Статус документа
Статус документа

ПНСТ 554-2021

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Методы испытаний. Общие положения

Intelligent transport systems. Artificial intelligent systems for automation control of motor vehicles. Test methods. General provisions



ОКС 35.020

Срок действия с 2022-03-01

до 2023-03-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2021 г. N 47-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: info@tc164.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты", а также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


В настоящее время системы искусственного интеллекта для управления автоматизированными транспортными средствами проходят широкие испытания. Именно от полноты и достоверности процесса испытаний зависят перспективы данной технологии и сроки начала ее массового использования на автомобильных дорогах общего и необщего пользования, как только испытания смогут гарантировать безопасность дальнейшей эксплуатации систем искусственного интеллекта для управления автоматизированными транспортными средствами.

Методы испытаний должны включать в себя как виртуальные испытания для моделирования факторов дорожно-транспортных ситуаций, обучения и тестирования моделей искусственного интеллекта и иных задач, так и испытания в реальных условиях дорожного движения на специализированных полигонах.

Настоящий предварительный стандарт является продолжением комплекса стандартов по установлению требований к применению технологий искусственного интеллекта на транспорте, таких как как* ГОСТ Р 58823, с целью повышения доверия к технологиям искусственного интеллекта, повышения уровня безопасности на транспорте и эффективности транспортных процессов.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется только на системы искусственного интеллекта для автоматизации управления движением автомобильных транспортных средств (далее - СИИАУД АТС), но не распространяется на системы автоматизированного управления автомобилем (САУ) в полной комплектации.

Системы искусственного интеллекта, требования к которым установлены в настоящем стандарте, могут устанавливаться только на АТС категорий L, M и N по [1], эксплуатируемые на автомобильных дорогах и соответствующие уровням автоматизации управления движением 4 и 5 по ГОСТ Р 58823.

Настоящий стандарт предназначен для применения при проведении всех типов испытаний процессов управления автоматизированными транспортными средствами системами искусственного интеллекта.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33707-2016 Информационные технологии. Словарь

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19086-4 Информационные технологии. Облачные вычисления. Структура соглашения об уровне обслуживания (SLA). Часть 4. Компоненты информационной безопасности и защиты персональных данных

ГОСТ Р ИСО 26262-3 Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 3. Стадия формирования концепции

ГОСТ Р ИСО 26262-7 Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 7. Производство и эксплуатация

ГОСТ Р 58823 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматическая система управления движением; АСУД: Аппаратные и программные средства, которые в совокупности способны выполнять всю задачу управления движением в длительном режиме вне зависимости от того, ограничена ли она конкретными условиями эксплуатации.

3.2 система искусственного интеллекта для автоматизированного управления движением автоматизированных транспортных средств; СИИАУД АТС: Система искусственного интеллекта для обработки данных, поступающих от датчиков (сенсоров) автоматизированного транспортного средства, и формирования сигналов, передаваемых на механизмы управления автоматизированного транспортного средства.

Примечание - Система обязательно включает в свой состав одну или более, подсистем, каждая из которых может реализовывать алгоритм искусственного интеллекта. Входит в состав АТС.

3.3 алгоритм обработки данных в СИИАУД: Конечное упорядоченное множество точно определенных правил для решения задачи по преобразованию данных, поступающих от датчиков АТС, в сигналы, передаваемые на механизмы управления АТС.

Примечание - Алгоритм по ГОСТ 33707-2016, пункт 4.39.

3.4 предусмотренные условия эксплуатации СИИАУД: Полная совокупность дорожно-транспортных ситуаций, в которых должно быть обеспечено соответствие значений функциональных характеристик СИИАУД заданным требованиям.

3.5 дорожно-транспортная ситуация: Последовательность развивающихся на дороге событий, обусловленных взаимодействием транспортного средства и других участников движения, а также условий внешней среды в определенных пространственно-временных границах.

3.6 сценарий дорожно-транспортной ситуации: Исчерпывающая совокупность значений факторов дорожно-транспортной ситуации, влияющих на сложность решения задачи автоматизированного управления АТС с использованием СИИАУД.

3.7 датчик: Средство измерений, предназначенное для выработки сигнала измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающейся непосредственному восприятию наблюдателем.

3.8 кооперативные интеллектуальные транспортные системы (V2X): Системы, использующие \/2Х-взаимодействие - обмен информацией между автомобилем и любым другим объектом (другими автомобилями, дорожной инфраструктурой, пешеходами и пассажирами и т.д.) посредством технологий беспроводной связи.

Примечание - V: от англ. vehice - автомобиль, транспортное средство согласно [2].

3.9 входные данные о дорожной обстановке: Текущие данные о дорожной обстановке вокруг АТС, движение которого управляется системой искусственного интеллекта. Источниками входных данных о дорожной обстановке являются бортовые камеры, радары, лидары, данные из кооперативных интеллектуальных транспортных систем (V2X) и других источников.

3.10 безопасность автоматизированного управления АТС: Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции, включая функциональные характеристики СИИАУД, и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

3.11 функциональные характеристики СИИАУД: Минимальный представительный набор измеримых свойств СИИАУД, в достаточной мере характеризующих способность СИИАУД управлять движением АТС с заданной эффективностью и безопасностью.

3.12

имитационная модель: Частный случай математической модели процесса, явления, который представляет процесс с определенной точностью.

Примечание - Имитационная модель обычно строится без знания реальной физики процесса или явления.

[ГОСТ Р 57188-2016, статья 2.2.2]

     4 Характерные особенности

4.1 Отличительными особенностями СИИАУД являются:

4.1.1 На стадии проектирования:

задание функциональных требований к СИИАУД должно быть в контексте предусмотренных условий эксплуатации, описанных с использованием демонстрационной совокупности вариантов данных, поступающих от датчиков АТС [демонстрационный набор данных, см. 6.1, в)] и соответствующих этой совокупности вариантов данных описаний управляющих воздействий АТС, или иным достаточно полным образом.

4.1.2 На стадии разработки:

- при разработке алгоритма обработки данных в СИИАУД в обязательном порядке используются специально подготовленные наборы данных, содержащие примеры данных, поступающих от датчиков АТС, и соответствующие этой совокупности вариантов данных описания управляющих воздействий АТС (обучающий набор данных);

- алгоритм обработки данных в СИИАУД не обладает полной прозрачностью и объяснимостью для пользователей СИИАУД и других заинтересованных лиц (например, органов по сертификации, испытательных лабораторий, органов власти).

4.1.3 На стадии испытаний:

- основным (обязательным) методом испытаний СИИАУД является оценка функциональных характеристик и качества СИИАУД с использованием специально подготовленных представительных наборов данных, содержащих примеры данных, поступающих от датчиков АТС в предусмотренных условиях эксплуатации, и соответствующих этой совокупности вариантов данных описаний управляющих воздействий АТС [тестовый набор данных, см. 6.1 д)];

- при необходимости могут быть использованы другие методы испытаний СИИАУД, в том числе:

- структурно-функциональный анализ алгоритма обработки данных в СИИАУД;

- тестирование с использованием данных, принимающих значения, находящиеся на границе и выходящие за границы допустимых диапазонов;

- тестирование с использованием наборов данных, принимающих случайные значения, и др.

4.1.4 На стадии эксплуатации:

- данные, получаемые от датчиков в процессе эксплуатации, могут быть использованы для дополнительного обучения (дообучения) СИИАУД АТС, направленного на улучшение функциональных характеристик и повышение качества АТС.

4.1.5 На стадии утилизации:

- осуществляется контроль уровня конфиденциальности данных, накопленных в СИИАУД за время ее эксплуатации, и, в случае необходимости, предпринимаются меры по предотвращению нарушения конфиденциальности этих данных путем их уничтожения и/или соответствующей модификации (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 19086-4).

4.2 Совокупность идентифицированного сценария дорожно-транспортной ситуации и достаточно полного описания датчиков, установленных на АТС, должна обеспечивать формирование вариантов данных, поступающих с датчиков, с точностью до параметра погрешности, не влияющего на решение задачи автономного управления движением АТС в данной дорожно-транспортной ситуации.

4.3 Датчики (сенсоры) управления движением включают (но не ограничиваются):

- средства определения местоположения и параметров движения АТС с использованием радионавигационных полей, включая абонентские терминалы спутниковых радионавигационных систем;

- средства инерциальных навигационных систем, включая гироскопы и акселерометры;

- средства определения местоположения АТС и контроля окружающей дорожно-транспортной ситуации с использованием пассивных средств получения изображений в видимом, инфракрасном и других диапазонах длин волн;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs