Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59920-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы искусственного интеллекта

СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Требования к обеспечению характеристик эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники

Artificial intelligence systems. Artificial intelligence systems in agriculture. Requirements for provisioning the operating safety of autonomous driving systems for agricultural machines



ОКС 35.020

Дата введения 2022-03-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Когнитив Роботикс" (ООО "Когнитив Роботикс")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 декабря 2021 г. N 1669-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 18497:2018* "Машины и трактора сельскохозяйственные. Безопасность сельскохозяйственных машин с высокой степенью автоматизации. Принципы проектирования" (ISO 18497:2018 Agricultural machinery and tractors - Safety of highly automated agricultural machines - Principles for design, NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


В рамках оптимизации процессов управления сельскохозяйственными предприятиями, повышения эффективности инвестиций в данную отрасль экономики, а также улучшения показателей собираемости урожая и отдачи возделываемого земельного фонда игроки данного рынка среди прочих инструментов все интенсивнее внедряют в свою ежедневную деятельность программно-аппаратные комплексы автоматизированного и полуавтоматизированного управления движением различной сельскохозяйственной техники.

Сложный процесс управления такой техникой при передвижении и одновременной уборке культур, при этом находящийся под частичным или полным контролем программных средств и различных механизмов, требует особого внимания к вопросу его эксплуатационной безопасности.

Подобные сложные системы при всех прочих преимуществах несут в себе риски нанесения ущерба жизни и здоровью человека, а также материального и экологического ущерба растениям, животным и инфраструктуре аграрных предприятий при условии ненадлежащего исполнения требований эксплуатационной безопасности подобных систем.

В настоящем стандарте:

- определены такие понятия, как "система автоматизированного управления движением в сельском хозяйстве", "эксплуатационная безопасность систем автоматизированного управления движением в сельском хозяйстве";

- определены существенные характеристики эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением в сельском хозяйстве и разработаны критерии ее подтверждения;

- приведена классификация факторов, влияющих на характеристики безопасности на стадиях жизненного цикла систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники;

- выработаны требования к поддержанию характеристик эксплуатационной безопасности на протяжении жизненного цикла системы автоматизированного управления движением.

     1 Область применения

Настоящий документ определяет принципы проектирования высокоавтоматизированных систем автоматизированного управления движением, устанавливаемых на колесные и гусеничные сельскохозяйственные (с/х) машины (например, зерноуборочные комбайны, трактора и др.). Кроме того, в нем содержится информация, касающаяся безопасного функционирования подобных систем (включая информацию об остаточных рисках), которая должна предоставляться изготовителем подобных систем.

Настоящий стандарт устанавливает требования к обеспечению и поддержанию надлежащего уровня эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением в сельском хозяйстве, которыми следует руководствоваться при разработке, создании, испытаниях и эксплуатации подобных систем.

Настоящий стандарт распространяется на системы автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техникой, функционирующей на основе процессов восприятия окружающей обстановки на основе технологии компьютерного зрения, обработки получаемых данных при помощи технологии машинного обучения, других программных методов, определения характеристик движения и местоположения техники при помощи сигнала глобальных навигационных спутниковых систем, а также датчиков, устанавливаемых на подвижных частях с/х машин.

Рассматриваемые в настоящем стандарте требования эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники применимы к технике, предполагающей постоянное присутствие в ней оператора.

Настоящий стандарт не распространяется на системы автоматизированного управления движением и управления автомобильным или каким-либо иным колесным или гусеничным транспортом, движущимся по дорогам общественного пользования.

Рассматриваемые в настоящем стандарте системы автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники не относятся к критической информационной инфраструктуре, а их функционирование не предполагает обработку, получение, хранение или передачу какой-либо конфиденциальной информации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 14254 (МЭК 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19348 Изделия электротехнические сельскохозяйственного назначения. Общие технические требования. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ ISO 12100 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ ИСО 26322-1* Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Безопасность. Часть 1. Тракторы стандартные    

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 26322-1, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 33738-2016* Машины сельскохозяйственные и лесохозяйственные с электроприводом. Общие требования безопасности

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 33738-2016. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р ИСО 4254-1 Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р ИСО 7731-2007 Эргономика. Сигналы опасности для административных и рабочих помещений. Звуковые сигналы опасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система автоматизированного управления движением (automated driving system): Программно-аппаратный комплекс, встраиваемый в различные самоходные машины и транспортные средства, который без вмешательства человека на основе технологий восприятия окружающей обстановки, а также определения собственного местоположения осуществляет управление движением таких машин и транспортных средств.

3.2 сельскохозяйственная машина (agricultural machine): Комплекс, представляющий собой сочетание мобильного энергетического средства с прицепной, полуприцепной или монтируемой машиной (или машинами) и предназначенный для выполнения технологических сельскохозяйственных операций.

3.3 присоединяемое оборудование (implement equipment): Прицепные, полуприцепные, навесные, полунавесные или монтируемые непосредственно на сельскохозяйственную машину технические средства, предназначенные для выполнения различных сельскохозяйственных операций (орошение, вспахивание почвы и пр.).

3.4 высокоавтоматизированная сельскохозяйственная машина (highly automated agricultural machine): Сельскохозяйственная машина, оборудованная системой автоматизированного управления движением.

3.5 подсистема управления (control subsystem): Структурный элемент системы автоматизированного управления движением, набор программно-аппаратных средств, который, формируя выходные управляющие сигналы, воздействует на органы управления с/х машиной, тем самым обеспечивая ее движение.

3.6 подсистема восприятия окружающей обстановки (perception subsystem): Структурный элемент системы автоматизированного управления движением, набор программно-аппаратных средств, который при помощи технологии компьютерного зрения осуществляет анализ условий окружающей с/х машину обстановки и формирует управляющие сигналы для подсистемы управления.

3.7 подсистема самодиагностики (self-diagnostics subsystem): Структурный элемент системы автоматизированного управления движением, набор программно-аппаратных средств, который предназначен для отслеживания физического состояния системы автоматизированного управления движением, а также корректности происходящих в ней процессов и выполняемых системой автоматизированного управления движением операций.

3.8 подсистема обеспечения безопасности (safeguarding subsystem): Структурный элемент системы автоматизированного управления движением, набор программно-аппаратных средств, предназначенный для приведения системы автоматизированного управления движением в безопасное состояние, а также подачи звуковых и визуальных сигналов в случае некорректной работы, отказов или сбоев системы автоматизированного управления движением, а также обнаружения препятствий.

3.9 область риска (hazard zone): Участок местности, расположенный по направлению движения высокоавтоматизированной сельскохозяйственной машины, на котором ее подсистема управления в принудительном порядке выполняет полную остановку машины, так как при текущих параметрах движения отсутствует возможность объезда препятствия в любом из возможных режимов работы.

3.10 препятствие (obstacle): Предмет или состояние рельефа местности, которые могут причинить какой-либо вред или могут быть повреждены при контакте с автоматизированной машиной или установленным на ней присоединяемым оборудованием.

3.11 безопасное состояние (safe state): Текущее состояние системы автоматизированного управления движением с приемлемым уровнем риска для оператора с/х машины или постороннего наблюдателя, даже при том условии, что система автоматизированного управления движением не работает полностью или частично.

3.12 область присутствия потенциального источника опасности (warning zone): Участок местности, расположенный по направлению движения высокоавтоматизированной сельскохозяйственной машины, на котором при сохранении текущих параметров движения существует возможность объезда препятствия в высокоавтоматизированном режиме работы без принудительного прекращения движения подсистемой управления.

     4 Характеристики эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники

4.1 Общие положения

4.1.1 Высокоавтоматизированная сельскохозяйственная машина, оборудованная системой автоматизированного управления движением, должна удовлетворять соответствующим положениям стандартов по безопасной эксплуатации машин (например, ГОСТ Р ИСО 4254-1, ГОСТ Р ИСО 26322-1), а также требованиям безопасности, мерам защиты и способам снижения риска, предусмотренным настоящим стандартом. Кроме того, подобные машины, оборудованные такими системами автоматизированного управления движением, должны разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 12100* в части соответствующих, но несущественных опасностей, которые не рассматриваются в настоящем стандарте.     

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 12100. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.2 Требования, разработанные с учетом принципов проектирования, приведенные в настоящем документе, могут зависеть от конкретного типа с/х машины и необходимых условий эксплуатации. В подобных случаях требования и соответствующие процедуры верификации должны быть определены с учетом выполнения процедуры оценки рисков.

4.1.3 В состав системы автоматизированного управления движением должны входить следующие подсистемы:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs