Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59981-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Требования к типовой архитектуре, интерфейсам, функциям

Microprocessor systems and devices for safety, control and diagnostics of railway traction rolling stock. Requirements for standard architecture, interfaces, functions



ОКС 45.020

Дата введения 2023-01-01

Предисловие



1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 января 2022 г. N 9-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые микропроцессорные системы и устройства безопасности, управления и диагностики тягового железнодорожного подвижного состава и устанавливает требования к их архитектуре, интерфейсам, функциям.

Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке, производстве и эксплуатации микропроцессорных систем и устройств безопасности, управления и диагностики тягового железнодорожного подвижного состава, в т.ч. модернизируемых.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33435-2015 Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 34009 Средства и системы управления железнодорожным тяговым подвижным составом. Требования к программному обеспечению

ГОСТ Р МЭК 61508-1 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 62280 Железные дороги. Системы связи, сигнализации и обработки данных. Требования к обеспечению безопасной передачи информации

ГОСТ IEC 61508-3-2018 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 3. Требования к программному обеспечению

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аппаратное обеспечение: Материальная часть вычислительной системы, включающая в себя электрические и электронные элементы (например, приборы и схемы), электромеханические элементы (например, клапаны) и механические элементы (например, корпуса).

3.1.2

архитектура (системы) (architecture): Основные понятия или свойства системы в окружающей среде, воплощенной в ее элементах, отношениях и конкретных принципах ее проекта и развития.

[ГОСТ Р 57100-2016/ISO/IEC/IEEE 42010:2011, пункт 3.2]

3.1.3

аутентификация: Процесс подтверждения заявленной идентичности для гарантии того, что установленная идентичность пользователя корректна.

[ГОСТ Р 53632-2009, пункт 3.4]

3.1.4 блок: Элемент аппаратного обеспечения микропроцессорной системы управления, представляющий собой устройство или совокупность устройств, с уникальной блочной маркировкой (шифр блока и заводской номер), состоящий из электронных деталей или узлов, выполняющий свою (свои) собственную(ые) функцию(и).

3.1.5

виртуализация: Группа технологий, основанных на преобразовании формата или параметров программных, или сетевых запросов к компьютерным ресурсам с целью обеспечения независимости процессов обработки информации от программной или аппаратной платформы информационной системы.

[ГОСТ Р 56938-2016, пункт 3.1]

3.1.6

виртуальная машина; ВМ: Виртуальная вычислительная система, которая состоит из виртуальных устройств обработки, хранения и передачи данных, и которая дополнительно может содержать программное обеспечение и пользовательские данные.

Примечания

1 Виртуальная машина является простейшей формой виртуальных вычислительных систем.

2 Несколько виртуальных машин, объединенных для решения определенных задач, также составляют виртуальную вычислительную систему. В этом случае виртуальная машина выступает в качестве базового элемента при построении (сложных) виртуальных вычислительных систем.

3 Виртуальная машина скрывает настоящую реализацию находящихся в ней процессов и объектов от процессов, запущенных вне виртуальной машины. Верно и обратное - виртуальная машина скрывает настоящую реализацию находящихся вне нее процессов и объектов от процессов, запущенных внутри виртуальной машины.

[ГОСТ Р 56938-2016, пункт 3.4]

3.1.7 вспомогательная функция системы: Функция системы, потребность в которой возникает в связи с применяемыми техническими решениями, необходимостью диагностирования системы, ее обслуживания и ремонта.

3.1.8 вычислитель: Счетно-решающий элемент системы, предназначенный для выполнения математических операций.

3.1.9 деградированное состояние: Состояние системы, при котором она продолжает выполнять только часть своих функций.

3.1.10

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

[ГОСТ 34530-2019, статья 2.1.4]

3.1.11 интерфейс (программный или аппаратный): Совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управление, обеспечение безопасности и т.д.) между элементами системы.

3.1.12 коммутатор: Активное сетевое устройство, которое соединяет две или несколько сетей, которые, в свою очередь, могут состоять из сегментов.

3.1.13 микропроцессорная система управления (в том числе устройство безопасности/диагностики): Система, реализованная на микропроцессорной элементной базе, выполняющая заданные функции управления, безопасности, контроля и диагностики железнодорожного тягового подвижного состава.

3.1.14 модуль: Независимый программный элемент системы, имеющий интерфейс, выполняющий основную или вспомогательную функцию системы (набор функций).

3.1.15 мониторинг технического состояния: Совокупность процедур, процессов и ресурсов, реализованных с использованием диагностических средств, позволяющая по результатам измерений заданных параметров в заданных точках и наблюдений за работой оборудования получить информацию о текущем техническом состоянии оборудования, опасностях и рисках, связанных с его применением.

3.1.16

надежность (железнодорожной техники) (dependability): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции в течение определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования.

Примечание - В зависимости от назначения железнодорожной техники и условий ее применения надежность может включать готовность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

[ГОСТ 32192-2013, статья 2]

3.1.17

отказоустойчивость (железнодорожной техники) (fault tolerance): Способность железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной или нескольких ее составных частей.

[ГОСТ 32192-2013, статья 9]

3.1.18 принцип модульности: Принцип, заключающийся в том, что система представляет собой совокупность отдельных элементов, являющихся независимыми модулями или блоками.

Примечание - Принцип независимости заключается в том, что замена и включение новых модулей и блоков не влечет изменений в других модулях и блоках системы.

3.1.19 принцип расширяемости: Принцип построения системы, при котором внесение изменений в элемент системы или дополнение системы новым элементом осуществляется без необходимости внесения изменений в другие элементы системы.

3.1.20 программный контейнер: Изолированная программная среда со специфическим набором компонентов операционной системы, обеспечивающим работу отдельных программ.

3.1.21 синхронизация информации: Устранение возможных различий между копиями.

3.1.22

тяговый (железнодорожный) подвижной состав: Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.

Примечание - Моторвагонный подвижной состав включает в себя электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров.

[ГОСТ 31539-2012, статья 3]

3.1.23 функциональное состояние машиниста: Наличный уровень активности функциональных систем организма машиниста, характеризуемый степенью адекватности конкретной деятельности, выполняемой машинистом.

3.1.24 целевая функция: Функция системы, которая прямо определяется заданием на разработку.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АРМ - автоматизированное рабочее место;

ББД - блок безопасности движения;

ББК - блок беспроводных коммуникаций;

БЖЦ - блок жизненного цикла;

БИЧМ - блок интерфейса "человек-машина";

БК - блок коммутаторов;

БЦВ - блок центрального вычислителя;

МСУ - микропроцессорные системы и устройства безопасности, управления и диагностики железнодорожного тягового подвижного состава;

ПО - программное обеспечение;

СМЕ - система многих единиц;

ТЗ - техническое задание;

ТПС - тяговый железнодорожный подвижной состав;

ТЭД - тяговый электродвигатель;

УПБ4 - уровень полноты безопасности с интенсивностью опасных отказов от 10 до 10 в ч;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».