• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил

ГОСТ Р ИСО 45001-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Требования и руководство по применению

Occupational health and safety management systems. Requirements with guidance for use


ОКС 13.100

Дата введения 2021-04-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (Ассоциация "Русский Регистр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 581-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 45001:2018 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению" (ISO 45001:2018 "Occupational health and safety management systems - Requirements with guidance for use", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

0.1 Общие сведения

Организация несет ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех, на кого так или иначе влияет деятельность организации. Эта ответственность распространяется на поддержание и защиту их физического и умственного здоровья.

Применение системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) нацелено на то, чтобы дать возможность организации обеспечить безопасные в плане здоровья и условий труда рабочие места, предотвратить производственные травмы и ущерб, а также постоянно улучшать показатели в области ОЗБТ.

0.2 Цель системы менеджмента ОЗБТ

Назначение системы менеджмента ОЗБТ состоит в том, чтобы обеспечить среду для управления рисками и возможностями в области ОЗБТ. Целью и ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья сотрудников, а также обеспечение безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест; соответственно, крайне важно для организации исключить или минимизировать риски в области ОЗБТ за счет принятия результативных предупреждающих и защитных мер.

При осуществлении таких мер организацией в рамках ее системы менеджмента ОЗБТ улучшаются ее показатели в области ОЗБТ. Система менеджмента ОЗБТ может быть гораздо результативнее и эффективнее, если заранее предпринимать действия по реализации возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ.

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ, соответствующей настоящему стандарту, позволит организации управлять рисками в области ОЗБТ и улучшать показатели в области ОЗБТ. Система менеджмента ОЗБТ может помочь организации выполнять законодательные и иные требования.

0.3 Факторы успеха

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ является стратегическим и оперативным решением для организации. Успех системы менеджмента ОЗБТ зависит от лидерства, обязательств и участия на всех уровнях и от взаимодействия всех функций организации.

Реализация и поддержание системы менеджмента ОЗБТ, ее результативность и способность достигать ожидаемых результатов зависят от определенного числа ключевых факторов, которые могут включать в себя следующее:

a) лидерство, приверженность, ответственность и подотчетность высшего руководства;

b) формирование, продвижение и поощрение высшим руководством в организации корпоративной культуры, которая обеспечивает поддержку запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ;

c) обмен информацией;

d) консультации и участие работников и представителей работников при их наличии;

e) выделение необходимых ресурсов для обеспечения системы;

f) политики в области ОЗБТ, которые согласованы с общими стратегическими целями и направлением развития организации;

g) результативный(ые) процесс(ы) идентификации опасностей, управления рисками в области ОЗБТ и реализации возможностей в области ОЗБТ;

h) постоянную оценку и мониторинг показателей системы менеджмента ОЗБТ с целью их улучшения;

i) интеграцию системы ОЗБТ в бизнес-процессы организации;

j) цели в области ОЗБТ, которые согласованы с политиками в области ОЗБТ и учитывают опасности, риски и возможности в области ОЗБТ, существующие в организации;

k) соответствие законодательным и иным требованиям.

Успешное внедрение положений настоящего стандарта может быть использовано организацией, чтобы дать работникам и другим заинтересованным сторонам уверенность в том, что результативная система менеджмента ОЗБТ внедрена. Принятие настоящего стандарта, однако, не дает само по себе гарантии предупреждения производственных травм и ухудшения здоровья работников, обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест, а также улучшения показателей в области ОЗБТ.

Уровень детализации, сложность, объем документированной информации и необходимых ресурсов для гарантии успеха системы менеджмента ОЗБТ организации будут зависеть от определенного числа факторов, таких как:

- среда организации (например, число работников, размер, географическое расположение, корпоративная культура, законодательные и иные требования);

- область применения системы менеджмента ОЗБТ организации;

- характер деятельности организации и связанных с ней рисков в области ОЗБТ.

0.4 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA)

Основу подхода к системе менеджмента ОЗБТ, реализуемого в настоящем стандарте, составляет концепция цикла "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA).

Концепция PDCA заключается в повторяющемся процессе, применяемом организацией для достижения постоянного улучшения. Она может применяться к системе менеджмента в целом и к каждому отдельному элементу следующим образом:

a) Планируй: выявлять и оценивать риски и возможности в области ОЗБТ, а также иные риски и возможности, устанавливать цели в области ОЗБТ и процессы, необходимые для получения результатов в соответствии с политикой ОЗБТ;

b) Делай: выполнять процессы, как запланировано;

c) Проверяй: вести мониторинг и измерять результаты деятельности и процессов с учетом политики и целей в области ОЗБТ, а также сообщать о результатах;

d) Действуй: предпринимать действия для постоянного улучшения показателей в области ОЗБТ, чтобы достичь ожидаемых результатов.

Структура настоящего стандарта основывается на концепции цикла PDCA, как показано на рисунке 1.

ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению


Примечание - Числа, указанные в скобках, представляют собой ссылки на соответствующие разделы настоящего стандарта.

Рисунок 1 - Связь цикла PDCA и структуры настоящего стандарта

0.5 Содержание настоящего стандарта

Настоящий стандарт соответствует требованиям ИСО к стандартам на системы менеджмента. Эти требования включают в себя структуру высокого уровня, идентичный основной текст и общие термины с основными определениями, ориентированные на пользователей, внедряющих несколько стандартов ИСО на системы менеджмента.

Настоящий стандарт не содержит требований, специфичных для других объектов управления, например качества, социальной ответственности, экологии, безопасности или финансов, но его элементы могут быть согласованы или объединены с элементами других систем менеджмента.

Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть использованы организацией для внедрения системы менеджмента ОЗБТ и оценки соответствия. Организация, которая хочет продемонстрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это посредством:

- проведения самооценки или самодекларации;

- обращения за подтверждением соответствия к сторонам, заинтересованным в организации, например потребителям;

- обращения за подтверждением результатов самодекларации к внешним сторонам;

- сертификации/регистрации ее системы менеджмента ОЗБТ внешней организацией.

Разделы 1-3 определяют область применения, нормативные ссылки, термины и определения, которые используются в настоящем стандарте, а разделы 4-10 содержат требования, которые должны быть использованы для оценки соответствия настоящему стандарту. Приложение А предоставляет пояснения этих требований. Термины и определения, приведенные в разделе 3, расположены в семантическом порядке, а алфавитный перечень приведен в конце настоящего стандарта. В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

a) "должен" указывает на требование;

b) "следует" указывает на рекомендацию;

c) "могло бы" указывает на разрешение;

d) "может" указывает на возможность или способность.

Информация, оформленная как "примечание", приведена для понимания или разъяснения соответствующего требования. Примечания к определению, приведенные в разделе 3, содержат дополнительную информацию, которая дает более подробные сведения о термине и может описывать условия, относящиеся к его применению.

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) и содержит руководства по их применению в целях возможного обеспечения организацией безопасных и благоприятных условий труда и предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья, а также принятия предупреждающих мер по улучшению показателей в области ОЗБТ.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая планирует разработать, внедрить и поддерживать систему менеджмента ОЗБТ для улучшения состояния в сфере охраны здоровья и безопасности труда, исключения опасностей и минимизации рисков в области ОЗБТ (включая "слабые места" системы), реализации возможностей в сфере ОЗБТ, а также принятия мер в отношении несоответствий требованиям системы менеджмента ОЗБТ, связанных с деятельностью организации.

Соблюдение требований настоящего стандарта помогает организации достигать ожидаемых от ее системы менеджмента ОЗБТ результатов. В соответствии с политикой организации в области ОЗБТ ожидаемые результаты в области ОЗБТ включают в себя:

a) постоянное улучшение показателей в области ОЗБТ;

b) выполнение законодательных и иных требований;

c) достижение целей в области ОЗБТ.

Настоящий стандарт предназначен для применения в любой организации, независимо от ее размера, типа и видов деятельности. Стандарт применяется к рискам в области ОЗБТ, находящимся под управлением организации, принимая во внимание такие факторы, как среда, в которой функционирует организация, а также потребности и ожидания ее работников и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт не устанавливает специфичных критериев для показателей ОЗБТ и требований относительно структуры системы менеджмента ОЗБТ.

Настоящий стандарт дает возможность организации посредством ее системы менеджмента ОЗБТ интегрировать другие аспекты, касающиеся охраны здоровья и безопасности труда, такие как здоровье/хорошее самочувствие работника.

Настоящий стандарт не рассматривает такие вопросы, как безопасность продукции, повреждение собственности или воздействие на окружающую среду вне рисков, которые они представляют для работников и других соответствующих заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт может быть применим в целом или частично для систематического улучшения менеджмента в сфере охраны здоровья и безопасности труда. Однако заявления о соответствии настоящему стандарту неприемлемы до тех пор, пока все его требования не реализованы в рамках системы менеджмента ОЗБТ организации и выполняются без исключений.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для применения в сфере стандартизации по следующим адресам:

- платформа онлайн-просмотра ИСО доступна по ссылке: https://www.iso.org/obp;

- Электропедия МЭК доступна по ссылке: http://www.electropedia.org/.

3.1 организация (organization): Лицо или группа лиц, обладающая своими собственными функциями с обязанностями, полномочиями и взаимосвязями для достижения своих целей (3.16).

Примечания

1 Термин "организация" включает в себя, но не ограничивается, следующие примеры: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительная организация или учреждение, часть или комбинация всего перечисленного, имеющие или не имеющие статус юридического лица, государственные или частные.

2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.2 заинтересованная сторона (предпочтительный термин), стейкхолдер (допустимый термин) (interested party, stakeholder): Лицо или организация (3.1) которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.3 работник (worker): Лицо, выполняющее работу или должностные обязанности под управлением организации (3.1).

Примечания

1 Лица, выполняющие работу или свои должностные обязанности в рамках различных соглашений, с оплатой или без оплаты, например на постоянной основе или временно, периодически или сезонно, от случая к случаю или на основе частичной занятости.

2 Термин "работник" включает в себя высшее руководство (3.12), руководителей других уровней и рядовых работников.

3 Работа или должностные обязанности, осуществляемые под управлением организации, могут выполняться работниками самой организации, работниками внешних поставщиков, подрядчиками, физическими лицами, работниками, предоставленными агентствами, а также другими лицами в том объеме, в котором организация контролирует их работу или должностные обязанности в соответствии со средой организации.

3.4 участие (participation): Вовлечение в процесс принятия решений.

Примечание - Участие включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопасности труда, а также представителей работников при их наличии.

3.5 консультация (consultation): Выявление точек зрения перед принятием решения.

Примечание - Консультация включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопасности труда, а также представителей работников при их наличии.

3.6 рабочее место (workplace): Место, находящееся под контролем организации (3.1), оборудованное для выполнения работы.

Примечание - Ответственность организации в рамках системы менеджмента ОЗБТ (3.11) в отношении рабочего места зависит от степени контроля над ним.

3.7 подрядчик (contractor): Внешняя организация (3.1), предоставляющая услуги организации в соответствии с согласованными требованиями, сроками и условиями.

Примечание - Услуги могут также включать в себя строительные работы.

3.8 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1 "Обычно предполагается" означает, что это специфическая или общепринятая практика для организации (3.1) и заинтересованных сторон (3.2), когда рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.

2 Установленным требованием является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.24).

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.9 законодательные и иные требования (legal requirements and other requirements): Законодательные требования, которым организация (3.1) должна соответствовать, и иные требования (3.8), которые организация должна выполнять или выбрала сама для выполнения.

Примечания

1 В целях настоящего стандарта законодательные и иные требования являются требованиями, существенными для системы менеджмента ОЗБТ (3.11).

2 Законодательные и иные требования включают в себя положения в коллективных договорах.

3 Законодательные и иные требования включают в себя требования, которые определяют лиц, являющихся представителями работников (3.3) в соответствии с законодательными и нормативными актами, коллективными договорами и принятой практикой.

3.10 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.14), целей (3.16) и процессов (3.25) для достижения этих целей.

Примечания

1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности.

2 Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, оценку и улучшение показателей.

3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные и идентифицированные функции организации, определенные и идентифицированные части организации, одну или более функций в группе организаций.

4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 2 к определению было модифицировано для разъяснения некоторых более широких элементов системы менеджмента.

3.11 система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда; система менеджмента ОЗБТ (occupational health and safety management system, OH&S management system): Система менеджмента (3.10) или часть системы менеджмента, применяемая для выполнения политики ОЗБТ (3.15).

Примечания

1 Ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья (3.18) работников (3.3) и обеспечение в плане здоровья и условий труда рабочих мест (3.6).

2 Термин "охрана здоровья и безопасность труда" имеет то же значение, что и "безопасность труда и охрана здоровья".

3.12 высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, которая направляет и управляет организацией (3.1) на высшем уровне.

Примечания

1 Высшее руководство обладает правом делегировать полномочия и обеспечивать ресурсами в пределах организации при условии сохранения конечной ответственности за систему менеджмента ОЗБТ (3.11).

2 Если область применения системы менеджмента (3.10) охватывает только часть организации, тогда термин "высшее руководство" относится к тем, кто управляет этой частью организации.

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 1 к определению было модифицировано для разъяснения ответственности высшего руководства в отношении системы менеджмента ОЗБТ.

3.13 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.14 политика (policy): Намерения и направление развития организации (3.1), официально сформулированные высшим руководством (3.12).

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.15 политика в области охраны здоровья и безопасности труда; политика в области ОЗБТ (occupational health and safety policy, OH&S policy): Политика (3.14) для предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья (3.18) работников (3.3) и обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест (3.6).

3.16 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечания

1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.

2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях [например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.25)].

3 Цель может быть выражена разными способами, например в виде ожидаемого результата, намерения, критерия работы, цели в области ОЗБТ (3.17) или другими словами со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина, задача).

4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Исходное примечание 4 было удалено ввиду отдельного определения термина "цель в области ОЗБТ" в 3.17.

3.17 цель в области охраны здоровья и безопасности труда; цель в области ОЗБТ (occupational health and safety objective, OH&S objective): Цель (3.16), установленная организацией (3.1) для достижения конкретных результатов в соответствии с политикой ОЗБТ (3.15).

3.18 травма и ущерб здоровью (injury and ill health): Негативное влияние на физическое, психическое или умственное состояние человека.

Примечания

1 Эти негативные влияния могут включать в себя профессиональное заболевание, болезнь и смерть.

2 Термин "травма и ущерб здоровью" подразумевает наличие травмы или ухудшения здоровья как по отдельности, так и вместе.

3.19 опасность (hazard): Обстоятельство, которое может привести к получению травмы и ущербу для здоровья (3.18).

Примечание - Опасности могут включать в себя ситуации, потенциально ведущие к причинению вреда или возникновению опасных ситуаций или обстоятельств, способных привести к травме или ухудшению здоровья.

3.20 риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечания

1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.

2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.

3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.

4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.

5 В настоящем стандарте при использовании термина "риски и возможности" подразумеваются риски (3.21) и возможности (3.22) в области ОЗБТ, а также другие риски и возможности для системы менеджмента.

6 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Термин "риски и возможности" был модифицирован посредством добавления примечания 5 к определению для использования в настоящем стандарте.

3.21 риск в области охраны здоровья и безопасности труда; риск в области ОЗБТ (occupational health and safety risk, OH&S risk): Комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья (3.18), которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями).

3.22 возможность в области охраны здоровья и безопасности труда; возможность в области ОЗБТ (occupational health and safety opportunity, OH&S opportunity): Обстоятельство или совокупность обстоятельств, которые могут вести к улучшению показателей ОЗБТ (3.28).

3.23 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.24 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.

Примечания

1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.

2 Документированная информация может относиться:

a) к системе менеджмента (3.10), включая соответствующие процессы (3.25);

b) информации, созданной для функционирования организации (документация);

c) свидетельствам достигнутых результатов (записи).

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.26 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.25).

Примечание - Процедуры могут быть документированными или нет.

3.27 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.

Примечания

1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным. Результаты могут быть определены и оценены количественными и качественными методами.

2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту деятельности, процессам (3.25), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1).

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 1 к определению было модифицировано для разъяснения типов методов, которые могут быть использованы для определения и оценки результатов.

3.28 показатель деятельности в области охраны здоровья и безопасности труда; показатель деятельности в области ОЗБТ (occupational health and safety performance, OH&S performance): Показатель деятельности (3.27), связанный с результативностью (3.13) предотвращения травм и ущерба для здоровья (3.18) работников (3.3) и обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест (3.6).

3.29 передать на аутсорсинг (глагол) (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функций или процессов (3.25) организации.

Примечания

1 Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.10), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения.

2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.30 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.25) или деятельности.

Примечания

1 Для определения статуса может возникнуть необходимость проверки или критического наблюдения.

2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.31 измерение (measurement): Процесс (3.25) определения величины.

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.32 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.25) получения объективных свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

Примечания

1 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комбинированным (совмещающим две или более дисциплины).

2 Внутренний аудит проводится самой организацией (3.1) или внешней стороной от ее имени.

3 Термины "свидетельства аудита" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.

4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.33 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.8).

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.34 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.8).

Примечания

1 Несоответствие относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям системы менеджмента ОЗБТ (3.11), которые организация (3.1) установила для себя.

2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 1 к определению было добавлено для разъяснения связи несоответствий с требованиями настоящего стандарта, а также собственными требованиями организации к ее системе менеджмента ОЗБТ.

3.35 инцидент (incident): Событие, возникающее в связи или в процессе работы, которое может приводить или приводит к травмам и ущербу для здоровья (3.18).

Примечания

1 Инцидент, приведший к травме и ущербу для здоровья, в некоторых случаях называется "несчастный случай".

2 Инцидент, не приведший к травме и ущербу для здоровья, но который мог привести к ним, называется "предпосылка к инциденту", "угроза инцидента", "опасная ситуация".

3 Несмотря на то что с инцидентом может быть связано одно или более несоответствий (3.34), инцидент может произойти и в случае отсутствия несоответствия.

3.36 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причин(ы) несоответствия (3.34) или инцидента (3.35) и предупреждения его повторного возникновения.

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Термин был модифицирован для включения ссылки на "инцидент", т.к. инциденты являются ключевым фактором охраны здоровья и безопасности труда, при этом деятельность по устранению инцидентов, также как и несоответствий, заключается во внедрении корректирующих действий.

3.37 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению функционирования (3.27).

Примечания

1 Улучшение функционирования относится к использованию системы менеджмента ОЗБТ (3.11) для улучшения общего функционирования ОЗБТ (3.28) в соответствии с политикой в области ОЗБТ (3.15) и целями в области ОЗБТ (3.17).

2 Термин "постоянное" не подразумевает непрерывность, поэтому деятельность не обязательно должна осуществляться одновременно во всех областях.

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Были добавлены примечания 1 и 2 к определению: примечание 1 - для разъяснения значения термина "функционирование" в среде системы менеджмента ОЗБТ; примечание 2 - для разъяснения значения термина "постоянное".

4 Среда организации

4.1 Понимание организации и ее среды


Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее цели и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) системы менеджмента ОЗБТ.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон


Организация должна определить:

a) другие заинтересованные стороны, кроме работников, имеющие отношение к системе менеджмента ОЗБТ;

b) соответствующие потребности и ожидания (т.е. требования) работников и других заинтересованных сторон;

c) какие из этих потребностей и ожиданий стали или могли бы стать законодательными и иными требованиями.

4.3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ


Организация должна определить границы и применимость системы менеджмента ОЗБТ, чтобы установить ее область применения.

При определении этой области организация должна:

a) учесть внешние и внутренние факторы, приведенные в 4.1;

b) принять во внимание требования, приведенные в 4.2;

c) принять во внимание планируемые или осуществляемые меры, связанные с производством.

Система менеджмента ОЗБТ должна включать в себя виды деятельности, продукцию и услуги в рамках контроля или влияния организации, которые могут влиять на показатели ОЗБТ организации.

Область применения должна быть представлена как документированная информация.

4.4 Система менеджмента ОЗБТ


Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему менеджмента ОЗБТ, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5 Лидерство и участие работников

5.1 Лидерство и приверженность


Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента ОЗБТ посредством:

a) принятия общей ответственности за предупреждение производственных травм и ухудшения здоровья, а также обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест и видов деятельности;

b) гарантии того, что политика в области ОЗБТ и связанные с ней цели в области ОЗБТ установлены и согласуются с направлением стратегического развития организации;

c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента ОЗБТ в бизнес-процессы организации;

d) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента ОЗБТ;

e) информирования о важности результативного менеджмента ОЗБТ и соответствия требованиям системы менеджмента ОЗБТ;

f) обеспечения того, что система менеджмента ОЗБТ достигает ожидаемых результатов;

g) руководства и поддержки вклада персонала в результативность системы менеджмента ОЗБТ;

h) обеспечения и поощрения постоянного улучшения;

i) поощрения демонстрации лидерства на различных уровнях управления в границах установленной ответственности;

j) создания, демонстрации личным примером и поощрения в организации корпоративной культуры, которая обеспечивает поддержку достижения системой менеджмента ОЗБТ ожидаемых результатов;

k) защиты сотрудников от наказания при сообщении об инцидентах, опасностях, рисках и возможностях;

I) обеспечения организацией разработки и внедрения процесса(ов) консультаций и участия сотрудников организации (см. 5.4);

m) поддержки в учреждении и функционировании комитетов по охране здоровья и безопасности труда [см. 5.4 е) 1)].

Примечание - Термин "бизнес" в настоящем стандарте может интерпретироваться широко, обозначая ту деятельность, которая является основной с точки зрения целей организации.

5.2 Политика в области ОЗБТ


Высшее руководство должно разработать, внедрить и поддерживать политику в области ОЗБТ, которая:

a) включает в себя обязательство обеспечить безопасные и благоприятные условия труда для предупреждения производственных травм и ущерба для здоровья, а также соответствует целям, размеру и среде организации и характеру рисков и возможностей в области ОЗБТ, свойственных организации;

b) обеспечивает основу для установления целей в области ОЗБТ;

c) включает обязательство выполнения законодательных и иных требований;

d) включает обязательство исключать опасности и снижать риски в области ОЗБТ (см. 8.1.2);

e) включает обязательство постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ;

f) включает обязательство консультаций с работниками и участия их и представителей работников при их наличии.

Политика в области ОЗБТ должна быть:

- оформлена как документированная информация;

- доведена до сведения работников организации;

- доступна соответствующим заинтересованным сторонам по мере возможности;

- актуальной и соответствующей.

5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации


Высшее руководство должно гарантировать, что ответственность и полномочия для соответствующих функций в рамках системы менеджмента ОЗБТ распределены и доведены до сведения на всех уровнях организации и поддерживаются в виде документированной информации. Работники на каждом уровне организации должны принять на себя ответственность за те аспекты системы менеджмента ОЗБТ, которые находятся под их контролем.

Примечание - Несмотря на то что ответственность и полномочия могут быть распределены, высшее руководство остается ответственным за функционирование системы менеджмента ОЗБТ.

Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия:

a) для обеспечения соответствия системы менеджмента ОЗБТ требованиям настоящего стандарта;

b) отчетности о функционировании системы менеджмента ОЗБТ высшему руководству.

5.4 Консультации и участие работников


Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процесс(ы) консультаций с работниками и их участия на всех соответствующих уровнях и для всех функций, а также, при их наличии, участия представителей работников в разработке, планировании, внедрении, оценке показателей и действиях по улучшению системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должна:

a) предоставлять механизмы, время, подготовку и ресурсы, необходимые для консультаций и участия.

Примечание - Наличие представителей работников может быть таким механизмом для консультаций и участия;

b) обеспечить своевременный доступ к четкой, понятной и актуальной информации о системе менеджмента ОЗБТ;

c) определить и устранить препятствия или барьеры для участия и минимизировать те из них, которые не могут быть устранены.

Примечание - Препятствия или барьеры могут включать в себя отсутствие ответной реакции на предложения или иную информацию от работника, барьеры, связанные с языком или уровнем грамотности, санкции или угрозы санкций, а также политики или практики, которые препятствуют участию работника или допускают его наказание за участие;

d) акцентировать внимание на консультациях с рядовыми работниками по следующим вопросам:

1) определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (см. 4.2);

2) разработка политики в области ОЗБТ (см. 5.2);

3) распределение организационных функций, ответственности и полномочий, насколько это применимо (см. 5.3);

4) определение способа соответствия законодательным и другим требованиям (см. 6.1.3);

5) установление целей в области ОЗБТ и планирование их достижения (см. 6.2);

6) определение применимых средств управления при аутсорсинге, закупках и для подрядчиков (см. 8.1.4);

7) определение потребностей, подлежащих мониторингу, измерению и оценке (см. 9.1);

8) планирование, разработка, внедрение и управление программой(ами) аудита (см. 9.2.2);

9) обеспечение постоянного улучшения (см. 10.3);

e) акцентировать внимание на участии рядовых работников в следующем:

1) определении механизмов для их участия и консультаций с ними;

2) выявлении опасностей и оценке рисков и возможностей (см. 6.1.1, 6.1.2);

3) определении действий по исключению опасностей и снижению рисков в области ОЗБТ (см. 6.1.4);

4) выявлении требований к компетентности, потребностей в подготовке, в самой подготовке и оценке результатов подготовки (см. 7.2);

5) определении потребностей, о которых необходимо информировать, и способов информирования (см. 7.4);

6) определении средств управления и их результативного внедрения и применения (см. 8.1, 8.1.3, 8.2);

7) расследовании инцидентов и несоответствий и определении корректирующих действий (см. 10.2).

Примечания

1 Положение, подчеркивающее необходимость консультаций и участия рядовых работников, ориентировано на применение его к лицам, осуществляющим трудовую деятельность, но не предполагает исключения, например, руководителей, на которых влияет трудовая деятельность или другие факторы в организации.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению

Название документа: ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению

Номер документа: ИСО 45001-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 28 августа 2020

Дата начала действия: 01 апреля 2021