Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59460-2021 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования к компетенции и программам обучения аудиторов

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины и определения:

3.1 орган по аккредитации; AB (accreditation body, AB): Признанный сектором IAQG орган, основной обязанностью которого является аккредитация ОС для сертификации/регистрации по стандартам СМКА.

3.2 авиакосмическая отрасль (aerospace): Деятельность по проектированию, изготовлению, обслуживанию, распространению и поддержке авиационных транспортных средств и двигателей, оборудования и комплектующих деталей, все вспомогательные и смежные сферы деятельности, включая полеты авиационно-космических аппаратов. Термин также включает в себя космическую и оборонную промышленность.

3.3 аудитор с опытом работы в авиакосмической отрасли; AEA (aerospace experience auditor, AEA): Аудитор, соответствующий требованиям, установленным стандартом ЕН 9104 и настоящим стандартом.

________________

Секторы могут использовать другие названия для терминов "аудитор", "аудитор авиакосмической отрасли" и "аудитор с опытом работы в авиакосмической отрасли", поскольку применяются требования стандарта ЕН 9104 и настоящего стандарта.

3.4 продукция авиакосмической отрасли (aerospace product): Самолет, вертолет, управляемая ракета, ракета-носитель, космический летательный аппарат, иная продукция, предназначенная для перемещения в атмосфере, в зоне или вне зоны влияния земли, или для перемещения за пределами влияния земной атмосферы; основные компоненты данных видов продукции, такие как двигатели, основные подсистемы, детали, приборы, оборудование и материалы, включенные в них.

3.5 стандарты систем менеджмента качества в авиационной, космической и оборонной отраслях промышленности; стандарты СМКА (aerospace quality management system (AQMS) standards): Стандарты, опубликованные под руководством IAQG, как правило с обозначениями ЕН 9100, ЕН 9110 и ЕН 9120.

Примечание - В некоторых странах данные стандарты опубликованы под иными обозначениями.

3.6 аудитор (auditor): Лицо, соответствующее требованиям, установленным стандартом ЕН 9104 и настоящим стандартом.

3.7 орган по аттестации аудиторов; AAB (auditor authentication body (AAB)): Признанный сектором IAQG орган, основной обязанностью которого является одобрение или сертификация лиц (т.е. аудиторов) по определенным требованиям.

3.8 комбинированное обучение (blended learning): Сочетание теоретического обучения в электронном формате и очного практического обучения.

3.9 объем знаний (body of knowledge): Уровень, определяющий текущие границы знаний для специальности по качеству, в рамках IAQG. Он устанавливается в виде простых формулировок знаний, которые могут использоваться группами пользователей, такими как образовательные учреждения, учебные заведения, организации-члены и прочие организации, которым требуется определить уровень или рекомендации по компетентности для своих специалистов по качеству.

Примечание - Стратегическое направление квалификации персонала IAQG пересматривает и регулирует объем знаний IAQG, а также принимает заявки на пересмотр в случае и по мере их поступления от групп пользователей и иных заинтересованных сторон.

3.10 орган по сертификации; ОС (certification body, CB): Орган, осуществляющий аудит и сертификацию/регистрацию соответствия систем менеджмента качества организаций в отношении опубликованных стандартов СМКА и любых вспомогательных документов, необходимых в рамках данной системы. Также может указываться как орган по сертификации/регистрации (ОСР).

3.11 обучение в электронном формате (electronic training): Обучение, которое осуществляется посредством методов, основанных на применении компьютера (т.е. онлайн, например, с использованием компьютерных дисков).

3.12 международная авиакосмическая группа по качеству; IAQG (international aerospace quality group, IAQG): Орган основных изготовителей комплексного оборудования в авиакосмической отрасли (OEM). Данная группа уполномочена разработать и внедрить общие требования и руководства для применения в авиационной, космической и оборонной промышленности и улучшения качества.

3.13 сектор международной авиакосмической группы по качеству (IAQG)/ceктop [international aerospace quality group (lAQG) sector or sector]: Подструктура IAQG, состоящая из действующих в определенном регионе организаций - членов из Северной и Южной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

3.14 структура управления сектором; SMS (sector management structure, SMS): Созданная в пределах одного сектора организация, которая управляет применением в секторе схемы на основе стандарта ЕН 9104. Каждый сектор может использовать для такой организации разные наименования [т.е. Комитет по управлению регистрацией в Северной и Южной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, Группа управления третьими сторонами (Other Party Management Team, OPMT) в Европе в рамках Европейской ассоциации авиационной, космической и оборонной промышленности].

3.15 орган одобрения провайдеров обучения; TPAB (training provider approval body, TPAB): Признанный SMS орган, основной обязанностью которого является проведение анализа и одобрения содержания курсов обучения, а также администрирование провайдеров обучения.

3.16 опыт работы (work experience): Опыт работы с полной занятостью в авиационной, космической и оборонной промышленности, непосредственно связанной с контролем разработки, проектирования, производства, качества или процессов, осуществляемой для ведущих компаний-производителей самолетов, основных поставщиков, поставщиков вспомогательного оборудования, и/или официальных гражданских, военных и космических организаций, таких как Национальные авиационные органы (NAA), национальное Космическое агентство [например, Европейское космическое агентство (ESA), Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), Канадское космическое агентство (CSA) и т.д.], Министерство Обороны (MoD).

Примечание 1 - Этот опыт работы должен включать непосредственное вовлечение и/или знание специфических аспектов авиакосмической отрасли (например, требования к качеству в авиакосмической отрасли, нормативные требования и/или требования военной авиакосмической промышленности, контроль первого изделия, требования летной годности и безопасности, требования к прослеживаемости материала в авиакосмической отрасли, одобрение и контроль субподрядчиков в авиакосмической отрасли, управление отклонениями основных параметров, доведение до сведения требований СМКА, программа предотвращения поломок/повреждений в результате попадания посторонних предметов, использование продукции, поставляемой потребителю, система принудительного отзыва, управление калибровкой, носители разрешения на приемку, управление несоответствующими материалами, требования и ограничения по выборочному контролю/статистическому контролю процесса, специальные процессы, менеджмент конфигураций, контроль требований, технологии производства, контроль инструментов, верификация и валидация проектирования и разработки).

Примечание 2 - Кроме того, для технического обслуживания этот опыт работы должен включать непосредственное вовлечение и/или знание правил технического обслуживания [например, Европейское агентство авиационной безопасности (EASA)/Федеральные авиационные правила (FAR) 145/147, EASA, часть М], процессов возврата к функционированию, летных испытаний, проверки функционирования перед полетом, веса и центровки, методик хождения по крылу или управления движением воздушных судов.