Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 62928-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт железнодорожный

СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ

Требования к тяговым литий-ионным бортовым батареям

Railway applications. Rolling stock. Requirements for traction lithium-ion onboard batteries



ОКС 29.220.99
        45.060.01

Дата введения 2021-06-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 февраля 2021 г. N 72-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62928:2017* "Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Тяговые литий-ионные бортовые батареи" (IEC 62928:2017 "Railway applications - Rolling stock - Onboard lithium-ion traction batteries", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо номеров знаков безопасности по ИСО 7010 номерами знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-2015, список соответствия которых приведен в дополнительном приложении ДА.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДБ.

Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В 90-х годах на рынке начали разрабатывать и в массовом количестве изготавливать в основном портативные литиевые аккумуляторы, что обусловило разработку стандартов, ориентированных в первую очередь на небольшие портативные батареи:

- МЭК 61960-3:2017 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Литиевые аккумуляторы и батареи для портативных применений. Часть 3. Призматические и цилиндрические литиевые аккумуляторы и батареи;

- МЭК 62133 (все части) Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для портативных герметичных аккумуляторов и батарей из них при портативном применении.

Данные стандарты не охватывают большие аккумуляторы и батареи для промышленного и железнодорожного применения, которые являются непереносимыми и весят сотни килограммов. В этой связи технические комитеты МЭК начали работу с литиевыми аккумуляторами и батареями большой емкости:

- МЭК 62619:2017 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторов и батарей для промышленных применений;

- МЭК 62620:2014 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Аккумуляторы и батареи литиевые для промышленных применений.

Документы часто носят общий характер и упоминают железнодорожные применения только в качестве примера, что послужило основанием введения настоящего стандарта, который разработан для уточнения требований для тягового применения на железной дороге.

Настоящий стандарт, как и ранее введенный МЭК 62864-1:2016, который определяет общие требования к бортовой системе накопления энергии на уровне системы, являются частью взаимоувязанной системы стандартов, иерархия которой показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Иерархия стандартов, связанных с МЭК 62928


Стандарты, перечисленные на рисунке 1, не являются исчерпывающими.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на бортовые литий-ионные тяговые батареи для систем накопления электрической энергии (СНЭЭ) для тягового привода железнодорожных транспортных средств (ТС), таких как гибридные ТС, как определено в МЭК 62864-1:2016, и устанавливает требования к их конструкции, рабочим параметрам, безопасности, обмену данными, маркировке и обозначению, а также виды и методы испытания.

Общие требования к бортовым СНЭЭ установлены в МЭК 62864-1:2016.

Настоящий стандарт устанавливает требования к батарейным системам на основе литий-ионных аккумуляторов.

Настоящий стандарт распространяется на субкомпоненты внутри батарейных систем, таких как система контроля и управления батарей (СКУ), система управления температурой батарей (СКУТ).

Настоящий стандарт не распространяется на вспомогательные батареи для питания только вспомогательного оборудования и оборудование для преобразования энергии (например, прерыватель, преобразователь и т.д.), электрические реакторы, конденсаторы и распределительные устройства.

Настоящий стандарт не распространяется на гибридные СНЭЭ на основе двух или более технологий накопления энергии, например тяговая батарея и электрохимические (двойнослойные) конденсаторы. Если на одном и том же железнодорожном ТС применяют несколько СНЭЭ на основе разных технологий, управление которых осуществляется независимо, то требования к таким СНЭЭ должны быть установлены в стандарте, соответствующем примененной технологии.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

IEC 60050-482:2004, International Electrotechnical Vocabulary - Part 482: Primary and secondary cells and batteries (Международный электротехнический словарь. Глава 482. Первичные и вторичные элементы и батареи)

IEC 60050-811:2017, International Electrotechnical Vocabulary - Chapter 811: Electric traction (Международный электротехнический словарь. Глава 811. Электрическая тяга)

IEC 60051 (all parts), Direct acting indicating analogue electrical measuring instruments and their accessories (Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним)

IEC 60077-1, Railway applications - Electric equipment for rolling stock - Part 1: General service conditions and general rules (Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 1. Общие условия эксплуатации и технические условия)

IEC 60077-5, Railway applications - Electric equipment for rolling stock - Part 5: Electrotechnical components - Rules for HV fuses (Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 5. Предохранители высоковольтные. Общие технические условия)

IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code) [Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)]

IEC 60571, Railway applications - Electronic equipment used on rolling stock (Транспорт железнодорожный. Оборудование электронное для железных дорог, применяемое на подвижном составе)

IEC 60850, Railway applications - Supply voltages of traction systems (Транспорт железнодорожный. Напряжения электропитания систем тяги)

IEC 61373, Railway applications - Rolling stock equipment - Shock and vibration tests (Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию)

IEC 61991, Railway applications - Rolling stock - Protective provisions against electrical hazards (Железнодорожный подвижной состав. Требования к защите от поражения электрическим током)

IEC 62236-3-2, Railway applications - Electromagnetic compatibility - Part 3-2: Rolling stock - Apparatus (Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-2. Железнодорожный подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний)

IEC 62278:2002, Railway applications - Specification and demonstration of reliability, availability, maintainability and safety (RAMS) (Транспорт железнодорожный Технические условия и демонстрация надежности, эксплуатационной готовности, ремонтопригодности и безопасности)

IEC 62279, Railway applications - Communications, signaling and processing systems - Software for railway control and protection systems (Железные дороги. Системы связи, сигнализации и обработки данных. Программное обеспечение систем управления и защиты на железных дорогах)

IEC 62497-1, Railway application - Insulation coordination - Part 1: Basic requirements - Clearances and creepage distances for all electrical and electronic equipment (Транспорт железнодорожный. Координация изоляции. Часть 1. Основные требования. Зазоры и длина пути тока утечки для всего электрического и электронного оборудования)

IEC 62498-1:2010, Railway applications - Environmental conditions for equipment - Part 1: Equipment on board rolling stock (Транспорт железнодорожный. Влияние окружающей среды на оборудование. Часть 1. Оборудование в вагоне подвижного состава)

IEC 62619:2017, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Safety requirements secondary lithium cells and batteries for use in industrial applications (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторов и батарей для промышленных применений)

IEC 62620:2014, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Secondary lithium cells and batteries for use in industrial applications (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Аккумуляторы и батареи литиевые для промышленных применений)

IEC 62864-1:2016, Railway applications - Rolling stock - Power supply with onboard energy storage system - Part 1: Series hybrid system (Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Энергообеспечение бортовыми системами накопления энергии. Часть 1. Гибридные системы, соединенные последовательно)

ISO/IEC Guide 51:2014, Safety aspects - Guidelines for their inclusion in standards (Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты)

ISO 7010, Graphical symbols - Safety colors and safety signs - Registered safety signs (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Зарегистрированные знаки безопасности)

     3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-482, МЭК 60050-811 и Руководство ИСО/МЭК 51, а также следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.

3.1.1 сохраняемость заряда [энергии] (charge retention, capacity retention): Способность батарейной системы сохранять запасенный в нем заряд [энергию] при разомкнутой внешней цепи при заданных условиях.

Примечание - См. также саморазряд.

[МЭК 60050-482:2004, статья 482-03-35, модифицирован - "аккумулятор или батарея" заменено на "батарейную систему"]

3.1.2 саморазряд (self-discharge): Процесс потери энергии аккумулятором или батарейной системой любым другим образом, кроме разряда во внешнюю цепь.

Примечание - См. также сохраняемость заряда.

[МЭК 60050-482:2004, статья 482-03-27, модифицирован - "батарея" заменено на "батарейную систему"]

3.1.3 конечное напряжение, напряжение конца разряда (final voltage, end-of-discharge voltage): Напряжение цепи с подключенной нагрузкой, при котором разряд аккумулятора или батарейной системы останавливают.

[МЭК 62620:2014, статья 3.3, модифицирован - "батарея" заменено на "батарейную систему"]

3.1.4 номинальное напряжение (nominal voltage): Приблизительное значение напряжения, используемое для обозначения или определения аккумулятора или батарейной системы.

Примечания

1 Значение номинального напряжения указывает изготовитель аккумуляторов и/или батарейной системы.

2 Номинальное напряжение батарейной системы из последовательно соединенных аккумуляторов равно сумме номинальных напряжений одиночного аккумулятора.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs