Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГОСТ Р МЭК 62281-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ЛИТИЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И БАТАРЕИ

Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Primary and secondary lithium cells and batteries. Transport safety. Requirements and test methods


ОКС 29.220.10
29.220.99
ОКПД2 27.20.1;
27.20.23.130;
27.20.23.140

Дата введения 2021-03-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 505-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62281:2019* "Безопасность первичных и вторичных литиевых элементов и батарей при транспортировании" (IEC 62281:2019 "Safety of primary and secondary lithium cells and batteries during transport", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р МЭК 62281-2007

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Первичные литиевые элементы и батареи впервые использованы в 1970-х гг. в военных целях. В то время коммерческий интерес в этой области был небольшой и отсутствовали промышленные стандарты. Вследствие этого Комитет экспертов по перевозке опасных грузов Организации Объединенных Наций (ООН), хотя обычно ссылался на промышленные стандарты по требованиям и методам испытаний, представил в Руководстве по испытаниям и критериям отдельный подраздел в отношении транспортирования первичных литиевых элементов и батарей, касающийся испытаний на безопасность. Между тем коммерческий интерес к первичным и вторичным (перезаряжаемым) литиевым элементам и батареям возрос, и в настоящее время уже существуют несколько промышленных стандартов. Однако существующие стандарты МЭК многообразны, не полностью гармонизированы и не обязательно относятся непосредственно к транспортированию данных продуктов. Они не подходят для использования в качестве ссылочного источника в Типовых правилах ООН. В связи с этим для согласования требований и испытаний, касающихся перевозки, подготовлен настоящий стандарт.

Настоящий стандарт распространяется на первичные и вторичные (перезаряжаемые) литиевые элементы и батареи, содержащие литий в любой химической форме: с металлическим литием, литиевыми сплавами или литий-ионные. В первичных литиевых электрохимических системах в качестве отрицательного электрода используются металлический литий и литиевый сплав; в литий-ионных вторичных электрохимических системах - интеркалированные соединения (интеркалированный литий существует в ионной или квазиатомной форме в решетке материала электрода) в положительном и отрицательном электродах.

Настоящий стандарт применяется также к литий-полимерным элементам и батареям, которые рассматриваются либо как первичные литий-металлические элементы и батареи, либо как вторичные литий-ионные элементы и батареи, в зависимости от природы материала, используемого в отрицательном электроде.

Необходимо учитывать историю транспортирования первичных и вторичных литиевых элементов и батарей. Начиная с 1970-х гг. перевезено более 10 млрд первичных литиевых элементов и батарей, а с 1990-х гг. - более 1 млрд вторичных (перезаряжаемых) литиевых элементов и батарей, использующих литий-ионную систему. Так как число первичных и вторичных литиевых элементов и батарей, подлежащих транспортированию, увеличивается, в настоящий стандарт включены испытания безопасности упаковки, используемой для перевозки этих продуктов.

Настоящий стандарт распространяется на безопасность первичных и вторичных литиевых элементов и батарей при транспортировании, а также на безопасность используемой упаковки.

В Руководстве ООН по требованиям и испытаниям [12] проводится различие между элементами и батареями c анодами из металлического лития или его сплавов, с одной стороны, и литий-ионными и литий-полимерными элементами и батареями - с другой. При этом считается, что элементы и батареи, содержащие металлический литий и его сплавы, могут быть либо первичными (неперезаряжаемыми), либо перезаряжаемыми, но литий-ионные элементы и батареи всегда рассматриваются как перезаряжаемые (аккумуляторы). Однако методы испытаний, описанные в Руководстве ООН по требованиям и методам испытаний, одинаковы как для вторичных элементов и батарей с металлическим литием и его сплавами, так и для литий-ионных и литий-полимерных элементов и батарей. При их рассмотрении следует различать маленькие и большие батареи. Батареи, собранные из элементов (первичных или вторичных) c анодами из металлического лития или его сплавов, отличаются совокупным содержанием лития во всех анодах (измеряется в граммах), в то время как аккумуляторные батареи, собранные из литий-ионных или литий-полимерных аккумуляторов, - по своей "номинальной" энергии (измеряемой в ватт-часах).

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на первичные и вторичные (перезаряжаемые) литиевые элементы и батареи и устанавливает требования безопасности при их транспортировании и методы испытаний на стойкость к воздействию внешних факторов. Требования, установленные в настоящем стандарте, не применяются в тех случаях, когда в соответствующих правилах, перечисленных в 7.3, имеются специальные положения, предусматривающие исключения.

Примечание - Для систем литий-ионных тяговых аккумуляторных батарей, используемых в электрических транспортных средствах, могут быть применены дополнительные требования безопасности, установленные в стандартах на батареи конкретного типа.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- электропедия МЭК доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО доступна на http://www.iso.org/obp.

3.1 совокупное содержание лития (aggregate lithium content): Общее содержание лития в элементах батареи.

3.2 батарея (battery): Один или более постоянно электрически соединенный элемент, установленный в корпусе, с выводами, маркировкой и защитными устройствами и т.д., необходимыми для его использования.

Примечания

1 Данное определение отличается от определения, используемого в Руководстве ООН по требованиям и испытаниям [12]. Однако порядок проведения всех испытаний в настоящем стандарте соответствует Руководству ООН.

2 Элемент, используемый в оборудовании, которое обеспечивает функции корпуса, выводов, маркировки и защитных устройств и т.д., для целей настоящего стандарта считается батареей.

[МЭК 60050-482: 2004 [1], 482-01-04, определение термина изменено путем включения термина "электрически соединенный"]

3.3 батарейная сборка (battery assembly): Батарея, состоящая из двух батарей или более.

3.4 литиевый дисковый элемент или батарея; монетный элемент или батарея (button cell or battery; coin cell or battery): Маленький круглый элемент или батарея, содержащие неводный электролит, общая высота которого меньше диаметра.

Примечание - Номинальное напряжение литиевых батарей, как правило, превышает 2 В.

[МЭК 60050-482:2004, 482-02-40, модифицированный, термин "маленький круглый элемент или батарея" заменяет "элемент цилиндрической формы", добавлены словосочетание "содержащий неводный электролит" и термин "литиевый дисковый"]

3.5 элемент (cell): Простейшее производимое изделие, которое состоит из электродов, электролита, корпуса, выводов и, как правило, сепараторов, являющееся источником электрической энергии, которая получается путем непосредственного преобразования из химической энергии.

[МЭК 60050-482:2004, 482-01-01]

3.6 составляющий элемент (component cell): Элемент, входящий в состав батареи.

3.7 цикл (вторичного (перезаряжаемого) элемента или батареи) (cycle (of a secondary (rechargeable) cell or battery): Набор операций, который выполняется на вторичном (перезаряжаемом) элементе или батарее и регулярно повторяется в той же последовательности.

Примечание - Эти операции могут состоять из последовательности разряда, за которым следует заряд, или из заряда, за которым следует разряд при определенных условиях, включая возможные периоды без нагрузки.

[МЭК 60050-482:2004, 482-05-28, модифицированный, добавлено "вторичный (перезаряжаемый)"]

3.8 цилиндрический(ая) (элемент или батарея) [cylindrical (cell or battery)]: Круглый(ая) элемент или батарея, в которых общая высота равна или больше диаметра.

[МЭК 60050-482:2004, 482-02-39, модифицированный, слова "круглый(ая) элемент или батарея" заменяют первоначальный "элемент цилиндрической формы"]

3.9 глубина разряда; ГР (depth of discharge; DOD): Доля от нормированной емкости, отданная батареей и выраженная в процентах.

3.10 первый цикл (first cycle): Начальный цикл вторичного (перезаряжаемого) элемента или батареи после завершения всех процессов производства, формировки и контроля качества.

3.11 полностью заряженный (fully charged): Степень заряженности вторичного (перезаряжаемого) элемента или батареи, соответствующая ГР=0%.

3.12 полностью разряженный (fully discharged): Степень заряженности элемента или батареи, соответствующая ГР=100%.

3.13 большая батарея (large battery): Батарея с массой брутто более 12 кг.

3.14 большой элемент (large cell): Элемент с массой брутто более 500 г.

3.15 литиевый элемент [первичный или вторичный (перезаряжаемый)ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний] [(lithium cell (primary or secondary (rechargeable)]: Элемент, содержащий неводный электролит и отрицательный электрод из лития или содержащий литий.
________________
ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний Вторичный (перезаряжаемый) элемент в русском языке также называют аккумулятором (примечание разработчика стандарта).

Примечание - В зависимости от выбранных конструктивных особенностей литиевый элемент может быть первичным или вторичным (перезаряжаемым).

[МЭК 60050-482:2004, 482-01-06, изменен, добавлена область "первичный или вторичный (перезаряжаемый)"]

3.16 содержание лития (lithium content): Масса лития в отрицательном электроде из металлического лития или литиевого сплава в неразряженном или полностью заряженном состоянии элемента или батареи.

3.17 литий-ионный элемент или батарея (lithium ion cell or battery): Перезаряжаемый неводный элемент или батарея, в которых положительный и отрицательный электроды являются соединениями внедрения, не содержащими металлического лития ни в одном из электродов.

Примечания

1 Интеркалированный литий находится в ионной или квазиатомной форме в решетке материала электрода.

2 Литий-полимерные элементы или батареи, в которых используется описанная в настоящем стандарте литий-ионная химия, рассматриваются как литий-ионные элементы или батареи.

3.18 номинальная энергия (nominal energy): Величина энергии элемента или батареи, определенная при установленных условиях и заявленная изготовителем.

Примечания

1 Номинальную энергию рассчитывают путем умножения номинального напряжения на нормированную емкость.

2 Более соответствующим термином может быть "нормированная энергия".

3.19 номинальное напряжение (nominal voltage): Условная приблизительная величина напряжения, используемая для обозначения или идентификации элемента, батареи или электрохимической системы.

[МЭК 60050-482:2004, 482-03-31]

3.20 напряжение разомкнутой цепи; НРЦ (open-circuit voltage): Напряжение на выводах элемента или батареи при отсутствии тока во внешней цепи.

[МЭК 60050-482:2004, 482-03-32, модифицированный, "при отсутствии тока во внешней цепи" заменяет "когда ток разряда равен нулю"]

3.21 первичный (элемент или батарея) [primary (cell or battery)]: Элемент или батарея, которые не предназначены для электрической подзарядки.

[МЭК 60050-482:2004, 482-01-02, модифицированный, добавлено "или батарея"]

3.22 призматический (элемент или батарея) [prismatic (cell or battery)]: Элемент или батарея, имеющие прямоугольные стороны и основания.

[МЭК 60050-482:2004, 482-02-38, с изменениями, пропущено "имеет форму параллелепипеда"]

3.23 защитные устройства (protective devices): Устройства, такие как предохранители, диоды или другие электрические или электронные ограничители тока, предназначенные для прерывания электрического тока, блокирования протекания тока в одном направлении или ограничения тока в электрической цепи.

3.24 нормированная емкость (rated capacity): Значение емкости элемента или батареи, установленное при определенных условиях и заявленное изготовителем.

Примечание - Руководство и методология определения нормированной емкости приведены в [5]-[7].

[МЭК 60050-482:2004, 482-03-15, модифицированный, включено "элемента или батареи", добавлено - примечание]

3.25 вторичный (перезаряжаемый) элемент или батарея [secondary (rechargeable) cell or battery]: Элемент или батарея, которые сконструированы таким образом, что могут быть заряжены электрически.

[МЭК 60050-482:2004, 482-01-03, модифицированный, добавлено "перезаряжаемый" и "или батарея"]

3.26 маленькая батарея (small battery): Батарея с массой брутто не более 12 кг.

3.27 маленький элемент (small cell): Элемент с массой брутто не более 500 г.

3.28 тип (для элементов или батарей) [type (for cells or batteries)]: Элемент или батарея конкретной электрохимической системы и конструкции.

3.29 неразряженный (undischarged): Степень заряженности первичного элемента или батареи, соответствующая ГР=0%.

4 Требования безопасности

4.1 Общие положения


Литиевые элементы и батареи различают по химическому составу (электродам, электролиту) и по конструкции (набивная, спиральная, стопочная). Батареи изготавливают различных геометрических форм. При проектировании должны быть предусмотрены все возможные аспекты безопасности батарей с учетом конкретной литиевой системы, выходной мощности и конфигурации батареи.

Для всех батарей должны быть учтены следующие аспекты безопасности:

a) конструкция батареи должна быть такой, чтобы предотвратить аномальное повышение температуры выше критической, установленной изготовителем;

b) конструкцией батареи должен быть предусмотрен контроль за повышением температуры, например путем ограничения протекающего тока;

c) конструкция литиевых элементов и батарей должна быть такой, чтобы уменьшить чрезмерное внутреннее давление с целью предотвращения сильного повреждения в условиях их транспортирования;

d) конструкция батарей должна быть такой, чтобы предотвратить короткое замыкание при нормальных условиях их эксплуатации и транспортирования;

e) первичные батареи, содержащие элементы или последовательно соединенные элементы, соединенные параллельно, должны быть оборудованы необходимыми эффективными средствами для предотвращения опасного обратного тока (например, диодами, плавкими предохранителями и т.д.).

4.2 План качества


У изготовителя должен быть внедрен документированный план качества (т.е. отчеты о качестве, отчеты о проверке, структура управления), определяющий порядок проверки материалов, компонентов, элементов и батарей в процессе производства, который следует применять ко всему процессу производства конкретного типа батареи. Изготовитель должен оценивать свои технологические возможности и внедрять необходимые механизмы контроля процессов, имеющих отношение к безопасности и надежности продукции.

4.3 Упаковка


Литиевые элементы и батареи должны быть упакованы таким образом, чтобы исключить внешнее короткое замыкание при нормальных условиях их транспортирования.

Примечание - Дополнительные требования к упаковке опасных грузов приведены в [13], раздел 6.1. См. также требования, приведенные в 7.3.

5 Испытание типа, выборка образцов и повторные испытания

5.1 Испытание типа


Литий-металлические и литий-ионные элементы или батареи, которые отличаются от испытуемого типа изменением:

a) массы электродов или электролита более чем на 0,1 г или 20% в зависимости от того, что больше, - для первичных элементов и батарей;

b) номинального значения энергии, Вт·ч, более чем на 20% или увеличением номинального значения напряжения более чем на 20% - для перезаряжаемых батарей, или

c) которое может привести к отказу в любом из испытаний - для элементов или батарей, должны быть рассмотрены как другой тип и подлежат обязательным испытаниям.

Примечание - Изменения, которые рассматривают как отличие от испытуемого типа настолько, что это может привести к отказу в каком-либо из испытаний, могут включать, например:

1) изменение материала анода, катода, сепаратора или электролита;

2) смену защитных устройств, включая аппаратное и программное обеспечение;

3) изменение конструкции безопасности в элементах или батареях, таких как клапан сброса;

4) изменение числа составляющих элементов, и

5) изменение типа соединения составляющих элементов, и

6) изменение массы батарей, которое может отрицательно повлиять на результат испытания и привести к отказу, если необходимо провести испытание T-4 с максимальным ускорением менее 150 ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний.

5.2 Защита от перезаряда


Испытание Т-7 вторичных батарей, не оснащенных защитой от перезаряда и предназначенных для использования исключительно в батарейном блоке или в оборудовании, которое обеспечивает такую защиту, не является обязательным.

5.3 Батарейные сборки

5.3.1 Общие положения

Как правило, испытание батарейных сборок, включая батарейные блоки, батарейные модули и другие узлы, которые могут быть собраны из батарей, проводят так же, как батареи.

5.3.2 Небольшие батарейные сборки

При испытании батарейных сборок, в которых суммарное содержание лития во всех анодах в состоянии полной заряженности составляет не более 500 г или в случае литий-ионной батареи с номинальной энергией не более 6200 Вт·ч, собранной из батарей, успешно прошедших все установленные испытания, одна батарейная сборка в полностью заряженном состоянии должна быть испытана по T-3, T-4 и T-5 и, для вторичной батарейной сборки, кроме того, по T-7.

Примечание - Термин "полностью заряженный" используется в [12] несмотря на то, что он применяется только к вторичным батарейным сборкам. Для первичных батарей соответствующим термином является "неразряженный".

5.3.3 Большие батарейные сборки

Батарейные сборки с суммарным содержанием лития более 500 г или литий-ионные батареи с номинальной энергией более 6200 Вт·ч не подвергают испытаниям, если они относятся к типу, который проверен как предотвращающий:

- перезаряд и

- короткие замыкания;

- переразряд элементов в батарее.

5.4 Батареи, являющиеся неотъемлемой частью оборудования


Испытания элементов или батарей, являющихся неотъемлемой частью оборудования, для питания которого они предназначены, и транспортируемые исключительно в установленном в оборудование состоянии, могут быть проведены в соответствии с применимыми видами испытаний в установленном в оборудование состоянии.

5.5 Выборка образцов


Испытание каждого отдельного типа батарей должно быть проведено с использованием образцов, отобранных методом случайной выборки. Число образцов для испытания типа для первичных батарей приведено в таблице 1; вторичных батарей - в таблице 2; упаковок первичных и вторичных батарей - в таблице 3.

Таблица 1 - Число испытуемых первичных батарей для испытаний типа

Испытание

Степень разряженности

Число образцов для

элементов и одноэлементных батарейГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

батарей из нескольких элементов

Испытания от T-1 до T-5

Неразряженный

10

4

Полностью разряженный

10

4

Испытание T-6

Неразряженный

5

5 составляющих элементов

Полностью разряженный

5

5 составляющих элементов

Испытание T-8

Полностью разряженный

10

10 составляющих элементов

Общее число для всех испытаний

40

8 батарей и 20 составляющих элементов

ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний Для одноэлементной батареи, содержащей уже испытанный составляющий элемент, не требуется проведение повторного испытания, если ее заряд не может привести к отказу в любом из испытаний.

См. также B.2 приложения B.

Таблица 2 - Число испытуемых вторичных батарей для испытаний типа

Испытание

Цикл и степень

Число образцов для

разряжен-
ности

элементов

одноэлементных батарейГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

батарей из нескольких элементов

маленьких

больших

маленьких

больших

Испытания от T-1 до T-5

После первого цикла полностью заряжена

10

10

10

4

2

После 25-го цикла полностью заряжена

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

2

После 50-го цикла полностью заряжена

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

4

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Испытание T-6

После первого цикла при 50% ГР

5

5

5

5 составляющих элементов

5 составляющих элементов

После 25-го цикла при 50% ГР

5

5

5

5 составляющих элементов

5 составляющих элементов

Испытание T-7

После первого цикла полностью заряжена

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

4ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

2ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

4ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

2ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

После 25-го цикла полностью заряжена

Н/ПГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

4ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

2ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

4ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

2ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Испытание T-8

После первого цикла полностью разряжена

10

10

10

10 составляющих элементовГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

10 составляющих элементовГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

После 25-го цикла полностью разряжена

10

10

10

10 составляющих элементовГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

10 составляющих элементовГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Общее число для всех испытаний

40

48

44

16 батарей и 30 составляющих элементов

8 батарей и 30 составляющих элементов

ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний Для одноэлементной батареи, содержащей уже испытанный составляющий элемент, не требуется проведения повторного испытания, если ее заряд не может привести к отказу в любом из испытаний, кроме испытанияT-7, которому подвергают только батареи.

ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний Н/П: не применяется.

ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний См. 5.2.

ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний Батареи из нескольких элементов рассматривают как защищающие от переразряда входящие в них составляющие элементы.

См. также B.2 приложения B.

Таблица 3 - Число упаковок с первичными или вторичными элементами и батареями

Испытание

Число образцов

P-1

Одна упаковка в виде, предоставляемом для транспортирования


5.6 Повторные испытания


Если тип первичного или вторичного литиевого элемента или батареи не соответствует требованиям испытаний, то до проведения повторного испытания должен(ны) быть устранен(ы) выявленный(е) недостаток(ки), вызвавший(е) отказ.

6 Методы испытаний и требования

6.1 Общие положения

6.1.1 Указание по безопасности

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - При проведении испытаний применяют те процедуры, которые могут привести к травме, если не предпринять адекватные степени опасности меры защиты.

Испытания должны проводить исключительно квалифицированные и опытные специалисты, которые обеспечены защитой, адекватной степени опасности.

6.1.2 Температура окружающей среды

Если не указано иное, то испытания проводят при температуре окружающей среды (20±5)°С.

6.1.3 Допустимые отклонения

Общая погрешность контролируемых или измеряемых значений относительно заданных или фактических значений должна находиться в следующих пределах:

a) ±1% - для напряжения;

b) ±1% - для тока;

c) ±2°C - для температуры;

d) ±0,1% - для времени;

e) ±1% - для габаритных размеров;

f) ±1% - для емкости.

Данные пределы включают в себя результирующую погрешность измерительных приборов, погрешность используемых технологий измерения и другие источники погрешностей, возникающие в процессе испытаний.

6.1.4 Предварительный разряд и предварительное циклирование

Если перед началом испытаний требуется разрядить испытуемые образцы, то их разряжают до соответствующей глубины разряда на соответствующую резистивную нагрузку, которая используется для подтверждения нормированной емкости, или постоянным током, установленным изготовителем.

Если перед началом испытаний для испытуемых образцов вторичных (перезаряжаемых) испытуемых элементов или батарей требуется предварительное циклирование, то его проводят с использованием режимов заряда и разряда, указанных изготовителем для обеспечения оптимальных характеристик и безопасности.

6.2 Критерии оценки результатов испытаний

6.2.1 Смещение

Считается, что во время испытания произошло смещение, если один или несколько испытуемых элементов или батарей, извлеченных из упаковки, не сохраняли свою первоначальную ориентацию или были подвергнуты такому воздействию, которое приводит к появлению вероятности возникновения внешнего короткого замыкания или раздавливания.

6.2.2 Деформация

Считается, что произошла деформация, если физические размеры испытуемого образца элемента или батареи изменились более чем на 10%.

6.2.3 Короткое замыкание

Считается, что во время испытания произошло короткое замыкание, если НРЦ элемента или батареи сразу после испытания составляет менее 90% значения НРЦ до испытания. Этот критерий не применяют для испытания элементов и батарей в полностью разряженном состоянииГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний.
________________
ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний Данный критерий не используют, если испытанию подвергают батарею, содержащую защитный элемент типа самовосстанавливающегося предохранителя ("полисвич", PTC) (примечание разработчика настоящего стандарта).

6.2.4 Чрезмерное повышение температуры

Считается, что во время испытания произошло чрезмерное повышение температуры, если температура внешнего корпуса элемента или батареи поднялась выше 170°С.

6.2.5 Утечка электролита

Считается, что во время испытания произошла утечка, если визуально можно наблюдать следы течи электролита или другого материала из испытуемого образца или имеются потери массы материала (за вычетом массы корпуса батареи, частей для установки или этикетки) испытуемого образца более предельных значений, указанных в таблице 4.

Потерю массы ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний вычисляют по формуле

ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний, (1)


где ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний - масса образца перед испытанием;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Название документа: ГОСТ Р МЭК 62281-2020 Первичные и вторичные литиевые элементы и батареи. Безопасность при транспортировании. Требования и методы испытаний

Номер документа: МЭК 62281-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 18 августа 2020

Дата начала действия: 01 марта 2021