Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 22.10.03-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ. РЕЗЕРВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Порядок создания

Safety in emergency. Emergency risk management. Reserves of financial resources of organizations for elimination of emergency situations. Order of creation



ОКС 13.200

Дата введения 2021-06-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2020 г. N 1409-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает порядок создания в организациях резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).

1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения организациями, независимо от организационно-правовой формы, которые владеют объектами капитального строительства и (или) линейными объектами (далее - объекты) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве административного управления, либо на ином законном основании, и для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резерв финансовых ресурсов).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.10.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения

ГОСТ Р 55201 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.10.01, ГОСТ Р 55201, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

линейные объекты: Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

[[1], статья 1]

3.2

объект капитального строительства: Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

[[1], статья 1]

3.3

чрезвычайная ситуация, ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

[[2], статья 1]



     4 Общие положения

4.1 Создание резервов финансовых ресурсов является одной из обязанностей организаций в соответствии с [2].

4.2 Организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации.

Рекомендуется выделять собственные денежные средства на отдельном расчетном счету организации в объеме не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта.

Максимальное значение размера резерва финансовых ресурсов не ограничивается.

4.3 Кроме выделения на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств (не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта) резерв финансовых ресурсов может создаваться следующими способами (или их комбинацией):

- оформлением банковской гарантии;

- оформлением кредитного соглашения;

- открытием депозитного вклада;

- размещением денежных средств на расчетном счете;

- заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

- иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Руководитель организации ежегодно самостоятельно определяет способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный объем.

4.4 Объектами, для которых выполняется расчет размера финансового резерва, являются:

- гидротехнические сооружения (ГТС);

- опасные производственные объекты (ОПО);

- особо опасные, технически сложные объекты;

- уникальные объекты.

4.5 Для иных объектов, не указанных в п.4.4, резерв финансовых ресурсов целесообразно устанавливать в размере 100000 рублей.

4.6 В настоящем стандарте все численные финансовые показатели представлены по состоянию на 2020 год и подлежат ежегодной корректировке с учетом инфляции с применением индекса-дефлятора "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования".

     5 Порядок определения размера резервов финансовых ресурсов

5.1 Резервы финансовых ресурсов формируются в размере максимально возможных затрат организации, необходимых для ликвидации вероятных последствий аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

5.2 Рекомендуемый образец формы представления расчета размера резерва финансовых ресурсов представлен в приложении А.

5.3 Ликвидация ЧС связана с выполнением основных видов работ, указанных в таблице 1.

Таблица 1 - Виды работ по ликвидации ЧС

N п/п

Виды работ

Перечень аварийно-спасательных работ

1

Ввод (вывод) сил и средств в зону (из зоны) ЧС

2

Поиск пострадавших в зоне ЧС

3

Деблокирование, извлечение и спасение пострадавших из аварийной среды

4

Первая помощь до оказания медицинской помощи

5

Локализация и ликвидация поражающих факторов источников ЧС

6

Эвакуация населения из зоны ЧС и его возвращение в места постоянного проживания

Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ

7

Устройство, разборка и демонтаж временных сооружений - дамб, плотин и каналов отвода водных, селевых, оползневых и других масс для защиты объектов, территорий и водозаборов, а также переправ и проходов для экстренной эвакуации

8

Восстановление по временной схеме объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры (при условии, что проводятся минимально необходимые работы, в результате которых объекты восстанавливают утраченную способность к функционированию, что указанные работы осуществляются до отмены режима ЧС и не потребуется изменение технических характеристик конструктивных элементов объектов после отмены режима чрезвычайной ситуации)

9

Подготовка объектов жилищного фонда и социально значимых объектов образования, здравоохранения и социальной поддержки населения к восстановительным работам (откачка воды, просушка помещений первых надземных, цокольных и подвальных этажей, обрушение и временное укрепление аварийных конструкций зданий и сооружений, вывоз мусора)

10

Восстановительные работы на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения (за исключением работ, связанных с внутренней отделкой помещений)

11

Санитарная очистка (обработка) и обеззараживание территории населенных пунктов, находящихся в зоне ЧС


Резерв финансовых ресурсов целесообразно использовать для покрытия затрат, возникающих в связи с выполнением основных видов работ по ликвидации ЧС.

Перечень затрат, возникающих при проведении работ по ликвидации ЧС, представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Виды затрат на работы по ликвидации ЧС

N п/п

Виды затрат

1

Стоимость электрической (и иной) энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварии

2

Стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварии (включая горюче-смазочные материалы, медицинские средства, специальное оборудование и т.п.)

3

Затраты на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии

4

Непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии

5

Затраты на развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для пострадавших граждан, а также персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварии

6

Расходы, связанные с привлечением в установленном порядке сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации ЧС

7

Оплата труда членов комиссии по расследованию аварии (в том числе командировочные расходы)

8

Затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии

9

Стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии, и оценку (в том числе экономическую) последствий аварии

10

Иные затраты, необходимые в связи с проведением мероприятий по ликвидации аварий и ЧС

5.4 Размер резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС вычисляют по формуле

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs