Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59918-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

Методики оценки прочности

Automobile roads of general use. Flexible pavement. Methods for determining the strength



ОКС 93.080.99

Дата введения 2022-02-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Доринжсервис" (ООО "Доринжсервис")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2021 г. N 1667-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на нежесткие дорожные одежды (далее - дорожная одежда) автомобильных дорог общего пользования.

Настоящий стандарт устанавливает методики оценки прочности на основе определения общего модуля упругости дорожной одежды и определения модулей упругости конструктивных слоев дорожной одежды, а также грунта рабочего слоя земляного полотна с использованием установок динамического нагружения.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 5180 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 32729 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прочности

ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33388 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации

ГОСТ Р 58349 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды

ГОСТ Р 59120 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32729, ГОСТ 33388, ГОСТ Р 58349 и ГОСТ Р 59120, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 расчетная чаша динамических прогибов: Чаша прогиба, рассчитываемая на основе моделей динамического напряженно-деформированного состояния дорожных конструкций.

3.2 фактическая чаша динамических прогибов: Чаша прогиба, определяемая по результатам измерений на автомобильной дороге.

     4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

- значение динамического прогиба при расчетной температуре 10°С;

- значение статического прогиба при расчетной температуре 10°С;

p

- удельное давление нагрузочной плиты в зоне контакта с покрытием;

F

- нагрузка на дорожное покрытие;

S

- площадь нагрузочной плиты в зоне контакта с покрытием;

d

- измеритель прогиба;

D

- диаметр нагрузочной плиты;



- перемещение точки в вертикальном направлении;



- перемещение точки в радиальном направлении;



- максимум модуля перемещений во времени (максимальный динамический прогиб);



- нормальные напряжения на горизонтальных площадках;



- касательные напряжения на горизонтальных площадках;



- упругие прогибы, зарегистрированные в точках установки измерителей прогиба;

R

- расстояние от точки приложения нагрузки;

t

- время;

- фактическая температура асфальтобетона при выполнении измерений;



- плотность среды;

E

- модуль упругости;

- фактический модуль упругости;

v

- коэффициент Пуассона;

,

- коэффициенты Ламе;



- круговая частота колебаний;

- коэффициент прочности дорожной одежды;

- балл оценки повреждений дорожного покрытия;

НДС

- напряженно-деформированное состояние;

УДН

- установка динамического нагружения.

     5 Общие положения

5.1 Настоящий стандарт включает в себя:

- методику оценки прочности дорожной одежды по общему модулю упругости;

- методику оценки прочности отдельных конструктивных слоев дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна.

Методику оценки прочности дорожной одежды по общему модулю упругости применяют на дорожных одеждах в соответствии с классификацией по ГОСТ Р 59120 (кроме низшего типа) на покрытиях из всех типов материалов.

Методику оценки прочности отдельных конструктивных слоев дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна применяют только на дорожных одеждах в соответствии с классификацией по ГОСТ Р 59120 с покрытием из асфальтобетона и минеральных материалов, укрепленных органическими или комплексными вяжущими.

5.2 Оценка прочности дорожной одежды по общему модулю упругости базируется на измерении упругого прогиба в центре приложения нагрузки, расчете фактического общего модуля упругости и его сопоставления с расчетным (проектным) значением.

5.3 Оценка модулей упругости отдельных конструктивных слоев дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна базируется на аналитико-эмпирическом методе, включающем в себя четыре основных этапа:

- определение фактической чаши динамических прогибов дорожной одежды;

- определение расчетной чаши динамических прогибов дорожной одежды;

- определение модулей упругости слоев дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна на текущем этапе эксплуатации;

- сопоставление фактических модулей упругости с расчетными (проектными) значениями.

Оценку прочности конструктивных слоев дорожных одежд и рабочего слоя земляного полотна целесообразно применять дополнительно к методике оценки прочности дорожной одежды по общему модулю упругости для получения дополнительной информации о состоянии отдельных слоев дорожной конструкции и планирования ремонтных работ.

     6 Методика оценки прочности дорожной одежды по общему модулю упругости

6.1 Требования к средствам измерений, вспомогательным устройствам и материалам

При выполнении оценки прочности дорожной одежды по общему модулю упругости применяют:

- установку динамического нагружения падающим грузом в соответствии с ГОСТ 32729. Продолжительность импульса динамического воздействия падающим грузом на дорожную одежду должна составлять от 0,020 до 0,030 с;

- термометр с погрешностью измерения не более 0,5°С в диапазоне от 0°С до 45°С для измерения фактической температуры жидкости. Диаметр измерительной части термометра должен обеспечивать его свободное расположение в высверленном отверстии в асфальтобетоне диаметром не менее 1,2 см;

- пирометр с погрешностью измерения не более 1°С в диапазоне от 0°С до 45°С для измерения температуры покрытия;

- глицерин или смесь воды и глицерина в соотношении не менее 1:1.

6.2 Требования безопасности

Требования безопасности принимают в соответствии с ГОСТ 32729.

6.3 Требования к условиям измерений

Требования к условиям измерений принимают в соответствии с ГОСТ 32729, а также:

- измерение прогибов выполняют при температуре слоя асфальтобетона на глубине 5 см от 5°С до 30°С и температуре покрытия от 5°С до 40°С;

- не допускается выполнение измерений, если грунт рабочего слоя земляного полотна под дорожной одеждой находится в замерзшем состоянии. В весенний период измерения выполняют, если среднесуточная температура воздуха выше 5°С наблюдалась не менее 15 дней подряд.

6.4 Подготовка к выполнению измерений

6.4.1 В процессе эксплуатации установки динамического нагружения помимо рекомендаций изготовителя дополнительно рекомендуется выполнять следующие мероприятия:

- не реже чем один раз в семь дней проводить проверку и при необходимости тарировку измерителя пройденного пути, смонтированного на установке или в передвижной дорожной лаборатории. Для проведения проверки необходимо осуществить тестовый проезд по заранее размеченному эталонному участку длиной 1 км;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs