ГОСТ Р 70059-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ
Принципы построения и основные функциональные требования
Management and command/control systems for suburban railway passenger transport. Construction principles and general functional requirements
ОКС 03.220.30
Дата введения 2022-09-01
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (АО "НИИАС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 апреля 2022 г. N 192-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Целью настоящего стандарта является ввод понятий уровней автоматизации для систем управления и контроля железнодорожного транспорта (для пассажирских перевозок в пригородном сообщении), а также установление требований, предъявляемых к функционалу указанных систем для каждого уровня автоматизации.
При разработке настоящего стандарта были учтены положения международных стандартов серии [1] применительно к порядку построения и эксплуатации рассматриваемых систем в условиях железнодорожной сети Российской Федерации.
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, принципы построения и функциональные требования для систем управления и контроля, применяемых для организации безопасных железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Под указанной системой понимают комплексы средств (аппаратура, программное обеспечение, технологии работы, рабочий персонал и т.д.), выполняющие функции по управлению подвижным составом, а также решению ряда задач управления движением.
Настоящий стандарт также устанавливает классификацию уровней автоматизации для систем управления и контроля железнодорожного транспорта для перевозок пассажиров в пригородном сообщении и функциональные требования для каждого уровня автоматизации. В целях обеспечения единого подхода к классификации уровней автоматизации с иностранными эксплуатирующими организациями и производителями железнодорожного подвижного состава требования к каждому уровню автоматизации были определены с учетом положений [1].
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 автоматизированный режим: Режим, при котором управление железнодорожным подвижным составом осуществляется машинистом (локомотивной бригадой) с задействованием функций управления и контроля автоматизированных систем управления железнодорожным подвижным составом.
Примечание - Рекомендуется употребление термина в контексте уровней автоматизации УА1, УА2.
2.2 автоматический режим: Режим, при котором управление железнодорожным подвижным составом и выполнение ряда задач по управлению движением осуществляется автоматизированными системами управления высокого уровня автоматизации.
Примечание - Рекомендуется употребление термина в контексте уровней автоматизации УА3, УА4.
2.3 бортовое оборудование: Оборудование, установленное на железнодорожном подвижном составе.
2.4 взаимозаменяемость: Способность одного технического средства заменить другое техническое средство без каких-либо потерь функциональности или производительности.
Примечание - Понятие "взаимозаменяемость" применяется для однотипных технических средств.
2.5 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий инфраструктурой на праве собственности или ином праве и оказывающий услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора, а также обладающий правами допуска к использованию на инфраструктуре технических средств.
2.6
диспетчерское управление на железнодорожном транспорте: Командный способ управления в иерархической структуре оперативного управления движением железнодорожных поездов. [ГОСТ Р 53431-2009, статья 5] |
2.7
железнодорожная администрация: Уполномоченная государством соответствующая структура, являющаяся ответственной за все железные дороги, находящиеся на территории государства.
[ГОСТ 22235-2010, пункт 3.6] |
2.8 железнодорожная станция: Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему-выдачи грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технических операций с поездами.
2.9
железнодорожный подвижной состав; ЖД ПС: Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры. [Адаптировано из ГОСТ 31539-2012, статья 1] |
Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав.
2.10
интероперабельность: Способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена. [ГОСТ Р 55062-2012, пункт 3.1.8] |
2.11
интерфейс: Совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной машины или системы обработки информации и (или) программ. [ГОСТ 15971-90, статья 30] |
2.12
кабина машиниста: Отделенная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом. [ГОСТ 34530-2019, статья 2.3.9] |
2.13 локомотивная бригада: Работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов, моторвагонного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава.
2.14 маломобильные группы населения: Лица, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, ориентировании в пространстве.
Примечание - К маломобильным группам населения относятся: лица с ограниченными физическими возможностями, лица пожилого возраста (65 лет и старше), временно нетрудоспособные, беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста, люди с тяжелой поклажей, тележками (багажом).
2.15
маршрут (железнодорожный транспорт): Часть рельсового пути от железнодорожного светофора, по разрешающему показанию которого можно проследовать до следующего попутного светофора или ограничивающего путевого устройства. [ГОСТ Р 53431-2009, статья 133] |
2.16 машинист-оператор: Работник, в дистанционном режиме осуществляющий управление и контроль за функционированием и техническим состоянием железнодорожного подвижного состава, безопасностью людей и обеспечением безопасности движения железнодорожного подвижного состава.
2.17 мониторинг: Действия и/или автоматизированные операции, предназначенные для оценки работы и статуса системы, а также инициация контроля функционирования в случае необходимости.
2.18 напольное оборудование: Оборудование, устанавливаемое на объектах инфраструктуры и находящееся вне железнодорожного подвижного состава.
2.19 необязательная функция: Функция, не являющаяся обязательной для определенного уровня автоматизации.
Примечание - Для проекта системы управления для конкретного использования заказчик должен принять решение о необходимости автоматизации такой функции. При необходимости такая функция должна соответствовать требованиям интероперабельности.
2.20 обязательная функция: Функция, автоматизация которой является обязательной для любого проекта систем управления соответствующего уровня автоматизации.
Примечание - Требования к обязательным функциям также являются обязательными, если иное не установлено в настоящем стандарте.
2.21 оперативный персонал: Работники, осуществляющие оперативное управление и обслуживание железнодорожного подвижного состава (осмотр и допуск железнодорожного подвижного состава к инфраструктуре железнодорожного транспорта, передача управления и контроля, выполнение работ в порядке текущей эксплуатации железнодорожного подвижного состава, сопровождение железнодорожного подвижного состава в пути следования и контроль за обеспечением безопасности).
Примечание - Функции, выполняемые оперативным персоналом, устанавливаются с учетом уровня автоматизации управления железнодорожным подвижным составом. В контексте различных уровней автоматизации управления железнодорожным подвижным составом к оперативному персоналу могут быть отнесены: машинист (локомотивная бригада), машинист-оператор, поездная бригада или иной персонал, определенный владельцем инфраструктуры.
2.22
поездная бригада: Коллектив работников, организованный для совместного выполнения производственных задач по качественному обслуживанию пассажиров во время посадки (высадки) в вагоны пассажирского поезда и в пути следования. [ГОСТ 33942-2016, статья 5.15] |
2.23
поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.8] |
2.24 приготовление маршрута: Установка стрелочных переводов, ведущих на путь, по которому будет осуществляться дальнейшее следование железнодорожного подвижного состава, в соответствующее положение и их запирание (замыкание).
2.25 проект для конкретного использования: Проект, разработанный на основе типового с учетом условий и потребностей заказчика.
2.26 разрешение на движение: Разрешение на отправление и/или проследование поезда.
2.27 ручной режим: Режим, при котором управление железнодорожным подвижным составом осуществляется машинистом (локомотивной бригадой) без задействования средств автоматизации.