Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59005-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авиационная техника

КОМПЛЕКС ЛАБОРАТОРНЫЙ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЧНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Общие требования

Aviation technology. Research laboratory complex for aircraft robustness. General requirements



ОКС 49.100

Дата введения 2021-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Сибирский научно-исследовательский институт авиации им.С.А.Чаплыгина" (ФГУП "СибНИА им.С.А.Чаплыгина"), Союзом авиапроизводителей России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 603-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Объектом стандартизации является лабораторный комплекс в целом и отдельные лаборатории, предназначенные для проведения испытаний на статическую прочность, ресурс, аэроупругость, динамическую прочность посадочных устройств и др., с целью решения задач, направленных на разработку заключений о летной годности летательных аппаратов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требования настоящего стандарта выражаются в соответствующих величинах, указанных в единицах СИ.

Примечание - В связи с использованием в гражданской авиации значительного числа воздушных судов и оборудования зарубежного производства, в информационных целях в настоящем стандарте в скобках представлены единицы измерения в дюйм-фунтовой системе.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на лабораторный комплекс в целом и на отдельные лаборатории организаций, выполняющих испытания, связанные с ресурсом, статической прочностью, аэроупругостью, динамической прочностью посадочных устройств и др., для решения задач, направленных на разработку заключений о летной годности летательных аппаратов, а также устанавливает требования к помещению лабораторного комплекса и лабораторным помещениям.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 28840 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применен следующий термин:

3.1.1 аэроупругость: Взаимодействие аэродинамических, упругих и инерционных сил, вызывающих изменение и перераспределение аэродинамической нагрузки.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

lb/in - фунт на квадратный дюйм - давление;

lb - фунт - сила;

in - дюйм - линейный размер;

ft - фут - линейный размер;

°F - градус температуры по Фаренгейту.

3.3 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЛА - летательный аппарат;

НЛГС - нормы летной годности самолетов;

САУ - системы автоматического управления;

ИИС - информационно-измерительные системы.

     4 Основные положения


Целесообразность введения строго определенного состава лабораторного комплекса определяется необходимостью соблюдения технологической дисциплины проведения испытаний авиационной техники.

Настоящий стандарт устанавливает обязательный перечень специальных лабораторий для проведения испытаний. В настоящем стандарте определены необходимые технические требования к системам нагружения (гидроцилиндрам, генераторам колебаний, элементам передачи нагрузок, системам контроля и передачи данных).

     4.1 Основные задачи лабораторного комплекса

4.1.1 Лабораторный комплекс должен обеспечивать проведение испытаний авиационных конструкций и их элементов по четырем основным направлениям:

- статическая прочность (напряженное деформированное состояние, несущая способность, запас прочности);

- ресурс (усталостная долговечность, длина и скорость роста трещин, остаточная прочность);

- аэроупругость [динамическая: флаттер, автоколебания при взаимодействии упругого ЛА и системы автоматического управления (САУ), бафтинг, характеристики собственных колебаний ЛА и динамические нагрузки от порывов ветра, параметрическое возбуждение колебаний; статическая: дивергенция несущих поверхностей, реверс органов управления];

- динамическая прочность посадочных устройств (работоемкость и многократные сбросы опор шасси; переезд неровностей; шимми колес, в том числе. При свободном ориентировании, управлении, взлете и посадке, переходных режимах, при отказных режимах; автоколебания при торможении, наличии люфтов и др.; ресурсные и повторно-статические испытания стоек шасси; испытания опор шасси на уборку-выпуск и развороты).

     4.2 Состав лабораторного комплекса

4.2.1 Лабораторный комплекс должен иметь в своем составе следующие лаборатории:

- лаборатория статических испытаний натурных авиационных конструкций;

- лаборатория испытаний на статическую прочность и устойчивость авиационных материалов и элементов авиационных конструкций;

- лаборатория испытаний на ползучесть и длительную прочность;

- лаборатория ресурсных испытаний натурных авиационных конструкций;

- лаборатория испытаний на усталость и живучесть элементов авиационных конструкций;

- лаборатория испытаний на сопротивление усталости авиационных материалов;

- лаборатория для исследования аэроупругости;

- лаборатория для исследования динамической прочности посадочных устройств (опор шасси);

- лаборатория метрологического обеспечения испытаний.

4.2.2 Комплексы лабораторий:

- лаборатория статических испытаний натурных авиационных конструкций (лаборатория ресурсных испытаний натурных авиационных конструкций);

- лаборатория испытаний на статическую прочность и устойчивость авиационных материалов и элементов авиационных конструкций (лаборатория испытаний на сопротивление усталости авиационных материалов и элементов авиационных конструкций);

- для предприятий, не проводящих полный комплекс прочностных исследований, допускается иметь отдельные из перечисленных лабораторий.

4.2.3 Для обслуживания испытательных стендов и подготовки к испытаниям лаборатории должны иметь в своем составе:

- участок метрологического обеспечения испытаний, оснащенный рабочими эталонами для поверки и калибровки, включающий группу поверки средств измерений и группу по ремонту средств измерений;

- механическую мастерскую;

- препараторскую;

- гидравлическую мастерскую;

- мастерскую по ремонту электромеханического оборудования;

- электроцех;

- склад материалов и оснастки;

- транспортный участок;

- помещение многоканальной системы управления;

- энергетические установки;

- центральную маслонасосную станцию либо индивидуальные маслонасосные станции;

- участок физико-химических исследований;

- участок неразрушающего контроля;

- автоматизированную систему управления экспериментальными исследованиями;

- измерительно-информационную систему;

- пультовую управления экспериментом;

- группу обработки результатов эксперимента;

- силовое оборудование;

- гидравлическое оборудование;

- рабочие средства измерения и контроля;

- участок испытания силового и гидравлического оборудования;

- слесарный участок монтажа;

- сварочный участок;

- столярную или модельную мастерскую;

- оборудование для наклейки и монтажа тензорезисторов и термопар;

- грузоподъемное и транспортное оборудование;

- систему связи.

     4.3 Общие требования к помещениям лабораторий

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs