Статус документа
Статус документа


ГОСТ 34706-2020



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СЦЕПКА (АВТОСЦЕПКА)

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА МЕТРОПОЛИТЕНА

Требования безопасности и методы контроля

Coupler (automatic coupler) of subway rolling stock. Safety requirements and methods of control



МКС 45.060

Дата введения 2021-04-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по международной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "МЕТРОВАГОНМАШ" (АО "МЕТРОВАГОНМАШ"), Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 150 "Метрополитены"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2020 г. N 58)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

АМ

"ЗАО Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 января 2021 г. N 11-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34706-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2021 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на сцепки и автосцепки подвижного состава (ПС) метрополитена колеи 1520 мм и устанавливает требования безопасности и методы контроля.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 977 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 3475 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 21447 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 32700-2020 Железнодорожный подвижной состав. Методы контроля сцепляемости

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автосцепка: Сборочная единица, состоящая из корпуса и механизма сцепления, обеспечивающего автоматическое сцепление единиц подвижного состава метрополитена, а также шарнира и демпфера.

3.2 сцепка: Сборочная единица, состоящая из корпуса и механизма сцепления, обеспечивающего неавтоматическое сцепление единиц подвижного состава метрополитена, а также шарнира и демпфера.

3.3 головная автосцепка: Автосцепка, установленная на головных вагонах составов поездов со стороны кабины управления.

3.4 межвагонная сцепка [автосцепка]: Сцепка [автосцепка], установленная на промежуточных вагонах или головных вагонах составов поездов со стороны, противоположной кабине управления.

3.5 демпфер (демпфирующий элемент): Деталь или сборочная единица, входящая в состав сцепки и автосцепки, амортизирующая продольные силы, возникающие между вагонами при формировании и движении подвижного состава метрополитена.

3.6 адаптер (переходное приспособление): Деталь или сборочная единица, не входящая в комплект сцепки и автосцепки, обеспечивающая сцепление сцепок или автосцепок различных конструкций между собой.

3.7 контур зацепления автосцепки: Очертание поверхностей автосцепок, взаимодействующих при сцеплении.

3.8 механизм сцепления автосцепки: Комплект деталей, обеспечивающий автоматическое сцепление и принудительное расцепление автосцепок.

     4 Классификация


Устройства для механического соединения вагонов метрополитена в составе поезда подразделяют на сцепки и автосцепки.

Автосцепки допускаются к установке на головные и промежуточные вагоны составов поездов метрополитена.

Сцепки допускаются к установке на промежуточные вагоны, а также головные вагоны поездов метрополитена со стороны, противоположной кабине управления.

     5 Требования безопасности

     5.1 Общие требования

5.1.1 Для обеспечения технической совместимости с инфраструктурой метрополитена и другим ПС метрополитена, эксплуатируемым на этой инфраструктуре, должны быть выполнены следующие требования:

а) автосцепки должны иметь контур зацепления, образуемый взаимодействующими поверхностями корпуса автосцепки и механизма сцепления и соответствующий приложениям А и Б;

б) сцепки и автосцепки должны обеспечивать сцепление с ПС железных дорог колеи 1520 мм через адаптер.

5.1.2 Автосцепки должны обеспечивать сцепление единиц ПС метрополитена между собой, а также с подвижным ПС дорог колеи 1520 мм и проход ПС метрополитена в сцепленном состоянии по криволинейным участкам пути, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Радиусы кривых

В метрах

Транспортная операция

Участок железнодорожного пути

Радиус кривой

Автоматическое сцепление

Для сцепки и автосцепки при сцеплении с ПС железных дорог колеи 1520 мм через адаптер - круговая кривая и участок сопряжения прямой с кривой без переходного радиуса

200*

Автоматическое сцепление

Для головной автосцепки (со стороны кабины управления) при сцеплении с аналогичной автосцепкой - круговая кривая и участок сопряжения прямой с кривой без переходного радиуса

200*

Проход в сцепе

Круговая кривая и участок сопряжения прямой с кривой без переходного радиуса

60**

S-образная кривая без прямой вставки

170,

60***

* Радиус кривой стрелочного перевода марки 1/9.

** Радиус кривой стрелочного перевода марки 1/5.

*** Подтверждается расчетно-экспериментальным путем.

5.1.3 Сцепки должны обеспечивать проход ПС метрополитена в сцепленном положении по криволинейным участкам пути, указанным в таблице 1.

5.1.4 Для обеспечения сцепления вагонов в составе поезда и передачи продольных усилий в режимах тяги и торможения должны быть выполнены следующие требования:

а) сцепки и автосцепки должны соответствовать требованиям прочности при эксплуатационных режимах нагружения и воздействиях, установленных в 5.2.1, исключая появление пластических деформаций при действии расчетных нагрузок;

б) в состав сцепки и автосцепки должен входить демпфер с параметрами, установленными 5.2.4.

5.1.5 Для обеспечения безопасной эксплуатации с учетом внешних климатических и механических воздействий, а также устойчивой работы и сохранения работоспособности при температурах окружающего воздуха в пределах допустимых значений должны быть обеспечены следующие условия:

а) сцепки и автосцепки должны соответствовать климатическому исполнению У категории размещения 1 по ГОСТ 15150; при этом механические свойства стали, из которой изготовлены сцепка и автосцепка, должны соответствовать требованиям 5.2.2;

б) демпфер, входящий в состав сцепки и автосцепки, должен обеспечивать работоспособность во всем интервале рабочих температур по перечислению б) 5.2.4.

5.1.6 Межвагонные сцепка и автосцепка должны:

- обеспечивать сопротивление усталости при малоцикловых и многоцикловых режимах нагружения;

- быть безопасными в течение срока службы;

- выдерживать эксплуатационные нагрузки и соответствовать требованиям, установленным в 5.2.3.

5.1.7 Демпфер, входящий в состав сцепки и автосцепки, должен:

- выдерживать воздействия и нагрузки, которым он может подвергаться в процессе эксплуатации;

- иметь характеристики, соответствующие перечислению а) 5.2.4;

- обеспечивать ресурс, соответствующий требованиям, установленным в перечислении в) 5.2.4.

5.1.8 Конструкция и установка сцепки и автосцепки на ПС метрополитена должны обеспечивать:

а) отсутствие касаний сцепки и автосцепки с элементами ПС, не предусмотренных конструкцией, и с элементами инфраструктуры метрополитена;

б) исключение самопроизвольного разъединения ПС метрополитена;

в) эвакуацию ПС метрополитена в экстренных случаях;

г) возможность отклонения сцепки и автосцепки вверх и вниз на угол, реализуемый при проходе сцепом вагонов по аппарели парома, рассчитанный методом, установленным ГОСТ 32700-2020 (А.7 приложения А).

     5.2 Требования к механическим свойствам, прочности и надежности

5.2.1 Детали сцепного устройства и его крепления к кузову должны быть рассчитаны на действие продольных усилий сжатия 500 кН и растяжения 350 кН. Напряжения при этом не должны превышать 0,9·

5.2.2 Ударная вязкость стали, из которой изготавливают корпус сцепки и автосцепки, при температуре минус 40°С должна быть: 25 Дж/см или 15 Дж/см.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs