Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70130-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ

Требования гигиенической и экологической безопасности

Passenger cars on locomotive traction. Hygiene and environmental safety requirements



ОКС 45.060.20

Дата введения 2022-07-15

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ВНИИЖГ)"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2022 г. N 411-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые, изготавливаемые, модернизируемые, одно- и двухэтажные пассажирские вагоны локомотивной тяги (далее - пассажирские вагоны), выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм со скоростями движения до 200 км/ч включительно, вагоны габарита RIC (РИЦ), следующие со сменой колеи 1435/1520 мм, и устанавливает к ним гигиенические и экологические требования.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ 34681-2020 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 гигиеническая безопасность вагона: Состояние вагона, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров и работников поездной бригады.

3.2 экологическая безопасность вагона: Состояние вагона, при котором достигается ограничение или исключение вредного воздействия вагона на окружающую среду.

3.3 водосберегающее санитарно-техническое устройство: Оборудование, функционально обеспечивающее сокращение расхода воды в системе водоснабжения за счет ограничения потока и (или) времени подачи (порционной подачи).

3.4 детская игровая зона: Выделенное пространство вагона, оборудованное для пребывания детей.

3.5 кондиционирование воздуха: Создание и автоматическое поддержание (или регулирование) в закрытых помещениях всех или отдельных параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, чистоты, скорости движения воздуха) на определенном уровне.

3.6 купе для проводника: Помещение вагона для отдыха проводника, оборудованное не менее чем одной спальной полкой.

3.7

купе служебное: Часть пассажирского вагона, предназначенная для работников поездной бригады и обслуживающего персонала, ограниченная по ширине поперечными перегородками, по длине: с одной стороны боковиной вагона и с другой стороны продольной перегородкой с дверью, в которой расположены органы управления оборудованием вагона или группы вагонов и не допускается нахождение пассажиров.

[ГОСТ 33885-2016, пункт 3.25]

3.8 душевой модуль (санитарно-гигиенический блок): Помещение вагона, в котором располагаются умывальник, унитаз и душевая кабина или помывочное отделение.

3.9

пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа и почтовых отправлений, специальные вагоны пассажирского типа.

[ГОСТ 34681-2020, пункт 3.11]

3.10 помывочное отделение: Помещение вагона, оборудованное душевой кабиной или поддоном с лейкой и местом для переодевания.

3.11

озоноразрушающее вещество; ОРВ: Химическое вещество (смесь веществ), включенное в перечень веществ, разрушающих озоновый слой, потребление и обращение которых подлежит государственному регулированию, и утверждаемый национальным органом исполнительной власти (правительством) государства-члена СНГ в соответствии с международными договорами в области охраны озонового слоя атмосферы.

[ГОСТ 32968-2014, пункт 3.14]

3.12 рециркуляция воздуха: Полный или частичный возврат в помещение воздуха, удаляемого вытяжной вентиляцией.

3.13 "серые" сточные воды: Сточные воды, образующиеся после мытья, стирки и других технологических процессов.

3.14

специальные вагоны (пассажирского типа): Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам и обслуживаемому персоналу: штабной, вагон с кафе-буфетом, ресторан, багажный, почтовый, багажно-почтовый, служебный, санитарный, испытательные и измерительные лаборатории, электростанция, повышенной комфортности, салон, туристический, с трансформируемыми купе, гараж, для организации обслуживания населения (магазин, клуб, поликлиника, храм и др.), а также для перевозки спецконтингента.

[ГОСТ 34681-2020, пункт 3.16]

3.15 двухвагонный сцеп: Компоновка функциональных зон вагонов, в которых проводник управляет оборудованием сцепа и контролирует его работу из купе служебного, расположенного в одном из вагонов.

3.16 теплый период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше 10°С.

3.17 гигиенические требования к вагонам: Требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение сохранения здоровья пассажиров и поездной бригады.

3.18 экологические требования к вагонам: Требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение охраны окружающей среды.

3.19 воздушный фильтр: Устройство для очистки воздуха, подаваемого в помещения вагона системами вентиляции и кондиционирования, от пыли.

3.20 озонобезопасные фреоны: Хладагенты, которые обладают нулевым озоноразрушающим потенциалом (хладоны R-134А, R-125, R-143а, R-132, R-23, R-152А, R-227ЕА, R-218, R-318С, R-134А, R-407С) и могут обеспечить создание негорючих (либо с пониженной горючестью) композиций.

3.21 холодный период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 10°С и ниже.

3.22 экологически чистый туалетный комплекс; ЭЧТК: Туалетная система вагона, обеспечивающая сбор продуктов жизнедеятельности человека из унитазов в накопительный бак, их безопасную транспортировку, откачку и (или) утилизацию.

     4 Гигиенические требования к конструкции, планировке и оборудованию пассажирских вагонов

4.1 Конструкция вагона должна предусматривать наличие пассажирских помещений (салоны, купе, отсеки), служебного купе, купе для проводника, туалетного(ых) помещения(й), коридоров (проходов), тамбура(ов), при необходимости, модуля душевого (блока санитарно-гигиенического), помывочного отделения, бытового отсека (для размещения стиральной машины, гладильной доски), котельного отделения и переходных площадок.

Состав помещений специальных вагонов определяется функциональным назначением вагона.

В двухвагонных сцепах отдельные указанные помещения могут отсутствовать в одном из вагонов, при этом обязательно их наличие во втором вагоне сцепа.

4.2 В спальных вагонах должно предусматриваться не более чем двухъярусное расположение спальных полок. Трехъярусное размещение спальных полок допускается в вагонах габарита RIC (РИЦ), предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, а также в вагонах для перевозки спецконтингента.

4.3 Эргономические параметры и размеры помещений спальных вагонов и вагонов с местами для сидения, включая двухэтажные и вагоны габарита RIC (РИЦ), вагонов-ресторанов и вагонов с кафе-буфетом, должны соответствовать требованиям ГОСТ 34681-2020 (раздел 4, приложение В).

4.4 Эргономические параметры специальных вагонов пассажирского типа, за исключением вагонов, перечисленных в 4.3, должны соответствовать конструкторской и нормативно-технической документации на вагон.

4.5 Покрытие пола в помещениях с повышенной влажностью должно иметь противоскользящее исполнение.

4.6 При необходимости в модулях душевых (санитарно-гигиенических блоках), туалетных помещениях и помывочных отделениях возможна установка теплых полов.

4.7 При проектировании пассажирских вагонов со спальными местами, в которых предусмотрена ниша для багажа над коридором, вертикальный уступ ниши должен быть глубиной не менее 12 мм, исключающий падение ручной клади.

4.8 Багажные полки, устанавливаемые в вагонах с местами для сидения салонного типа, должны иметь бортики или уклон от 6° до 15°, препятствующие падению багажа, вертикальные поперечные перегородки высотой не менее 35 мм.

4.9 Применяемые во внутреннем оборудовании пассажирских вагонов технические приборы, устройства, покрытия и материалы не должны оказывать вредного (вызывающего заболевания) воздействия на пассажиров и работников поездных бригад и должны иметь документы, подтверждающие их безопасность в соответствии с [1].

     5 Гигиенические требования для оценки уровней воздействия шума и инфразвука в вагоне

5.1 Уровни звукового давления в октавных/третьоктавных полосах частот (дБ), уровни звука и эквивалентные уровни звука (дБА), инфразвука (дБЛин) в пассажирских помещениях вагонов различных типов и классов, служебных помещениях для проводников, расположенных над тележками; соседних помещениях, расположенных рядом с туалетными помещениями, оборудованными ЭЧТК, салонах вагона с креслами для сидения, обеденном зале, кухне вагона-ресторана, тамбурах, межвагонных переходах, рабочих зонах служебных помещений специальных вагонов не должны превышать предельно допустимых уровней, установленных требованиями ГОСТ 34681-2020 (пункт 4.2.10).

5.2 Максимальные уровни звука в специальных вагонах на рабочих местах при выполнении всех видов работ должны соответствовать [2] (раздел V, пункты 34, 35).

5.3 В специальных вагонах на рабочих местах уровень звука, воздействующий на работающего за рабочую смену, должен быть измерен или рассчитан относительно восьмичасовой рабочей смены.

5.4 Уровни звука в коридорах и камерах в вагоне для перевозки спецконтингента не должны превышать 70 дБА, в купе начальника караула и купе караула - 60 дБА, в служебном купе и купе для проводников - 65 дБА.

5.5 Уровни звука в помещениях вагона-электростанции и вагона-насосной станции, в которых размещено техническое оборудование, не должны превышать 85 дБА при условии расположения зоны отдыха работников в другом вагоне, наличия средств индивидуальной защиты органа слуха, применения защиты временем и других мероприятий, направленных на минимизацию воздействия повышенных уровней звука на человека.

5.6 Максимальные уровни звука с частотной коррекцией A при трансляции оповещений пассажирам через динамики, установленные в потолках вагонов, не должны превышать 80 дБА.

5.7 На стоянке эквивалентный уровень звука при срабатывании звуковой сигнализации прислонно-сдвижных входных дверей, измеренный снаружи вагона, на расстоянии 1,0 м от двери и на высоте 2,0 м от верха головки рельса, должен быть не менее 65 дБА, максимальный уровень звука не должен быть более 82 дБА.

5.8 На стоянке в пассажирских помещениях вагона при работе дизель-генераторной установки максимальный уровень звука не должен превышать 60 дБА.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs