ГОСТ Р 22.3.20-2022
(ИСО 22319:2017)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ УЧАСТИЯ НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ В РЕАГИРОВАНИИ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Safety in emergencies. Guidelines for planning the involvement of spontaneous volunteers in emergency response
ОКС 13.200
Дата введения 2022-11-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)] на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2022 г. N 179-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 22319:2017* "Безопасность и устойчивость. Устойчивость общин. Руководящие указания по планированию участия неорганизованных добровольцев (ISO 22319:2017 "Security and resilience - Community resilience - Guidelines for planning the involvement of spontaneous volunteers", MOD) путем изменения отдельных фраз (ссылок), которые выделены в тексте курсивом**, исключения отдельных фраз, а также структурного элемента "Библиография".
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов приводятся обычным шрифтом, за исключением отмеченного в разделе "Предисловие" знаком "**". - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5).
Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"**. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по планированию участия неорганизованных добровольцев в реагировании на чрезвычайные ситуации, а также в последующем восстановлении. Неорганизованным добровольцем является лицо, которое не имеет отношения к существующим организациям, занимающимся реагированием на чрезвычайные ситуации, но желает оказать безвозмездную помощь в осуществлении работ во время и после чрезвычайных ситуаций.
Неорганизованные добровольцы могут до или во время чрезвычайной ситуации выразить свою заинтересованность в оказании добровольной помощи, и в таких случаях их можно привлекать к работам, необходимым в связи с чрезвычайной ситуацией, с учетом их навыков и умений. Неорганизованные добровольцы могут предлагать свою помощь индивидуально или в составе групп, могут прибывать на место чрезвычайной ситуации или действовать удаленно; это могут быть самостоятельно действующие профессионалы (например, бывшие сотрудники служб реагирования), виртуальные добровольцы или любые другие лица, обладающие или не обладающие необходимыми навыками.
Спонтанные предложения помощи во время и после чрезвычайных ситуаций становятся все более распространенным явлением. Хотя многие люди готовы вступать в добровольные организации, немало и тех, кто готов предложить краткосрочную помощь, не связывая себя с какой-либо конкретной организацией. Кроме того, внимание средств массовой информации, широкое использование социальных сетей, а также желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается, - все это способствует росту числа неорганизованных добровольцев во всех регионах мира.
Неорганизованные добровольцы могут вовремя обеспечить значительный ресурс рабочей силы, навыков и умений, расширяя возможности организаций экстренного реагирования, а также поделиться ценными местными знаниями и обеспечить индивидуальный подход при оказании помощи своим землякам. Вместе с тем слишком большое число неорганизованных добровольцев может создавать избыточную нагрузку на организации, осуществляющие чрезвычайное реагирование, мешать их работе и создавать дополнительные риски. Неорганизованные добровольцы, оказывающие помощь вне официальных операций реагирования, могут ставить под угрозу не только самих себя, но и тех лиц, которым они стремятся помочь. Важно знать и использовать передовой опыт привлечения и мобилизации неорганизованных добровольцев, а также тщательно управлять их включением в мероприятия по реагированию и последующему восстановлению.
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по планированию участия неорганизованных добровольцев в реагировании на чрезвычайные ситуации и последующем восстановлении таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование как официальных, так и неофициальных сил и средств. В нем рассматриваются подготовительные меры по организации участия неорганизованных добровольцев на различных стадиях развития чрезвычайной ситуации, в том числе планирование отбора неорганизованных добровольцев, обеспечение их безопасного участия в оперативном реагировании, а также их привлечение к долгосрочному сотрудничеству.
В приложении A приведен контрольный перечень задач для планирования участия неорганизованных добровольцев.
Настоящий стандарт содержит руководство по планированию участия неорганизованных добровольцев (НД) в реагировании на чрезвычайные ситуации (ЧС) и последующем восстановлении. Стандарт призван помочь организациям разработать план, чтобы рассмотреть возможности, способы и сроки привлечения НД к участию в осуществлении согласованных мер реагирования и восстановления при всех выявленных опасностях. Стандарт позволяет разработать план с учетом рисков и уделить первостепенное внимание обеспечению безопасности НД, населения, которому они будут оказывать помощь, а также сотрудников служб экстренного реагирования.
Настоящий стандарт предназначен для организаций, которые отвечают, полностью или частично, за планирование работы с НД. Он применим к организациям всех типов и размеров, занимающимся планированием и организацией участия НД (например, к органам местного самоуправления, национальным и региональным органам исполнительной власти, органам, предусмотренным законодательством, международным и неправительственным организациям, предприятиям и общественным группам).
В зависимости от круга задач, выполняемых НД, может быть достаточно базового плана (например, для людей, которые первыми оказались на месте происшествия) или может требоваться более сложный план (например, для добровольцев, прибывающих в пострадавший район из других мест).
Координация участия добровольцев, оказывающих помощь в качестве членов добровольных или профессиональных организаций, в настоящем стандарте не рассматривается.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 22.0.12/ИСО 22300:2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 неорганизованный доброволец; НД (spontaneous volunteer; SV): Физическое лицо, не связанное с какой-либо действующей организацией экстренного реагирования или добровольной организацией, но при этом, без существенного предварительного планирования, предлагает помощь в реагировании на чрезвычайную ситуацию и последующем восстановлении.
Примечание - Неорганизованный доброволец может также называться неформальным добровольцем.
3.2 организация (organization): Лицо или группа лиц, имеющие свои функции с распределением ответственности, полномочий и структурой взаимоотношений для достижения своих целей.
Примечание - Понятие организации включает, среди прочего, индивидуальных предпринимателей, компании, корпорации, фирмы, предприятия, органы власти, партнерства, благотворительные организации или учреждения, а также их подразделения и объединения, независимо от того, зарегистрированы они в качестве юридических лиц или нет, являются государственными или частными.
4.1 Подготовительные меры
В настоящем разделе рассматриваются общие аспекты, которые должны быть отработаны до привлечения НД к участию в ликвидации ЧС и последующем восстановлении. Эти общие аспекты включают:
- назначение ответственных за руководство, управление и координацию действий НД (см. 4.2);
- понимание движущих мотивов НД (см. 4.3);
- уточнение вопросов ответственности (см. 4.4).
Организация может выполнять все разделы настоящего стандарта либо некоторые из них. Даже частичное применение стандарта повысит результативность работы организации при привлечении к участию НД.
4.2 Назначение ответственных за руководство, управление и координацию действий НД
Орган управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) должен назначить организацию (называемую в данном стандарте как организация), ответственную за руководство, управление и координацию действий НД.
4.3 Понимание движущих мотивов НД
Планируя взаимодействие с НД, организации следует:
- понимать движущие мотивы НД (например, самовыражение, чувство социальной значимости, стремление приобрести новых друзей; желание побороть свою тревогу в связи с данной ЧС, выполнение общественного и религиозного долга);
- собирать информацию о движущих мотивах НД на протяжении всего периода их участия (например, в процессе регистрации, при заслушивании отчетов, из социальных сетей и в ходе бесед);
- принимать во внимание, что НД, возможно, готовы помогать лишь в течение части периода ЧС, пока не иссякнет их мотивация или пока не будут достигнуты личные цели;
- собирать информацию о тех, кто предлагал добровольную помощь, но чье предложение не было принято реагирующими организациями;
- использовать эту информацию в процессе приема, руководства и управления НД, а также координации их действий.
Следует учитывать, что НД могут руководствоваться желанием:
- помочь местному населению в восстановлении после ЧС и повышении устойчивости;
- увеличить участие населения;
- поддержать уже осуществляемые меры в тех случаях, когда потребность в помощи превосходит возможности официальных служб;
- осуществлять другую деятельность, не предусмотренную планом действий в ЧС.
4.4 Уточнение вопросов юридической ответственности
Организации следует:
- уточнить предварительные условия участия НД, касающиеся страхования и ответственности;
- подтвердить ответственность за здоровье и безопасность НД;
- определить задачи, которые можно поручать НД, но которые будут сопряжены с личной ответственностью для НД (например, если НД не будут следовать официальным инструкциям).
5.1 Общие положения
Организации следует разработать план участия НД. План должен предусматривать требуемый объем работ, ресурсов и информации, а также содержать указания о том, как:
- определять отношения с НД (см. 5.2);
- понимать, что вызывает озабоченность у заинтересованных сторон (см. 5.3);
- идентифицировать риски, связанные с задачами, которые подходят для НД (см. 5.4);
- уменьшать риски, связанные с задачами, которые подходят для НД (см. 5.5);
- проводить отбор НД (см. 5.6);
- координировать действия НД (см. 5.7);
- определять ожидания в отношении НД (см. 5.8);
- осуществлять контроль выполнения задач НД (см. 5.9);
- определять необходимость обучения или инструктажа (см. 5.10);
- признавать заслуги и поощрять НД (см. 5.11).
5.2 Определение отношений с НД