Статус документа
Статус документа

     

ПНСТ 635-2022

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ О СОДЕРЖИМОМ ГРУЗОВ НАЗЕМНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Часть 1

Контекст, архитектура и ссылочные стандарты

Intelligent transport systems. Freight land conveyance content identification and communication. Part 1. Context, architecture and reference standards



ОКС 35.240

Срок действия с 2022-08-01

до 2025-08-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТранснавиСофт" (ООО "ТранснавиСофт") совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"


(Поправка. ИУС N 7-2022).

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 февраля 2022 г. N 9-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)



ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2022 год, введенная в действие с 29.05.2022

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение


В международных грузовых перевозках и логистике грузоотправителю и грузополучателю часто бывает трудно отследить местоположение груза в реальном времени после передачи его поставщику транспортно-логистических услуг. В тех случаях, когда груз передается от одного перевозчика другому, получение подробной информации часто затруднено. Аудит фактического состояния груза в пути следования и мониторинг информации об измерении состояния груза во время автомобильных перевозок также затруднены, особенно в случае использования контейнеров.

Беспрепятственный обмен точными, полными и своевременными данными при оказании транспортных услуг всегда был важен для эффективности и контроля транспортного процесса и состояния груза. В настоящее время растет потребность в качественном информационном обеспечении всех участников цепочки поставок, а также в передаче информации, связанной с обеспечением безопасности (борьба с терроризмом, хищениями и контрабандой).

В рамках интермодальной цепочки поставок не существует единой организации, ответственной за стандартизацию процессов идентификации и передачи информации о содержимом грузов наземных перевозок. Для получения согласованного набора стандартов необходима координация между различными международными организациями, работающими над отдельными частями этих стандартов.

Настоящий стандарт определяет данные, применяемые к перемещению грузов в интермодальном сообщении. Он фокусируется на сквозных цепочках поставок. Эти данные включают информационные элементы (элементы данных), агрегированные/ассоциированные информационные элементы (группы элементов данных) и сообщения, которые включают обмен информацией при осуществлении транспортных операций в рамках цепочки поставок при доставке товаров от пункта отправления до пункта назначения.

В стандарте [1]* рассматриваются процессы представления и хранения информации об опасных грузах. Он предназначен для поддержки автоматизированной идентификации, мониторинга и обмена информацией при экстренном реагировании в отношении опасных грузов, перевозимых на борту автотранспортных средств. Однако в нем не уточняется, какие конкретные бортовые или внешние системы должны быть способны осуществлять такой мониторинг, хранение данных и связь. Этот стандарт имеет дело с бортовой информацией, но не с носителями, используемыми для передачи информации, а также со средствами сбора и передачи информации.

________________

* Поз. [1]-[9] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Однако при внутренних наземных перевозках, не предполагающих пересечение границ, в том числе при перевозке опасных грузов, водитель грузового транспортного средства обычно не обязан сообщать информацию о грузе какому-либо регулирующему органу. Перевозчик может использовать беспроводные системы слежения для своих транспортных средств, содержащих подробные сведения об отправке и грузе. В некоторых ситуациях мониторинг грузов наземного транспорта в режиме реального времени зачастую невозможен, и информация о содержании и состоянии груза ограничена.

Также следует учитывать, что тягачи и прицепы могут меняться при доставке груза от грузоотправителя к грузополучателю.

Кроме того, даже там, где такие комплексные системы существуют, они полагаются на уровень детализации, который существует в пределах управляющей компьютерной системы, затрудняющий:

а) проведение контроля фактического состояния груза. Это особенно трудно сделать в случае герметичного контейнера [2];

б) контроль состояния содержимого груза (например, доступ к информации о массе груза).

С учетом вышесказанного, настоящий стандарт дополняет стандарт [3]. Он также дополняет ГОСТ 6.20.2.

Настоящий стандарт обеспечивает возможность агрегирования данных в качестве одного из средств сбора и передачи информации о содержании груза и его состоянии в центральную систему управления перевозочным процессом. Он может поддерживать как стандарт [3], так и стандарты [1] и [4]. Настоящий стандарт предназначен для представления данных в сквозных системах грузоперевозок, но не обеспечивает проектирование сквозной системы (грузоотправитель-грузополучатель).

Стандарт предусматривает необходимость агрегирования соответствующих данных и использования установленных на грузовом транспорте средств телематики и связи для отслеживания перемещения грузов наземным транспортом в режиме реального времени. Для решения данных задач может быть использована комбинация существующих технологий и, таким образом, стандарт не зависит от будущих технологий или технологий, находящихся в настоящее время на этапах исследований и разработок. Он применим для любых будущих технических средств телематических систем.

     1 Область применения

Настоящий стандарт обеспечивает структуру обмена данными о наземном транспорте с использованием современных технологий и существующих стандартов идентификации номенклатуры грузов, идентификации упаковки, идентификации контейнера, а также международных стандартов и практик в отношении грузов и их перемещения.

Настоящий стандарт предусматривает:

а) взаимосвязь между настоящим и другими стандартами в области грузовых перевозок и транспорта. Дается разъяснение относительно того, как существующие международные стандарты и технические спецификации могут быть использованы для агрегирования концепций данных с использованием стандартизированных профилей прикладных интерфейсов, а также об использовании настоящего стандарта для предоставления информации системам управления грузовыми перевозками;

б) варианты использования и предоставления информации для отслеживания грузов путем использования идентификаторов, носителей данных, сообщений электронного обмена данными (ЭОД) и элементов данных в отношении различных типов грузов и транспортных средств в международных интермодальных и мультимодальных грузовых перевозках;

в) архитектуру для сбора и передачи агрегированных данных из информации о транспортируемом грузе, в транспортной системе с целью обеспечения эффективной обработки идентификационных данных грузовых автомобилей (включая прицепы грузовых автомобилей) и бортовой информации о грузе для целей отслеживания и мониторинга грузов наземного транспорта.

Примечание - Настоящий стандарт предназначен для представления информации о грузоперевозках; он не предусматривает сквозного проектирования системы "грузоотправитель-грузополучатель".

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 6.20.2 (ИСО 7372-86) Элементы внешнеторговых данных

ГОСТ Р 52524-2019 (ИСО 6346:1995) Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка

ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 17261 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования. Архитектура и терминология в секторе интермодальных грузовых перевозок

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56829, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аудит: Методическая экспертиза/проверка/оценка информации, связанной с составом груза и другими соответствующими данными.

3.2 базовый стандарт: Утвержденный стандарт, используемый в качестве основы интерфейса приложения или профиля интерфейса приложения.

3.3 безопасность: Защита информации и данных от вероятности повреждения, снижения качества, утечек и противоправной деятельности таким образом, чтобы несанкционированные лица или системы не могли читать или изменять их, а уполномоченные лица или системы не были лишены доступа к ним.

Примечание - Безопасность должна соответствовать понятиям "непрерывность", "надежность". Ключевое различие между безопасностью и надежностью заключается в том, что безопасность должна учитывать действия людей, пытающихся вызвать нарушение.

3.4 груз: Товары или продукция, перевозимые, как правило, для коммерческой выгоды на судне, самолете, поезде, грузовом автомобильном транспортном средстве.

Примечание - В настоящее время в большинстве интермодальных дальнемагистральных грузовых перевозок используются контейнеры.

3.5 грузовой манифест: Спецификация всех грузов на борту транспортного средства (всех видов транспорта), со сведениями о содержании, грузоотправителе, грузополучателе и другими сведениями, которые могут потребоваться таможенным или консульским органам.

3.6 грузоотправитель: Потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.

3.7 грузополучатель: Потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

3.8 идентификатор: Уникальное и однозначное выражение в письменном виде или с помощью кода, чисел или комбинации того и другого для различения вариаций от одного к другому среди класса веществ, предметов или объектов.

3.9 интерфейс приложения (прикладной интерфейс): Точка связи, где одна часть системы взаимодействует с другой для обслуживания приложения.

Примечание - Точка связи может являться как беспроводной, так и проводной.

3.10 информация по измерению груза: Данные, собираемые с датчиков, связанных с предметом, контейнером или транспортным средством, которые предоставляют информацию о параметрах, которые могут повлиять на состояние груза.

Пример - Температура, положение, давление, удар, влажность и т.д.

3.11 консолидация: Группировка отдельных партий грузов в комбинированную партию для перевозки.

3.12 контейнер: Тара для перевозки грузов, предназначенная для их оперативной перегрузки с одного вида транспорта на другой.

3.13 контейнерные перевозки: Перевозка контейнеров железнодорожным, автомобильным, морским (речным) транспортом.

3.14 логистический провайдер: Сторона, организующая перевозку грузов, включая сопутствующие услуги и/или связанные с ними формальности, от имени грузоотправителя или грузополучателя.

3.15 международный стандартизированный профиль: Согласованный на международном уровне документ, в котором описаны один или несколько профилей.

3.16 носитель информации: Средство или функция, которая переносит объекты данных из одной точки в другую.

3.17 орган управления: Уставной орган, действующий в пределах юрисдикции и конкретной сферы ответственности, который осуществляет администрирование законодательства по регулированию торговли и/или контролирует соблюдение действующего законодательства.

3.18 отгрузка: Идентифицируемая совокупность одной или нескольких товарных позиций (имеющихся в наличии), перевозимых вместе от первоначального грузоотправителя до конечного грузополучателя.

Примечание - Отгрузка может осуществляться одной или несколькими партиями.

3.19 отслеживание: Функции поддержки информации о состоянии товаров, товарных позиций, партий или оборудования.

3.20 партия груза: Отдельно идентифицируемое количество товарных позиций (имеющихся в наличии), перевозимых от одного грузоотправителя к одному грузополучателю одним или несколькими видами транспорта и указанных в одном транспортном документе.

3.21 перевозка груза: Доставка груза различными видами транспорта.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs