Статус документа
Статус документа

ПНСТ 444-2020
(ИСО 37154:2017)



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Информационные технологии

УМНЫЙ ГОРОД

Руководящие указания по передовой практике в области перевозок

Information technology. Smart city. Best practice guidelines for transportation



OKC 13.020.20

          35.240.99

Срок действия с 2021-01-01
до 2024-01-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Акционерным обществом "Российская венчурная компания" (АО "РВК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 194 "Кибер-физические системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 53-пнст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 37154:2017* "Инфраструктуры умного сообщества. Руководящие указания по передовой практике в области перевозок" (ISO 37154:2017 "Smart community infrastructures - Best practice guidelines for transportation", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**. Внесение указанных технических отклонений направлено на учет потребностей национальной экономики Российской Федерации.     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", 2 "Нормативные ссылки" и приложении ДА приводятся обычным шрифтом, отмеченные в разделе "Предисловие" знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.



Сведения о соответствии ссылочного национального стандарта международному стандарту, использованному в качестве ссылочного в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за установление подлинности каких-либо или всех таких патентных прав

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011** (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 121205 Москва, Инновационный центр Сколково, улица Нобеля, д.1, e-mail: info@tc194.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 123112 Москва, Пресненская набережная, дом.10, строение 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Хорошо функционирующая инфраструктура, важнейшими элементами которой являются энергетика, водоснабжение и водоотведение, удаление твердых отходов, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и транспорт, имеет решающее значение для качества жизни и экономической эффективности любого города или населенного пункта. Перевозки играют очень заметную роль в жизни жителей, обеспечивая людям возможность работать, вовлекаться в общественную деятельность, участвовать в торговле и получать доступ к культурным учреждениям и другим удобствам, которые предлагает город. Кроме того, транспортные сети необходимы для распределения товаров по всему городу или региону. Неадекватные или плохо спроектированные транспортные системы могут привести к значительным экономическим издержкам из-за потери производительности, воздействия на окружающую среду и проблем со здоровьем.

Функции и услуги, предоставляемые такими инфраструктурами, предназначены для оказания помощи жителям городов в бизнесе и жизни, а также для стимулирования деятельности по продвижению их бизнеса и улучшению их жизни путем предоставления возможностей для приезда, пребывания и перемещения в пределах/за пределами городов. Люди не хотят проводить все свое время дома или в офисе, даже если усовершенствованные ИКТ дадут им возможность заниматься бизнесом или действовать в любом месте и в любое время без переезда.

Транспортные сети могут быть очень сложными и включать различные типы транспортных средств: метрополитен, наземный городской пассажирский транспорт, автомобили, самолеты, корабли, паромы и средства новой мобильности. В частности, перевозки, обслуживаемые для внутригородского/междугороднего сообщения пригородным железнодорожным транспортом, междугородним железнодорожным транспортом, высокоскоростным железнодорожным транспортом, метро, трамваями, монорельсовым транспортом, легким железнодорожным транспортом, автоматизированными путевыми системами, автобусами, грузовиками, паромами и воздушными транспортными средствами, популярны и удобны для людей, в том числе инвалидов, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, работающих или живущих в городах и приезжающих туда или из них. Это связано с тем, что такие транспортные средства успешно перевозят пассажиров, предметы доставки и грузы большими партиями, пунктуально и по низкой стоимости, опираясь на устоявшиеся базовые технологии, которые развивались в течение длительного периода и продолжают развиваться. Города должны иметь транспортные системы, удовлетворяющие потребностям различных групп пользователей, включая пассажиров как внутри города, так и за его пределами, инвалидов и пожилых людей, а также перевозящих грузы или другие товары и посылки.

В настоящем стандарте описаны процессы планирования, проектирования, реализации, эксплуатации, обслуживания и модернизации перевозок с учетом мнений различных заинтересованных сторон с учетом потребности людей в экологически благоприятной окружающей среде. В настоящем стандарте также изложены минимальные условия, которые должны соблюдаться при эксплуатации транспортных систем, в том числе после их установки, для реализации целей умной транспортной инфраструктуры, т.е. создания эффективных транспортных систем, которые удовлетворяют или превосходят потребности пользователей при минимизации воздействия на окружающую среду.

Решения, варьирующиеся от крупномасштабного планирования и инвестиций до индивидуального выбора, могут формировать влияние транспортных систем на город. Лицам, принимающим решения, необходимо критически подумать о типах транспортных средств, а также о характеристиках и услугах этих типов транспортных средств, с тем чтобы положительное воздействие транспортной инфраструктуры перевешивало потенциальное негативное воздействие. Кроме того, с учетом того, что население и технологии меняются, лица, принимающие решения, должны осуществлять мониторинг транспортных систем с точки зрения продолжения удовлетворения транспортных целей. В настоящем стандарте описываются цели умного транспорта и предлагается поддержка для разработки комплексных планов городской мобильности, включая выбор и применение транспортных услуг.

     1 Область применения


Настоящий стандарт содержит общие руководящие указания по планированию, проектированию, разработке, организации, мониторингу, техническому обслуживанию и совершенствованию умных транспортных систем и инфраструктур, которые могут способствовать решению внутригородских и междугородних проблем, влияющих на качество жизни, окружающую среду или другие сферы деятельности города. Настоящий стандарт применяется к транспортным инфраструктурам, используемым для перемещения людей, грузов или других товаров, включая предметы доставки.

Настоящий стандарт предназначен для использования лицами, принимающими решения на уровне городов, государственными должностными лицами, страховыми компаниями, инвестиционными и финансовыми организациями, транспортными операторами и поставщиками услуг, а также производителями транспортного оборудования. В частности, настоящий стандарт предназначен для лиц, участвующих в принятии решений относительно типов транспортных средств, отвечающих требованиям доступности, удобства, низкого воздействия на окружающую среду и надежности, при одновременном удовлетворении потребностей разнообразной группы заинтересованных сторон, включая жителей и гостей города, государственные органы, транспортных операторов.

В настоящем стандарте умный транспорт рассмотрен с учетом факторов, формирующих город, таких как население, демография, местоположение, местная культура и история. В нем рассмотрены сферы услуг, функции и цели, которые должны быть достигнуты с помощью умных транспортных решений. Настоящий стандарт не содержит технических условий на построение транспортных объектов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 городская проблема (city issue): Проблема или вызов, который негативно влияет на качество жизни жителей, гостей и работников города, окружающую среду или любые другие аспекты деятельности города.

3.2 тип транспортного средства (transportation mode): Конкретные средства, с помощью которых пассажиры, грузы или товары, включая предметы доставки, перемещаются по всему городу или району.

3.3 функция транспорта (transportation feature): Характеристика транспортных технологий.

Пример - Функцией системы легкорельсового транспорта (LRT) является перевозка определенного количества пассажиров каждый час.

3.4 транспортные услуги (transportation service): Услуги, предоставление которых обеспечивается функциями транспорта (3.3).

3.5 транспортная инфраструктура (transportation infrastructure): Платформы инфраструктуры, поддерживающие транспортные услуги (3.4).

3.6 умное транспортное решение (smart transportation solution): Решение транспортной инфраструктуры (3.5), использующее информационно-коммуникационные технологии для эффективного перемещения людей, мониторинга местоположения, взаимодействия между транспортными средствами и другими элементами дорожного движения, сокращения выхлопов, безопасности использования дорог в целом.

3.7 умный транспорт (smart transportation): Транспорт, обеспечивающий умные транспортные решения (3.6) путем предоставления транспортных услуг (3.4).

3.8 личный транспорт (private transportation): Транспорт, который находится в частной собственности.

3.9 общественный транспорт (public transportation): Транспорт, предоставляемый населению.

3.10 способ транспортирования (transportation modality): Способ перевозки пассажиров, предметов доставки и грузов одним или несколькими видами общественного и/или личного транспорта.

     4 Основные принципы

     4.1 Основные идеи и цели


Пригодность или применимость любой конкретной технологии или услуг к умному транспортному решению зависит от типа транспортного средства и его технических и/или бизнес-характеристик.

Умные транспортные решения поддерживают устойчивое развитие городов и согласуются со стандартами и существующей структурой, которые также поддерживают эту цель. Например, в ГОСТ Р ИСО 37101 определены шесть целей устойчивого развития, имеющих решающее значение для развития умных и устойчивых городов:

- привлекательность;

- сохранение и оздоровление окружающей среды;

- адаптивность;

- ответственное использование ресурсов;

- связность общества;

- благосостояние.

Перечисленные ниже цели, требующие умных транспортных решений, соответствуют общим целям, указанным в таблице А.1 ГОСТ Р ИСО 37101-2018.

Кроме того, 14 потребностей городов, определенных в [1], по которым следует оценивать эффективность инфраструктуры (наличие, доступность, доступность по цене, защита и безопасность, качество услуг, эффективность эксплуатации, экономическая эффективность, доступность информации о производительности, ремонтопригодность, устойчивость, эффективное использование ресурсов, смягчение последствий изменения климата, предотвращение загрязнения и сохранение экосистемы), согласуются с одной или несколькими из перечисленных ниже целей (см. таблицу А.2).

Цели, которые необходимо учитывать при оценке эффективности перевозок в контексте умного транспорта, заключаются в следующем:

- обеспечение всех лиц, включая детей, инвалидов и маломобильные группы населения, а также экономических субъектов средствами для удобной и продуктивной жизни и экономической деятельности;

- популяризация образа жизни, не связанного с личными автомобилями;

- содействие транзитно-ориентированному проектированию;

- обеспечение удобного доступа к городским объектам;

- стимуляция экономической активности в пригородах и экономически депрессивных районах города;

- повышение конкурентоспособности и статуса города на региональном, национальном или глобальном уровне;

- уменьшение воздействия человеческой деятельности на окружающую среду;

- планирование и развитие транспортных объектов и услуг на основе подготовленных планов, ориентированных на заинтересованные стороны и учитывающих бюджетные ресурсы и сроки окупаемости, защиту и безопасность, потенциал объекта в сравнении с прогнозируемыми потребностями и экологическими последствиями;

- сохранение и приумножение живописных, эстетических, исторических, культурных и экологических ресурсов города.

     4.2 Место и цель разработки и установки транспортных инфраструктур для реализации умных транспортных решений

4.2.1 Общие положения

Транспортные функции и услуги для реализации умных транспортных решений должны быть выбраны и применены в рамках одного города либо между городами в более крупном регионе.

В процессе определения приоритетных вопросов, которые должны решать транспортные инфраструктуры, ответственные лица города должны разработать комплексный план городской мобильности, который определяет факторы, формирующие транспортные потребности и осуществляемый выбор, и сравнивает эти факторы с теми, которые формируют цели умного города.

Разработка транспортной инфраструктуры должна быть направлена на создание устойчивой системы общественного транспорта, состоящей из экологичного транспорта разного типа, пользующегося разными коридорами. В балансе всех транспортных средств необходимо давать приоритет общественному транспорту, так как это самая доступная и устойчивая часть всей транспортной системы города, позволяющая всем жителям гарантированно добраться из одной точки города в другую.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs