Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ И УСТАНОВКИ БАТАРЕЙНЫЕ

Требования безопасности

Часть 3

Тяговые батареи

Secondary batteries and battery installations. Safety requirements. Part 3. Traction batteries


ОКС 29.220.20
29.220.30

43.040.10

ОКПД2 27.20.22.000
27.20.23.110

27.20.23.120

Дата введения 2021-03-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 августа 2020 г. N 464-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62485-3:2014* "Требования безопасности к батареям аккумуляторным и батарейным установкам. Часть 3. Тяговые батареи" (IEC 62485-3:2014 "Safety requirements for secondary batteries and battery installations - Part 3: Traction batteries", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

     

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к аккумуляторным батареям и батарейным установкам, используемым в электрических транспортных средствах, например в электрических промышленных грузовых автомобилях (включая автопогрузчики, эвакуаторы, уборочные машины, транспортные средства с автоматическим управлением), локомотивах с батарейным питанием, в электрических транспортных средствах (например, грузовые автомобили, тележки для гольфа, велосипеды, инвалидные коляски), и не распространяется на конструкцию таких транспортных средств.

Настоящий стандарт распространяется на свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металлогидридные и другие щелочные аккумуляторные батареи. Требования безопасности к литиевым аккумуляторным батареям для указанной области применения установлены в соответствующих стандартах.

Номинальное напряжение ограничено до 1000 В переменного тока и 1500 В постоянного тока и регламентирует основные меры защиты от опасности электричества, газовыделения и электролита.

Настоящий стандарт содержит требования безопасности, связанные с монтажом, эксплуатацией, контролем, техническим обслуживанием и подготовкой к снятию с эксплуатации батарей.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

IEC 60204-1, Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements (Безопасность машин. Электрооборудование машин. Часть 1. Общие требования)

IEC 60364-4-41:2005, Low-voltage electrical installations - Part 4-41: Protection for safety - Protection against electric shock (Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Защита в целях безопасности. Защита от поражения электрическим током)

IEC 60900, Live working - Hand tools for use up to 1000 V a.с and 1500 V d.c. (Работа под напряжением. Ручные инструменты для работ под напряжением до 1000 В переменного и 1500 В постоянного тока)

IEC 61140, Protection against electric shock - Common aspects for installation and equipment (Защита от поражения электрическим током. Общие положения безопасности установок и оборудования)

ISO 3864 (all parts), Graphical symbols - Safety colours and safety signs (Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности)

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аккумулятор, вторичный элемент (secondary cell): Элемент, который предназначен для электрического перезаряда.

Примечание - Перезаряд осуществляется путем обратимой химической реакции.

3.2 свинцово-кислотная батарея (Нрк. аккумуляторы) (lead dioxide lead battery, accumulators [depr.]): Аккумуляторная батарея с водным электролитом на основе разбавленной серной кислоты, положительным электродом из диоксида свинца и отрицательным электродом из свинца.

3.3 никель-кадмиевая батарея (nickel oxide cadmium battery): Аккумуляторная батарея со щелочным электролитом, положительным электродом, содержащим оксид никеля, и отрицательным электродом из кадмия.

3.4 вентилируемый аккумулятор, аккумулятор открытого типа (vented cell): Аккумулятор, имеющий крышку, снабженную отверстием, через которое продукты электролиза и испарения могут свободно выходить из него в атмосферу.

3.5 клапанно-регулируемая свинцово-кислотная батарея; VRLA (valve regulated lead-acid battery; VRLA): Аккумуляторная батарея с закрытыми аккумуляторами, имеющими клапан, который позволяет осуществлять выход газа, если внутреннее давление превышает установленное значение.

Примечание - Как правило, не предполагается доливка электролита в подобные аккумуляторы.

3.6 газонепроницаемый герметичный элемент, газонепроницаемый герметичный аккумулятор (gas-tight sealed cell, gas-tight sealed secondary cell): Аккумулятор, который остается закрытым и не выделяет ни газа, ни жидкости при работе в пределах заряда и температуры, указанных производителем.

Примечание 1 - Аккумулятор может быть оснащен предохранительным устройством для предотвращения опасно высокого внутреннего давления.

Примечание 2 - В аккумулятор не требуется добавления электролита. Аккумулятор предназначен для работы в течение всего срока службы в его первоначальном герметичном состоянии.

3.7 аккумуляторная батарея (secondary battery): Два или более аккумуляторов, соединенных вместе и используемых как источник электроэнергии.

3.8 тяговая батарея (traction battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для обеспечения энергии движения электрических транспортных средств.

3.9 моноблочная батарея (monobloc battery): Батарея с несколькими отдельными, электрически соединенными отсеками для элементов, каждый из которых предназначен для размещения сборки электродов, электролита, выводов, соединителей и, возможно, сепаратора.

Примечание - Элементы моноблочной батареи могут быть соединены последовательно или параллельно.

3.10 электролит (electrolyte): Жидкое или твердое вещество, содержащее подвижные ионы, которые обеспечивают ионную проводимость.

Примечание - Электролит может быть жидким, твердым или в виде геля.

3.11 газовыделение аккумулятора (gassing of a cell): Выделение газа в результате электролиза воды в электролите аккумулятора.

3.12 заряд батареи (charging of a battery): Процесс, во время которого аккумулятор или аккумуляторная батарея получает электрическую энергию от внешней цепи, в результате чего происходят химические изменения внутри аккумулятора, и получаемая электрическая энергия сохраняется в виде химической энергии.

3.13 выравнивающий заряд (equalisation charge): Продолжительный заряд для обеспечения одинаковой степени заряженности всех аккумуляторов в составе аккумуляторной батареи.

3.14 подзаряд (opportunity charging): Пополнение заряда батареи в свободное время в течение рабочего периода с целью предотвращения чрезмерного разряда и продления срока ее службы.

3.15 перезаряд (overcharge): Продолжение заряда полностью заряженного аккумулятора или батареи.

Примечание - Перезаряд также является следствием заряда сверх определенного предела, указанного изготовителем.

3.16 разряд, разряд батареи (discharge, dischargeof a battery): Процесс, при котором батарея при определенных условиях отдает электрическую энергию, произведенную в аккумуляторах, во внешнюю цепь.

3.17 внешнее оборудование, внешнее батарейное оборудование (peripheral equipment, battery peripheral equipment): Оборудование, установленное на батарею, которое поддерживает или контролирует ее работу.

Примечание - Примерами данного оборудования являются центральная система наполнения водой, система перемешивания электролита, система контроля батареи, центральная система дегазации, разъемы батареи (вилки и розетки), система управления температурой и т.д.

3.18 зарядное помещение (charging room): Помещение, предназначенное специально для заряда аккумуляторов.

Примечание - Помещение может также использоваться для обслуживания батареи.

3.19 зона зарядки (charging area): Открытая площадка, предназначенная для заряда аккумуляторов.

Примечание - Площадка может также использоваться для обслуживания батарей и оборудования, связанного с батареями.

4 Защита от поражения электрическим током от батареи и зарядного устройства

4.1 Общие положения


При монтаже и заряде тяговых батарей должны быть применены меры защиты от прямого и косвенного контактов в соответствии с МЭК 60364-4-41 и МЭК 61140. В настоящем стандарте представлены типичные меры защиты, применяемые при установке тяговых батарей.

При работе с батареями и цепями распределения постоянного тока, расположенными внутри оборудования, применяют меры защиты по МЭК 61140.

4.2 Защита от прямого и косвенного контакта


В батареях и установках для заряда батарей защита от прямого контакта с токоведущими частями должна быть обеспечена в соответствии с МЭК 60364-4-41.

Применяют следующие меры защиты:

- изоляцию токоведущих частей под напряжением;

- барьеры или ограждения;

- преграды;

- ограничение доступа в помещения.

От косвенного контакта применяют следующие меры защиты:

- автоматическое отключение питания;

- защитную изоляцию;

- заземление без локального эквипотенциального соединения;

- электрическое защитное разделение.

4.3 Защита при прямом и косвенном контакте при разряде тяговой батареи в транспортном средстве (батарея отсоединена от зарядного устройства/сети)

4.3.1 Для батарей с номинальным напряжением до 60 В включительно постоянного тока защита от поражения электрическим током, вызванным прямым контактом, формально не требуется, если вся установка соответствует условиям безопасного сверхнизкого напряжения (БСНН) и заземленного сверхнизкого напряжения (ЗСНН).

Примечание - Номинальное напряжение свинцово-кислотных аккумуляторов - 2,0 В; никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов - 1,2 В. При ускоренном заряде аккумуляторов максимальное напряжение должно быть 2,7 В для свинцово-кислотных и 1,6 В - для систем на основе оксида никеля.

При возникновении коротких замыканий, механических повреждений и т.п. все батареи в электрических транспортных средствах должны быть защищены от прямого контакта с токоведущими частями, даже если номинальное напряжение батареи 60 В постоянного тока или менее.

4.3.2 Для батарей с номинальным напряжением от 60 до 120 В включительно постоянного тока необходима защита от поражения электрическим током, вызванного прямым контактом.

Примечание - Батареи с номинальным напряжением до 120 В включительно постоянного тока следует считать безопасными источниками питания для систем БСНН или систем ЗСНН, см. МЭК 60364-4-41:2005, 411.1.

Применяют следующие меры защиты:

- изоляцию токоведущих частей под напряжением;

- барьеры или ограждения;

- преграды;

- ограничение доступа в помещения.

Если защиту от прямого контакта с токоведущими частями осуществляют только с помощью преград и помещений с ограниченным доступом, то доступ в помещение с батареями имеет только обученный персонал с правом доступа, также помещение следует маркировать предупреждающими надписями (см. раздел 11).

Для батарей с номинальным напряжением более 120 В постоянного тока необходимы меры защиты от прямого и косвенного контактов.

Отсеки с батареями с номинальным напряжением более 120 В постоянного тока должны быть заперты, доступ должен быть обеспечен только для обученного и уполномоченного персонала. Данные отсеки должны быть помечены соответствующими предупреждающими надписями (см. раздел 11).

Для батарей с номинальным напряжением более 120 В постоянного тока применяют следующие меры защиты от косвенного контакта:

- автоматическое отключение питания или сигнализации;

- защитную изоляцию;

- заземление без локального эквипотенциального соединения;

- электрическое защитное разделение.

4.4 Защита от прямого и косвенного контакта при заряде тяговой батареи


При использовании зарядных устройств с безопасным гальваническим разделением от питающей сети в соответствии с МЭК 61140 следует применять защитные меры БСНН или ЗСНН. Если номинальное напряжение батареи не превышает 60 В постоянного тока и если полная установка соответствует условиям БСНН или ЗСНН, то защита от прямого контакта формально не требуется.

Если зарядное устройство для батареи не соответствует этим требованиям, то следует применять меры защиты от прямого и косвенного контактов в соответствии с МЭК 60364-4-41.

При возникновении коротких замыканий, механических повреждений и т.п. все батареи в электрических транспортных средствах должны быть защищены от прямого контакта с токоведущими частями, даже если номинальное напряжение батареи 60 В постоянного тока или менее.

5 Предотвращение коротких замыканий и защита от других воздействий электрического тока

5.1 Кабели и межэлементные соединения


Кабели и межэлементные соединения батарей должны быть изолированы для предотвращения короткого замыкания.

Если из-за специфической конструкции батареи невозможно обеспечить защиту от коротких замыканий с помощью приспособлений для защиты от тока перегрузки, для соединительных кабелей между зарядным устройством, соответствующим батарейным предохранителем и батареей, между батареей и транспортным средством должна быть обеспечена защита от коротких замыканий и замыканий на землю.

Кабели должны соответствовать требованиям МЭК 60204-1.

При использовании висячего кабеля защита от коротких замыканий должна быть улучшена за счет использования одножильного кабеля в соответствии с МЭК 60204-1. Если номинальное напряжение батареи менее или равно 120 В постоянного тока, то допускается использовать висячий кабель класса H01N2D для большей гибкости.

Кабель выводов батареи должен быть зафиксирован так, чтобы предотвратить деформацию при растяжении и скручивании батарейных выводов.

Изоляция должна быть устойчивой к воздействию окружающих факторов, таких как температура, электролит, вода, пыль, химические вещества, газы, пар и механические нагрузки.

5.2 Защитные меры при обслуживании


Чтобы минимизировать риск получения травм во время работы на работающем оборудовании, находящемся под напряжением, следует использовать только изолированные инструменты в соответствии с МЭК 60900. Должны быть предусмотрены следующие меры:

- батареи не должны соединяться или отсоединяться до отключения нагрузки или зарядного тока;

- при проведении регламентного обслуживания на батарейных выводах и соединениях должны быть колпачки, минимизирующие контакт с электропроводящими деталями, находящимися под напряжением;

- до начала работы персоналом должны быть сняты с рук, запястья и шеи все металлические предметы;

- работу с аккумуляторными системами с номинальным напряжением более 120 В постоянного тока персонал должен выполнять в изолированной защитной одежде и с применением локальных изолированных покрытий для предотвращения контакта с полом или частями, связанными с землей. Изолирующая защитная одежда персонала и материал для покрытия пола должны быть антистатическими.

В целях безопасности батареи с номинальным напряжением свыше 120 В постоянного тока до начала работ по техническому обслуживанию должны быть разделены на секции номинальным напряжением 120 В или менее.

5.3 Изоляция батареи

5.3.1 Требования настоящего подраздела не распространяются на батареи, используемые в дорожно-транспортных средствах с электроприводом, где требования к изоляции установлены в стандартах на батареи конкретного применения.

5.3.2 Новая, залитая и заряженная батарея должна иметь сопротивление изоляции как минимум 1 Ом при измерении между батарейными выводами и металлическим поддоном, каркасом транспортного средства или другими проводящими структурными устройствами. Если батарея установлена более чем в одном контейнере, то это требование применяют к электрическим соединениям секций, включая металлические контейнеры для батарей.

5.3.3 Батарея, имеющая номинальное напряжение менее 120 В постоянного тока, должна иметь значение сопротивления изоляции не менее 50 Ом, умноженное на значение номинального напряжения батареи, но не менее 1 кОм при измерении между батарейными выводами и металлическим поддоном, рамами транспортного средства или другой проводящей несущей конструкцией. Если значение номинального напряжения батареи превышает 120 В постоянного тока, то значение сопротивления изоляции должно быть не менее 500 Ом, умноженное на значение номинального напряжения батареи. Если батарея установлена более чем в одном контейнере, то это требование применяют к электрическим соединениям секций, включая металлические контейнеры для батарей.

5.3.4 Сопротивление изоляции транспортного средства и тяговой батареи следует измерять раздельно. Значение напряжения при измерении сопротивления должно быть выше значения номинального напряжения батареи, но не более 100 В постоянного тока и не превышать его более чем в три раза (см. также ЕН 1175-1).

Примечание - Измерения могут быть выполнены в соответствии с процедурой, описанной в ЕН 1987-1:1997, 6.2.1.

6 Меры безопасности с применением вентиляции

6.1 Газовыделение


Во время заряда и при перезаряде происходит выделение газов из всех аккумуляторов и аккумуляторных батарей, исключая газонепроницаемые герметичные аккумуляторы, в результате электролиза воды при токе перезаряда. Образующиеся газы - водород и кислород. При выбросе их в окружающую среду возможно образование взрывоопасной смеси при превышении объемной концентрации водорода 4% в воздухе.

Чтобы избежать неправильной зарядки и/или чрезмерного выделения газа, тип зарядного устройства, его класс и характеристики должны соответствовать типу батареи в соответствии с инструкцией изготовителя. В частности, для свинцово-кислотных батарей с регулирующими клапанами и других типов батарей рекомбинационного типа следует использовать соответствующий тип зарядного устройства (см. также 6.2.3).

Если эмиссия газа, определяемая при стандартном испытании батареи, будет ниже установленной в настоящем стандарте, то снижение требований к вентиляции не допускается. Если полученные значения эмиссии газа превосходят установленные настоящим стандартом, то требования к вентиляции ужесточают.

При достижении полной степени заряженности аккумулятора (согласно закону Фарадея) происходит электролиз воды. При стандартных условиях - температуре 0°С и давлении 1013 гПа (стандартные температура и давление, принятые Международным союзом теоретической и прикладной химии):

- при прохождении 1 А·ч происходит разложение 0,336 г ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи на 0,42 л ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи + 0,21 л ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи;

- при прохождении 3 А·ч происходит разложение 1 смГОСТ Р МЭК 62485-3-2020 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи

Название документа: ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи

Номер документа: МЭК 62485-3-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 04 августа 2020

Дата начала действия: 01 марта 2021