Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 18243-2020 Мотоциклы и мопеды на электрической тяге. Требования безопасности литий-ионных батарейных систем и методы испытаний

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями. ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Электропедия IEC: доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.

3.1 блок контроля и управления батареи; БКУ (battery control unit; BCU): Электронное устройство, с использованием которого осуществляются контроль, управление, диагностика или вычисление электрических и температурных параметров батарейной системы, а также обмен информацией между батарейной системой и другими устройствами контроля и управления мопеда или мотоцикла.

3.2 батарейный блок (battery pack): Устройство накопления энергии, в которое включены аккумуляторы или аккумуляторные сборки, соединенные, как правило, с электронным блоком аккумуляторов, электрические высоковольтные цепи, устройство защиты от перегрузки по току, а также электрические соединители и интерфейс для внешних систем (например, охлаждение, электрический высоковольтный контур, вспомогательный низковольтный контур, коммуникационные системы).

Примечание - См. также приложение А (подраздел А.2).

3.3 батарейная система (battery system): Устройство накопления энергии, в которое включены аккумуляторы, аккумуляторные сборки или батарейный(е) блок(и), а также электрические цепи и электронные устройства (например, блок контроля и управления батареей, контакторы).

Примечание - См. также приложение А (пункты А.3.1 и А.3.2). Компоненты батарейной системы могут быть размещены в различных частях и устройствах транспортного средства.

3.4 емкость (capacity): Общее количество ампер-часов, которое может быть получено от полностью заряженного батарейного блока при определенных условиях.

3.5 электронный блок аккумуляторов (cell electronics): Электронное устройство, с использованием которого могут фиксироваться, а также отслеживаться температурные и электрические параметры аккумуляторов или аккумуляторных сборок и в которое при необходимости встроена электронная часть для балансировки аккумуляторов.

Примечание - Электронный блок может включать в себя контроллер аккумулятора. Функцией балансировки аккумуляторов могут управлять как электронный блок аккумулятора, так и блок контроля и управления батареей.

3.6 энергетическая эффективность заряда-разряда (energy round trip efficiency): Отношение количества общей энергии постоянного тока, отданной испытуемым устройством при разряде в процессе испытания, к суммарному количеству энергии постоянного тока, требуемой для восстановления начальной степени заряженности при стандартном заряде.

3.7 нормированная емкость (rated capacity): Указанное изготовителем совокупное количество электричества, А·ч, которое может быть получено от полностью заряженного батарейного блока или системы при заданных условиях испытаний, таких как режим разряда, температура и конечное напряжение разряда.

3.8 комнатная температура; КТ (room temperature; RT): Температура, равная (25±2)°С.

3.9 объект испытаний; ОИ (device under test; DUT): Батарейный блок или система.

3.10 знак тока батареи (sign of battery current): Знак тока, проходящего через батарею: ток разряда батареи принят как положительный, ток заряда батареи - как отрицательный.

3.11 степень заряженности; СЗ (state of charge; SOC): Значение доступной емкости батарейного блока или системы, отнесенное к значению нормированной емкости и выраженное в процентах.

3.12 стандартный дозаряд; ДЗС (standard charge for top off, SCH): Дополнительный заряд, исключающий возможное уменьшение степени заряженности после стандартного заряда при комнатной температуре с последующим приведением к тепловому равновесию при различных температурах.

3.13 напряжение класса A (voltage class А): Элемент классификации электрических компонентов или цепей по напряжению, для которого максимальное рабочее напряжение - не более 30 В (среднеквадратическое значение) переменного тока или не более 60 В постоянного тока.

Примечание - Более подробную информацию см. в ИСО 6469-3.

3.14 напряжение класса В (voltage class В): Элемент классификации электрических компонентов или цепей по напряжению, для которого максимальное рабочее напряжение - более 30 В, но не более 1000 В (среднеквадратическое значение) переменного тока или более 60 В, но не более 1500 В постоянного тока.

3.15 максимальное рабочее напряжение (maximum working voltage): Наибольшее значение напряжения переменного тока (среднеквадратическое значение) или постоянного тока, которое может возникнуть в электрической системе при любых нормальных режимах эксплуатации в соответствии с техническими спецификациями изготовителя без учета переходных процессов.

3.16 сопротивление изоляции (isolation resistance): Сопротивление между частями электрической цепи напряжения класса В и электрическим шасси, а также системой с напряжением класса А.

3.17 разрыв (rupture): Потеря механической целостности корпуса объекта испытаний, приводящая к появлению открытых мест на нем, в результате чего нарушается степень защиты IPXXB в соответствии с ИСО 20653.

3.18 взрыв (explosion): Внезапное высвобождение энергии, достаточное для того, чтобы вызвать взрывную волну и/или образование осколков, которые могут привести к структурным и/или физическим повреждениям устройств, расположенных вблизи испытуемого устройства.

Примечание - Кинетической энергии осколков, разлетающихся от батарейного модуля или системы, может быть достаточно, чтобы привести к повреждению объектов снаружи батарейной системы.

3.19 горение (fire): Непрерывное излучение пламени от объекта испытаний (более 1 с).

Примечание - Искры и электрическую дугу не рассматривают как горение.