Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10865-2-2021 Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 2. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках по направлению движения

Введение


Для обеспечения безопасного транспортирования в транспортных средствах пассажиров, сидящих в креслах-колясках, как правило, требуется установка дополнительного оборудования для крепления кресла-коляски и удержания пользователя кресла-коляски во время аварийных маневров транспортного средства и при столкновении, которое соответствовало бы размеру и условиям передвижения транспортного средства. ИСО 10542-1 устанавливает требования к конструкции, рабочим характеристикам и соответствующие методы испытаний систем крепления кресел-колясок и удержания их пользователей (WTORS), сидящих в креслах-колясках, во всех типах транспортных средств, модифицированных для использования людьми, сидящими в креслах-колясках. Положения ИСО 10542-1 были основаны на том допущении, что изготовители WTORS не могут контролировать типы транспортных средств, в которых установлена и используется большая часть их продукции, а также режимы их движения. Поэтому в соответствии с ИСО 10542-1 необходимо проводить испытания WTORS при лобовом столкновении для номинально худших условий столкновения транспортных средств, например таких как полноразмерные грузопассажирские автофургоны и минивэны, с использованием смоделированного импульса ускорения/замедления при столкновении, который приводит к изменению скорости салазок (), равной 48 км/ч.

Несмотря на универсальный подход к WTORS, испытания на безопасность при аварии проводят для оборудования, предназначенного для общего пользования на всех типах транспортных средств, и это в целом приводит к усложненным изделиям для более крупных и тяжелых транспортных средств, в основном используемых при низкоскоростных внутригородских маршрутах. Это особенно актуально для доступного городского транспорта, в котором пассажирам разрешается ехать как стоя, так и сидя и который в дальнейшем именуется доступным транспортом для стоящих и сидящих пассажиров (ATV-SS).

Ожидается, что установление в настоящем стандарте значительно более низких требований безопасности транспортирования для ATV-SS приведет к появлению альтернативных решений для безопасного транспортирования пассажиров, сидящих в креслах-колясках, в таких транспортных средствах, которые более совместимы с эксплуатационными потребностями (например, для маршрутных такси) и которые предлагают пользователям кресел-колясок более высокий уровень потребительских свойств и независимости, чем тот, который обеспечивается с помощью WTORS, разработанных для соответствия условиям столкновения на скорости 48 км/ч. Более того, данные о несчастных случаях и травматизме при перевозках на ATV-SS показывают, что число фатальных исходов и серьезных травм на миллион пройденных пассажиро-километров, пройденных ATV-SS, значительно ниже, чем для небольших транспортных средств, которые передвигаются на гораздо более высоких скоростях [1]. Фактически, анализ данных отчетов служб безопасности дорожного движения о ДТП с участием городских маршрутных автобусов показывает, что вероятность столкновения таких транспортных средств достаточно мала, чтобы установить требования к рабочим характеристикам средств безопасности, предусмотренных в таких транспортных средствах, на основании ускорений и замедлений, которые происходят в условиях отсутствия столкновения, таких как аварийные маневрирования транспортных средств, в том числе внезапная остановка, быстрое ускорение и поворот. Ряд исследований ясно продемонстрировал, что любые ускорения ATV-SS, которые могут возникать в результате таких аварийных маневров, не превышают 1 g [2], [3], [4].

Исследования и опросы пользователей кресел-колясок в транспортных средствах показали, что пассажиры, сидящие в креслах-колясках, не могут самостоятельно пользоваться обычно устанавливаемыми 4-точечными системами крепления, и поэтому ответственность за крепление кресел-колясок с помощью 4-точечных ремней несут операторы транспортных средств [5], [6], [7]. В связи с растущей независимостью общественного транспорта в сочетании с продолжительным временем, которое требуется для надлежащего крепления 4-точечных систем привязных ремней для кресел-колясок, операторы автобусов и пользователи кресел-колясок часто пренебрегают использованием привязных ремней, или операторы автобусов не используют должным образом все четыре ремня. Было доказано, что незакрепленные кресла-коляски в ATV-SS во время остановок транспортного средства скользят или наклоняются вперед, во время поворота транспортного средства разворачиваются в проход, а скутеры при поворотах наклоняются вбок [4]. Кроме того, имеются неподтвержденные сведения о том, что пассажиры в креслах-колясках выпадают из них и получают серьезные травмы вплоть до фатального исхода во время обычных или внезапных остановок и поворотов транспортного средства из-за неиспользования или ненадлежащего использования систем ремней безопасности.

В ИСО 10542-1 представлены критерии конструкции и характеристик для систем крепления стыковочного типа, которыми пользователи кресел-колясок могут пользоваться самостоятельно и которые снижают степень неиспользования средств безопасности. Во время наблюдений в транспортных средствах пользователи кресел-колясок отдали предпочтение использованию автоматической стыковочной системы, расположенной по направлению движения, в связи с ее удобством и возможностью использования самими пассажирами в креслах-колясках, сидящими по направлению движения, и отсутствием необходимости в помощи оператора транспортного средства [8]. Тем не менее широкое распространение стыковочных систем для использования в ATV-SS невозможно без применения стандартной геометрии универсального стыковочного интерфейса (см. описание в приложении к ИСО 10542-1 и ИСО 7176-19) для крепления всех типов кресел-колясок, что является целью в долгосрочной перспективе.

За последние десять лет в ATV-SS появились пассажирские места для пассажиров-инвалидов, сидящих в креслах-колясках против направления движения (RF-WPS), поскольку они обеспечивают независимость и простоту использования их пассажирами, сидящими в креслах-колясках. ИСО 10865-1 включает требования к конструкции и критерии характеристик для RF-WPS. Тем не менее, исследования, проведенные на транспортных средствах, показали, что такое расположение против направления движения для некоторых пассажиров менее комфортно, чем расположение по направлению движения, в связи с головокружением [8] и резкими движениями верхней части тела и головы во время остановки и трогания с места транспортного средства [3]. Такое расположение во время движения также не позволяет пассажирам видеть следующие остановки на дороге.

Таким образом, хотя RF-WPS может быть более безопасным и более удобным решением для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, размещение пассажиров в ATV-SS по направлению движения может быть более предпочтительным. Кроме того, закон США о защите прав граждан с ограниченными возможностями (ADA) в настоящее время разрешает в США транспортирование пассажиров в креслах-колясках в ATV-SS, сидящих против направления движения, однако предписывает, что, как минимум, одна система WPS должна быть расположена для сидения по направлению движения. Таким образом, системы, расположенные для сидения против направления движения, обслуживают только часть пассажиров, сидящих в креслах-колясках, которым требуется более безопасная перевозка при пользовании ATV-SS.

Целью данной части ИСО 10865 является установление минимальных требований к конструкции и критериям характеристик мест расположения пассажиров, сидящих в креслах-колясках по направлению движения (FF-WPS), в ATV-SS. В данной части ИСО 10865 также установлены методы контроля этих характеристик, чтобы пассажирам, сидящим в креслах-колясках в FF-WPS, обеспечивался разумный уровень безопасности при транспортировании и сохранение при этом высокого уровня удобства использования и независимости во время поездки в ATV-SS. Поскольку кресло-коляска и пассажир выступают в качестве отдельных систем при различных типах ускорений транспортного средства (торможение, ускорение и поворот), требуется динамическое (нестатическое) испытание, которое описано в приложении А. Кроме того, поскольку изготовители могут разработать средства плотного фиксирования для удержания пассажира в кресле-коляске, метод динамических испытаний, указанный в приложении А, требует использования контрольного манекена, который обладает антропометрическими данными среднего пассажира, сидящего в кресле-коляске. Основополагающим принципом концепции FF-WPS в ATV-SS является то, что успешного "крепления" загруженного кресла-коляски во время обычного движения и аварийных маневров транспортного средства достаточно для обеспечения разумного уровня безопасности, то есть уровня безопасности, сопоставимого с тем, который предоставляется другим пассажирам транспортного средства, в том числе стоящим пассажирам, которые держатся за поручни и ремни, чтобы ограничить движение во время ускорения и замедления транспортного средства без столкновения.

Главной особенностью FF-WPS, требуемой в данной части ИСО 10865, является средство предотвращения перемещения кресел-колясок и их пассажиров вперед во время замедления транспортного средства, которое происходит при нормальном или экстренном торможении. Боковое перемещение, вращение и опрокидывание загруженных кресел-колясок в FF-WPS, как правило, ограничены в одном направлении боковой стенкой транспортного средства. Боковое перемещение, вращение или опрокидывание кресла-коляски в центральный проход может быть ограничено физическим барьером, таким как вертикальный поручень, горизонтальный поручень или стойка с мягкой подкладкой. Во время ускорения автотранспортного средства может произойти перемещение кресла-коляски по направлению к задней части этого транспортного средства. Такое движение частично ограничено трением пола транспортного средства в пределах FF-WPS, которое будет генерировать усилия сопротивления на шинах колес, которые блокируются нажатием на тормоза кресла-коляски, или трансмиссией кресел-колясок с электроприводом, питание которых во время поездки отключено. Из-за недостаточного сопротивления ручного тормоза обратному движению в FF-WPS также необходимо предусматривать другие средства для ограничения перемещения кресла-коляски против направления движения транспортного средства. (Например, перемещение кресла-коляски против направления движения транспортного средства может быть ограничено устройствами крепления кресла-коляски на транспортном средстве, такими как штанга или приподнятая область пола за креслом-коляской), устройством захвата колеса или устройством крюкового типа, которое находится в пределах досягаемости и может быть прикреплено к креслу-коляске большинством их пользователей.

В ATV-SS предусмотрены ограничительные ремни для пассажиров, чтобы снизить риск получения травм пассажирами-инвалидами, сидящими в креслах-колясках во время поездки. Тем не менее исследования показывают, что такие ограничительные ремни безопасности используются редко или используются ненадлежащим образом в ATV-SS [5], [7], [9]. Ограничительные ремни также обычно не предназначены для самостоятельного использования большинством пассажиров, сидящих в креслах-колясках по направлению движения [5], [10]. Когда закрепленные на транспортном средстве ремни безопасности не используются, удержание пассажира, сидящего в кресле-коляске во время замедления транспортного средства (при торможении) и во время бокового замедления транспортного средства (при повороте), может обеспечиваться опорами системы кресла-коляски, такими как подлокотники кресла-коляски и опорными устройствами для груди и таза. Тем не менее сопротивление боковым перемещениям пассажира, сидящего в кресле-коляске, можно усовершенствовать с помощью компонентов FF-WPS, которые ограничивают боковое перемещение, и с помощью устройств для удерживания пассажира (ORD). Удержание пассажира в его кресле-коляске важно для снижения риска серьезных травм при авариях без столкновения с низким ускорением g. ORD может уменьшить перемещение пассажира в транспортном средстве по направлению его движения и предотвратить столкновение пассажиров, сидящих в креслах-колясках, с элементами салона транспортного средства, например с полом, боковыми стенками или другими элементами интерьера. Использование поясных фиксирующих ремней, закрепленных на креслах-колясках, как правило, обеспечивает эффективное удержание пассажира во время ускорений и замедлений транспортного средства без столкновения, и поэтому такая методика поощряется в требованиях к предупреждениям пользователя, которые указываются в FF-WPS. Данная часть ИСО 10865 также требует закрепленного на транспортном средстве ORD, которое может быть легко убрано с пути большинством пассажиров, сидящих в креслах-колясках, когда его использование не требуется. В ней также указаны требования к конструкции и расположению поручней, которыми могут пользоваться многие пассажиры-пользователи кресел-колясок для фиксации кресла-коляски, удержания пассажира-пользователя кресла-коляски и устойчивости кресла-коляски во время поездки.

Исследования показали, что при лобовом столкновении на скорости 48 км/ч типового ATV-SS и полноразмерного автомобиля возникают пиковые ускорения ATV-SS в диапазоне от 2,75 до 3 g [11]. Риск такого лобового столкновения невелик, однако оно может произойти, в связи с чем требования к статической прочности ограничительных барьеров и устройств удерживания пассажиров (ORD) основаны на усилиях, которые могут возникать во время лобового удара ATV-SS с ускорением 3g. В данной части ИСО 10865 установлены требования к характеристикам и соответствующие методы испытаний для оценки эффективности ограничения движения вперед, назад и в поперечном направлении, поворота и опрокидывания загруженных кресел-колясок компонентами FF-WPS при ускорениях транспортных средств менее 1 g без столкновений. Методы испытаний на фиксацию кресла-коляски изложены в приложении А для ускорения и замедления транспортного средства менее 1 g без столкновения, а в приложении В представлены требования к испытаниям FF-WPS на прочность при нагрузке лобового удара на кресло-коляску и пассажира 3 g.

В данной части ИСО 10865 указано ограниченное число требований к конструкции FF-WPS, чтобы гарантировать, что в FF-WPS учитывается широкий диапазон типоразмеров кресел-колясок и широкий круг пассажиров-пользователей кресел-колясок. В первую очередь изложены требования к рабочим характеристикам и соответствующие методы испытаний сочетания компонентов FF-WPS на эффективность удержания кресел-колясок и сидящих в них пассажиров во время ускорений и замедлений транспортных средств, когда транспортные средства ускоряются для увеличения скорости, тормозят во избежание столкновения, или входят в поворот с относительно высокой скоростью. FF-WPS также может быть оснащено системой привязки кресла-коляски и системой удержания пассажиров или может быть рассчитано на использование в качестве RF-WPS, однако требования и технические характеристики для таких систем указаны в ИСО 10542-1 и ИСО 10865-1 соответственно.