Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ Р 70190-2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Services for the implementation of developmental care for disabled children



ОКС 11.020.10

Дата введения 2022-12-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") и Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр в сфере поддержки лиц с нарушениями развития и их семей "Особое детство" (АНО ДПО ЭМЦ "Особое детство")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2022 г. N 537-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2023 год, введенная в действие с 10.11.2022

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на услуги по осуществлению развивающего ухода государственными, муниципальными и иных форм собственности организациями социального обслуживания, а также образовательными, медицинскими, реабилитационными организациями и гражданами, оказывающими услуги по уходу за детьми-инвалидами (далее - дети, ребенок).

Услуги по развивающему уходу предоставляют следующим категориям детей:

- с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР);

- со значительно выраженными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, особенно в сочетании с выраженными нарушениями языковых и речевых функций;

- с выраженными нарушениями психических функций;

- с выраженными врожденными или рано приобретенными нарушениями зрения, слуха или слепо глухотой;

- раннего возраста с любыми нарушениями, имеющими риск инвалидизации.

Настоящий стандарт устанавливает состав, объем, форму и содержание услуг по осуществлению развивающего ухода за детьми.

(Поправка. ИУС N 1-2023).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 53874 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг

ГОСТ Р 58258 Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 альтернативная и дополнительная коммуникация; АДК: Различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникации, которые разрабатывают для детей, у которых по каким-то причинам отсутствует или затруднена звучащая речь.

3.2 альтернативная коммуникация: Все виды неголосового общения, такие как коммуникация с использованием тела (жестов, мимики, движений), коммуникация через визуальные образы (письмо, символы, пиктограммы, изображения), коммуникация через тактильные ощущения.

3.3 дополнительная коммуникация: Использование специальных средств коммуникации в дополнение к устной речи.

3.4 близкий взрослый: Взрослый человек, с которым у ребенка формируются отношения привязанности.

3.5 визуальная и тактильная поддержка: Символы, помогающие ребенку ориентироваться в пространстве, времени, последовательности событий или действий.

3.6 депривация: Психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

Примечание - Выделяют сенсорную, социально-психическую и другие виды депривации [1].

3.7 жизненные компетенции: Навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы ребенку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

3.8

инвалид: Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

[[2], статья 1]

3.9 позиционирование: Подбор безопасных поз и режима их смены для ребенка с двигательными нарушениями, препятствующих появлению вторичных осложнений.

3.10 привязанность: Эмоциональная связь между ребенком и основным заботящимся о нем лицом.

Примечание - Привязанность, как правило, формируется в период младенчества, но имеет влияние на развитие и качество жизни ребенка и в течение следующих возрастных периодов.

3.11 развивающая среда: Физические и психологические условия в окружении ребенка для его эмоционально-личностного и когнитивного развития, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации и саморегуляции.

3.12

ребенок-инвалид: Лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом.

[ГОСТ Р 52495-2005, статья 2.4.17]

3.13 совместно-разделенное внимание: Синхронизация внимания между двумя или более людьми (взрослыми и детьми), которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем объекте и одновременно учитывают друг друга.

Примечание - Способность к совместно-разделенному вниманию - это способность смотреть на то, на что смотрит другой человек и понимать, что у другого человека свой зрительный опыт.

3.14 социальная интеграция (интеграция в социуме, в обществе): Двусторонний процесс, направленный на социальную адаптацию ребенка или взрослого с нарушениями развития к общей системе социальных отношений и взаимодействий, а также на перестройку общества в соответствии с нуждами и потребностями таких людей.

3.15 тяжелые множественные нарушения развития; ТМНР: Врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, обусловленных наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

Примечание - ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности.

     4 Общие положения

4.1 В отношении детей следует осуществлять развивающий уход, такой подход к уходу и сопровождению детей, в процессе которого, помимо задачи непосредственного физического ухода за ребенком, перед лицом, осуществляющим уход, стоят задачи установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, в том числе развития собственной активности ребенка, профилактика и преодоление сенсорной, двигательной, социальной и других форм депривации, развитие коммуникативных способностей ребенка, стимуляция двигательного развития, формирование навыков самообслуживания и участия в повседневных бытовых процедурах, развитие самовосприятия и формирование образа себя.

Организацию услуг по осуществлению развивающего ухода необходимо проводить как можно раньше с учетом многопрофильной оценки нужд и сильных сторон ребенка [3].

4.2 Услуги предоставляются не в виде отдельных занятий, они должны охватывать весь процесс ухода за ребенком. Взаимодействие с ребенком всегда должно осуществляться с соблюдением принципов развивающего ухода:

- уважения личности ребенка;

- индивидуального подхода;

- ориентированности на формирование основных жизненных компетенций;

- развития собственной активности ребенка;

- социальной интеграции;

- комплексного воздействия (см. А.6).

Данные принципы применимы в повседневном взаимодействии с ребенком не только ухаживающих лиц, но и других специалистов (врачей, педагогов, реабилитологов и др.).

4.3 Стандарт устанавливает следующие виды услуг в целях осуществления развивающего ухода за детьми:

- услуги по разработке индивидуальной программы развивающего ухода;

- услуги по созданию базовых психологических условий для осуществления развивающего ухода;

- услуги по содействию ребенку в развитии самовосприятия и образа себя;

- услуги по содействию ребенку в когнитивном развитии;

- услуги по формированию навыков коммуникации;

- услуги по стимуляции двигательного развития;

- услуги по формированию навыков самообслуживания;

- услуги по формированию бытовых навыков;

- услуги по содействию социальной интеграции.

Услуги по обеспечению развивающего ухода не являются новыми отдельными услугами, но предполагают качественно новые требования к оказанию тех социальных услуг, которые уже предоставляются ребенку. При оказании услуги по кормлению ребенка, например лицо, осуществляющее развивающий уход, одновременно с этим должно оказывать ребенку услугу по созданию базовых психологических условий развития, содействию формирования навыков коммуникации, содействию развития самовосприятия, стимуляции двигательного развития и формирования навыков самообслуживания, в соответствии с индивидуальной программой развивающего ухода для данного ребенка.

Любая услуга по обеспечению развивающего ухода должна создавать специальную физическую и социальную среду (поведение взрослых), определенную в индивидуальной программе по обеспечению развивающего ухода для данного ребенка.

4.4 Объем предоставляемой услуги по осуществлению развивающего ухода

Объем предоставления услуги по осуществлению развивающего ухода определяют индивидуально, вплоть до непрерывного осуществления развивающего ухода в течение всего времени бодрствования ребенка.

Примечание - Услуги по осуществлению развивающего ухода оказывают с учетом положений ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 53874, ГОСТ Р 58258.

4.5 Содержание услуг

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs