• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил

ГОСТ 34650-2020


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА ЦЕЛЬНОКАТАНЫЕ И БАНДАЖИ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Методы неразрушающего контроля

All-rolled wheels and tyres for railway rolling stock. Nondestructive inspection methods


МКС 45.060
ОКПД 2 24.10.80.120,
24.10.80.110

Дата введения 2021-01-01


Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии" (АО "НИИ мостов")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 апреля 2020 г. N 129-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 мая 2020 г. N 237-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34650-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2021 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к методам, средствам и порядку проведения неразрушающего контроля при приемо-сдаточных и других видах контрольных испытаний цельнокатаных колес и бандажей колесных пар железнодорожного подвижного состава.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.001 Система стандартов безопасности труда. Ультразвук. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 398 Бандажи черновые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия

ГОСТ 3225 Бандажи черновые для локомотивов железных дорог колеи 1520 мм. Типы и размерыГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля
________________
ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52366-2005 "Бандажи черновые для локомотивов железных дорог широкой колеи. Типы и размеры".

ГОСТ 5000 Бандажи черновые для вагонов и тендеров железных дорог колеи 1520 мм. Размеры

ГОСТ 10791 Колеса цельнокатаные. Технические условия

ГОСТ 11018 Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

ГОСТ 14782ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
________________
ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55724-2013.

ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18353ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов
________________
ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 56542-2015.

ГОСТ 21105 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый методГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля
________________
ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 56512-2015 "Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод. Типовые технологические процессы".

ГОСТ 23479 Контроль неразрушающий. Методы оптического вида. Общие требованияГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля
________________
ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58399-2019 "Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования".

ГОСТ 23829 Контроль неразрушающий акустический. Термины и определения

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24450ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения
________________
ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55612-2013.

ГОСТ 26266 Контроль неразрушающий. Преобразователи ультразвуковые. Общие технические требованияГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля
________________
ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроляВ Российской Федерации действует ГОСТ Р 55725-2013 "Контроль неразрушающий. Преобразователи ультразвуковые пьезоэлектрические. Общие технические требования".

ГОСТ 31847 Колесные пары специального подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 32207 Колеса железнодорожного подвижного состава. Методы определения остаточных напряжений

ГОСТ 33514 Продукция железнодорожного назначения. Правила верификации методик неразрушающего контроля

ГОСТ 34513 Система неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 398, ГОСТ 10791, ГОСТ 11018, ГОСТ 14782, ГОСТ 15467, ГОСТ 16504, ГОСТ 18353, ГОСТ 21105, ГОСТ 23829, ГОСТ 24450, ГОСТ 26266, ГОСТ 32207, ГОСТ 33514, ГОСТ 34513, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 линейный индикаторный рисунок: Индикаторный рисунок, длина которого больше, чем его трехкратная ширина.

3.1.2 мера неразрушающего контроля; мера НК: Образец в виде твердого тела с моделями дефектов, являющийся средством измерения и предназначенный для воспроизведения и передачи значений физических величин, подлежащих измерениям при выполнении неразрушающего контроля с особенностями реализуемых им методов.

3.1.3 механическая обработка: Обработка цельнокатаного колеса (бандажа) при помощи механического воздействия с целью придания им размеров и параметров шероховатости, предусмотренных конструкторской документацией на механически обработанное цельнокатаное колесо (бандаж).

3.1.4 намагничивающее устройство: Устройство для создания магнитного поля на поверхности объекта контроля.

3.1.5 настроечный образец: Образец, изготовленный из объекта контроля (или его части) с естественными или искусственными дефектами, используемый для настройки и оценки параметров аппаратуры и дефектоскопических материалов при заданной технологии контроля.

3.1.6 нормальная составляющая напряженности магнитного поля: Составляющая напряженности магнитного поля, направленная перпендикулярно поверхности объекта в зоне контроля.

3.1.7 область эффективной намагниченности: Область на поверхности намагниченного объекта, в которой тангенциальная составляющая напряженности магнитного поля достаточна для проведения магнитопорошкового контроля, а отношение нормальной и тангенциальной составляющих напряженностей магнитного поля менее или равно трем.

3.1.8 остаточная намагниченность: Намагниченность (индукция), которую имеет объект контроля после снятия внешнего магнитного поля.

3.1.9 пороговый уровень амплитуды: Значение по оси ординат развертки типа А, задаваемое с целью настройки чувствительности ультразвукового дефектоскопа и (или) оценки амплитуды эхо-сигналов.

3.1.10 посадочная поверхность бандажа: Внутренняя поверхность бандажа, сопрягаемая при сборке с наружной поверхностью обода колесного центра.

3.1.11 потребитель: Предприятие, организация или иное юридическое лицо, приобретающее и (или) использующее цельнокатаные колеса (бандажи) по назначению.

3.1.12 предельная чувствительность контроля эхо-методом SП, ммГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля: Чувствительность, выражаемая площадью минимального плоскодонного искусственного отражателя, ориентированного перпендикулярно акустической оси пьезоэлектрического преобразователя и расположенного на заданном расстоянии от поверхности ввода, амплитуда эхо-сигнала от которого достигает заданного порогового уровня амплитуды.

3.1.13 изготовитель: Предприятие, организация или иное юридическое лицо, непосредственно изготавливающее цельнокатаные колеса (бандажи) и несущее ответственность за соответствие их заданным требованиям.

3.1.14 сканирование: Процесс перемещения преобразователя по поверхности объекта контроля.

3.1.15 способ магнитной суспензии: Способ магнитопорошкового контроля, при котором в качестве магнитного индикатора используют магнитную суспензию.

3.1.16 тангенциальная составляющая напряженности магнитного поля: Составляющая напряженности магнитного поля, направленная параллельно поверхности объекта в зоне контроля.

3.1.17 условная чувствительность контроля зеркально-теневым методом KУ ЗТМ, дБ: Чувствительность, выражаемая разностью между значением усиления при данной настройке дефектоскопа и значением усиления, при котором амплитуда эхо-сигнала от противоположной (донной) поверхности на бездефектном участке контролируемого элемента или меры неразрушающего контроля (настроечного образца) достигает заданного порогового уровня амплитуды.

3.1.18 условное расстояние между отражателями: минимальное расстояние между положениями пьезоэлектрического преобразователя, в которых амплитуда эхо-сигналов от отражателей равна заданному пороговому уровню амплитуды.

3.1.19 чистовой бандаж: Бандаж, прошедший механическую обработку, необходимую для комплектации (сборки) колесной пары.

3.1.20 эталонный отражатель: Отражатель в мере неразрушающего контроля или настроечном образце, используемый для настройки и (или) проверки основных параметров контроля

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЗТМ - зеркально-теневой метод;

МПК - магнитопорошковый контроль;

НК - неразрушающий контроль;

ПЭП - пьезоэлектрический преобразователь;

УЗК - ультразвуковой контроль;

УФ - ультрафиолетовый.

4 Общие положения

4.1 НК черновых бандажей, изготовленных по ГОСТ 398, ГОСТ 3225, ГОСТ 5000, и чистовых бандажей, цельнокатаных колес, изготовленных по ГОСТ 10791, для железнодорожного подвижного состава проводят при приемо-сдаточных и других видах контрольных испытаний на основании требований конструкторской документации.

4.2 НК черновых бандажей проводят с целью выявления внутренних и поверхностных дефектов, остаточных напряжений, недопустимых по требованиям ГОСТ 398 и конструкторской документации.

НК чистовых бандажей проводят с целью выявления поверхностных дефектов, недопустимых по требованиям ГОСТ 11018, ГОСТ 31847 и конструкторской документации.

НК цельнокатаных колес проводят с целью выявления внутренних и поверхностных дефектов, недопустимых по требованиям ГОСТ 10791 и конструкторской документации, а также с целью определения остаточных напряжений.

4.3 НК бандажей и цельнокатаных колес проводят акустическим (ультразвуковым), оптическим, магнитным, радиационным (рентгеновским) видами НК.

4.4 Требования к методам и методикам НК бандажей и цельнокатаных колес приведены в разделах 5 и 6 соответственно.

4.5 Допускается по согласованию изготовителя и заказчика (потребителя) применение видов и методов НК бандажей и цельнокатаных колес, нерегламентированных настоящим стандартом, если соответствующие методики НК верифицированы в соответствии с ГОСТ 33514.

4.6 Оценку соответствия черновых бандажей требованиям ГОСТ 398, чистовых бандажей - требованиям ГОСТ 11018, ГОСТ 31847 и цельнокатаных колес - требованиям ГОСТ 10791 проводят с учетом результатов НК всеми примененными видами, методами, методиками НК.

4.7 Средства НК, технологическая документация по НК, персонал по НК, а также лаборатории НК, выполняющие НК бандажей и цельнокатаных колес, должны соответствовать требованиям ГОСТ 34513.

4.8 В случае проведения верификации закупленной продукции по ГОСТ 24297 или инспекционного контроля НК следует проводить по той же технологической документации и в таком же состоянии бандажей и цельнокатаных колес, как и НК, ранее выполненный при приемо-сдаточных испытаниях. Допускается в случае проведения верификации закупленной продукции по ГОСТ 24297 проводить НК по технологической документации заказчика (потребителя), согласованной с изготовителем.

5 Требования к методам неразрушающего контроля бандажей

5.1 Методы неразрушающего контроля черновых и чистовых бандажей

5.1.1 НК черновых бандажей проводят следующими методами:

- ультразвуковым эхо-методом с целью выявления внутренних дефектов;

- визуальным методом с целью выявления поверхностных дефектов;

- рентгеновским методом с целью определения остаточных напряжений.

5.1.2 НК чистовых бандажей проводят визуальным методом и магнитопорошковым методом с целью выявления поверхностных дефектов.

5.1.3 Допускается по согласованию изготовителя и заказчика (потребителя) дополнительно проводить НК чистовых бандажей ультразвуковым эхо-методом с целью выявления внутренних дефектов с использованием схем контроля, указанных в 5.2.2, в соответствии с требованиями, приведенными в 5.2.4-5.2.6.

5.1.4 Поверхности черновых бандажей перед проведением НК должны быть очищены от загрязнений и отслаивающейся окалины.

Шероховатость посадочной поверхности чистовых бандажей должна соответствовать требованиям ГОСТ 11018 или ГОСТ 31847.

5.2 Ультразвуковой контроль черновых бандажей на отсутствие внутренних дефектов

5.2.1 При УЗК черновых бандажей эхо-методом выявлению подлежат внутренние дефекты, характеристики которых соответствуют 5.2.6.

Типы и реальные размеры внутренних дефектов не определяют.

5.2.2 УЗК черновых бандажей эхо-методом проводят с использованием следующих схем контроля:

- D1 - контроль обода с поверхности катания продольными волнами в радиальном направлении [рисунок А.1, а)];

- D2a - контроль обода с внутренней боковой поверхности (с боковой поверхности внутренней стороны бандажа) продольными волнами в осевом направлении [рисунок А.1, б)].

Номинальные значения основных параметров контроля, установленные в соответствии с требованиями ГОСТ 398, приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Номинальные значения основных параметров УЗК черновых бандажей эхо-методом по схемам D1, D2a

Основной параметр контроля

Значение

Частота ультразвуковых колебаний, МГц

От 4,0 до 5,0 включ.

Угол ввода

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля

Название документа: ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля

Номер документа: 34650-2020

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 28 мая 2020

Дата начала действия: 01 января 2021