В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 знание: Проверенный практикой результат познания действительности, ее достоверное отражение в мышлении человека.
3.2 интеллект: Совокупность умственных способностей человека, выражающаяся в познавательных возможностях, определяющая его готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
3.3 интеллектуализация: Выполнение деятельности с наиболее эффективным использованием ума (умственных способностей) человека.
3.4 информация: Сведения, сообщения о чем-либо или о ком-либо.
3.5 информационная деятельность: Деятельность с использованием каких-либо сведений, сообщений.
3.6
комбинативная информация: Интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация) визуального, аудиально-визуального, визуально-аудиального восприятия в компьютеризированном фраземно-фонемном, фонемно-фраземном информационном исполнении. [ГОСТ Р 43.0.18-2019, пункт 3.15] |
3.7 клиаратизированное: Что-либо выполняемое с пониманием.
3.8
лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящейся к лингвистике для языковой деятельности мышления человека. [ГОСТ Р 43.0.18-2019, пункт 3.17] |
3.9 лингвосемантизированная информационная деятельность: Деятельность, осуществляемая с применением семиотических лингвосемантизированных информационных образований в определенном чувственно воспринимаемом исполнении (например аудиальном, визуальном), в виде соответствующих грамматизированных сведений, сообщений, представленных в фонемном, фраземном, комбинативном информационном изложении.
3.10 логическое воображение: Воображение, осуществляемое при проведении информационной деятельности по логическим правилам.
3.11 логическое мышление: Мышление, осуществляемое при проведении информационной деятельности по логическим правилам.
3.12 мотив: То, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
3.13 мысль: То, что является результатом мышления; то, чем занят ум, о чем думает кто-либо.
3.14 мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности и делать выводы.
3.15 нооника: Область знаний о информационной, предметно-информационной деятельности, осуществляемой специалистами при проведении ими человекоинформационного взаимодействия с возникновением информационно-обменных процессов и образованием определенных систем "человек-информация", влияющих на результативность выполнения человекоинформационного взаимодействия.
3.16 ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизирован-ной по представлению информации (обеспечивающей понимаемое взаимодействие с ней человека), разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы.
3.17
ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений. [ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2 приложения А] |
3.18 обобщенность: Характеристика познания, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений.