Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34809-2021

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛЕГКОРЕЛЬСОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Общие технические требования. Методы проверки

Lightrail transport. General technical requirements. Test methods



МКС 03.220

Дата введения 2022-09-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 9 декабря 2021 г. N 60-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

АМ

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 мая 2022 г. N 372-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34809-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2022 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь изготавливаемые легкорельсовые транспортные средства (далее ЛТС), предназначенные для движения на линиях городского электрифицированного транспорта шириной колеи 1000 мм, 1435 мм и 1524 (1520) мм с питанием от однопроводной контактной сети в соответствии с ГОСТ 6962.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.410 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия полимерные порошковые. Типовые технологические процессы

ГОСТ 12.1.006 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.1.026 Система стандартов безопасности труда. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью. Технический метод

ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 2582 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 5257 Бандажи черновые из углеродистой стали для подвижного состава трамвая. Технические условия

ГОСТ 6143 Заготовка осевая для трамвайных вагонов. Технические условия

ГОСТ 6144 Оси трамвайных вагонов. Технические условия

ГОСТ 6962 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений

ГОСТ 9219 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 20304 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры

ГОСТ 25712 Бандажи чистые для вагонов трамвая. Технические условия

ГОСТ 29205 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.3 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю

ГОСТ 31319 (ЕН 14253:2003) Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах

ГОСТ 31192.2 (ИСО 5349-2:2001) Вибрация. Измерение локальной вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 2. Требования к проведению измерений на рабочих местах

ГОСТ 32565 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 804* Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений

 ________________

     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ИСО 8041-2006. - Примечание изготовителя базы данных

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easс.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное торможение: Торможение, выполняемое тормозной системой трамвая без дополнительного управляющего воздействия водителя трамвая при отказе одного или нескольких тормозов.

3.2 аварийно-принудительное торможение: Осуществляется в случаях срабатывания устройства безопасности, при воздействии на рукоятки (кнопки) "СТОП" в ЛТС и в случае разрыва сцепки при работе ЛТС по СМЕ или в случае разрыва узла сочленения сочлененного ЛТС. Режим аварийно-принудительного торможения обеспечивается совместным действием двух или более тормозных систем с автоматической подачей песка под колеса ЛТС.

3.3 автономный ход: Передвижение и торможение ЛТС (управляемое водителем) при отсутствии (отключении) напряжения в контактной сети.

3.4 бандаж: Стальное кольцо фасонного профиля, поверхность катания которого предназначена для перемещения по рельсам, надеваемое в горячем состоянии или напрессованное на колесные центры ЛТС.

3.5 безопасность ЛТС: Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции ЛТС, обеспечивающих отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба.

3.6 бортовая сеть: Цепи ЛТС, гальванически связанные с бортовыми аккумуляторными батареями.

3.7 буксировка: Перемещение неисправного или отключенного ЛТС другим ЛТС или специальным колесным транспортным средством.

3.8 вентиляция: Обеспечение воздухообмена в кабине водителя и пассажирском салоне или служебном помещении ЛТС.

3.9 вибрация: Механические колебания частей ЛТС, способные оказывать воздействие на водителя и пассажиров.

3.10 габаритная длина: Расстояние между обеими вертикальными плоскостями, перпендикулярными среднему продольному сечению транспортного средства, касательными к ее передней и задней наружным поверхностям, без учета проекций, образуемых: устройствами непрямого обзора; контурными огнями; сцепными устройствами.

3.11 габаритная высота: Расстояние между обеими горизонтальными плоскостями, одна из которых расположена на УГР, вторая является касательной к верхней части ЛТС.

3.12 габаритная ширина: Расстояние между плоскостями, перпендикулярными к плоскости пола и параллельными продольной оси ЛТС, касательными к наиболее выступающим точкам правого и левого бортов кузова.

Ширина габаритная не включает зеркала и другие устройства непрямого обзора, декоративный продольный профиль, осветительное оборудование, выступающие гибкие элементы брызговиков, пандусы и подъемные платформы в рабочем положении при условии их выступа менее 10 мм от боковой стороны, убирающиеся подножки, вспомогательные приспособления визуального контроля, осветительные устройства служебной двери.

3.13 грузовое легкорельсовое транспортное средство: ЛТС, предназначенное только для перевозки грузов или для перевозки грузов и служебного персонала.

3.14 запасная дверь: Дверь, предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и, в частности, в аварийной ситуации.

3.15 звуковая сигнализация: Звуковой сигнал (звонок), предупреждающий об опасности, движении ЛТС задним ходом, движении ЛТС автономным ходом.

3.16 кабина водителя ЛТС: Пространство ЛТС, которое предназначено исключительно для использования водителем, кроме случаев аварийной ситуации, и в котором расположены: сиденье водителя, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления ЛТС или его эксплуатации.

3.17 клиренс: Расстояние от уровня головки рельса (УГР) до самой низко расположенной точки ЛТС (кроме рельсовых тормозов и предохранительного устройства).

3.18 колесная пара: Составная часть ЛТС, воспринимающая нагрузку от ЛТС и направляющая движение ЛТС по рельсам.

3.19 кондиционирование: Обеспечение принудительного регулируемого охлаждения воздуха в кабине водителя, пассажирском салоне или служебном помещении.

3.20 крэш-система: Устройство ЛТС, направленное на снижение риска травмирования пассажиров и водителя (в случае аварийного столкновения ЛТС с препятствием) путем уменьшения ускорения ЛТС при аварийном столкновении за счет поглощения кинетической энергии объектов аварийного столкновения с помощью контролируемой необратимой деформации конструкций, не являющихся элементами несущей конструкции кузова.

3.21 кузов ЛТС: Отдельный технический компонент, вмещающий все специальное внутреннее и внешнее оборудование ЛТС.

3.22 легкорельсовое транспортное средство; (ЛТС): Рельсовое транспортное средство с допустимой осевой массой не более 14 тонн.

3.23 моторное легкорельсовое транспортное средство: ЛТС, способное передвигаться своим ходом и в составе поезда (в том числе по СМЕ).

3.24 специальное легкорельсовое транспортное средство: ЛТС, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование.

3.25 наружные световые приборы: Устройства, предназначенные для освещения рельсового пути и объектов в направлении движения ЛТС или подачи светового сигнала другим пользователям рельсового пути.

3.26 несамоходное легкорельсовое транспортное средство несамоходное: ЛТС, способное передвигаться только в составе поезда.

3.27 обзорность: Свойство ЛТС, определяемое совокупностью конструктивных параметров кабины, параметров компоновки рабочего места водителя, обеспечивающих условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления ЛТС.

3.28 орган управления: Конструктивный элемент ЛТС, приводимый в действие водителем, который позволяет изменять состояние или режим работы ЛТС или подсистемы ЛТС.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs