измененная конструкция должна соответствовать [3].

     5 Технические требования

     5.1 Обеспечение доступности

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs