• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил

ГОСТ Р 52709-2019


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВА ДИЗЕЛЬНЫЕ

Определение цетанового числа

Diesel fuels. Determination of cetane number


ОКС 75.160

Дата введения 2020-07-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2019 г. N 1235-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта АСТМ Д613-18 "Стандартный метод определения цетанового числа дизельных топлив" (ASTM D613-18 "Standard test method for cetane number of diesel fuel oil", NEQ)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52709-2007

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения цетанового числа - характеристики воспламеняемости дизельного топлива в единицах условной шкалы цетановых чисел с использованием стандартного одноцилиндрового четырехтактного форкамерного дизельного двигателя с непрямым впрыском топлива и переменной степенью сжатия. Особенности определения цетановых чисел с использованием метода "совпадения вспышек" приведены в 12.2.

1.2 Шкала цетановых чисел охватывает диапазон от 0 до 100, но обычно определение цетановых чисел проводят в диапазоне от 30 до 65.

1.3 Значения параметров рабочих режимов устанавливают в единицах СИ, рассматриваемых как стандартные. В скобках приведены значения в системе единиц "дюйм-фунт", рассматриваемые как справочные. Допускается проводить измерения в единицах "дюйм-фунт" в связи с наличием широкого набора дорогостоящей аппаратуры, созданной с их применением.

1.4 Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием. Конкретная предупреждающая информация приведена в приложении А.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.234 Государственная система обеспечения единства измерений. Меры вместимости стеклянные. Методика поверки

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 5066 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температур помутнения, начала кристаллизации и замерзания

ГОСТ 6709 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 12026 Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия

ГОСТ 32508 Топлива дизельные. Определение цетанового числа

ГОСТ 32511 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 принятое опорное значение; ARV (accepted reference value; ARV): Значение, служащее в качестве согласованного для сравнения, которое может быть установлено как:

- теоретическое или установленное значение, базирующееся на научных принципах;

- приписанное или аттестованное значение, базирующееся на экспериментальных работах национальной или международной организации;

- согласованное или аттестованное значение, базирующееся на совместных экспериментальных работах под руководством научной или инженерной группы.

Примечание - В контексте настоящего метода предполагают, что принятое опорное значение соответствует цетановому числу конкретных эталонных материалов, определенному эмпирически в воспроизводимых условиях национальной группой или другой признанной испытательной организацией.

3.2 цетановое число (cetane number): Количественный показатель воспламеняемости дизельного топлива, полученный сравнением данного топлива с эталонными топливами при испытаниях с применением стандартизованного двигателя.

Примечание - В контексте настоящего метода воспламеняемость характеризуется задержкой воспламенения топлива, определенной при испытании в стандартизованном двигателе с контролируемыми расходом топлива, углом опережения впрыска топлива и степенью сжатия.

3.3 степень сжатия (compression ratio): Отношение общего объема камеры сгорания, включающего форкамеру, при нахождении поршня в нижней мертвой точке (н.м.т.) к общему объему камеры сгорания при нахождении поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.).

3.4 задержка воспламенения (ignition delay): Время в градусах угла поворота коленчатого вала между началом впрыска топлива и началом его горения.

3.5 установка угла опережения впрыска (опережение впрыска) [injection timing (injection advance)]: Установка времени в градусах угла поворота коленчатого вала в цикле сжатия, при котором происходит начало впрыска топлива в камеру сгорания.

3.6 образец контроля качества (quality control sample): Стабильный и однородный материал с физическими и/или химическими свойствами, аналогичными типичным образцам, испытываемым аналитической измерительной системой, предназначенный для использования в программах обеспечения качества для определения и контроля прецизионности и стабильности измерительной системы, хранящийся надлежащим образом для обеспечения целостности образца и доступный в достаточном количестве для повторных долгосрочных испытаний.

3.7 условия повторяемости (repeatability conditions): Условия получения независимых результатов одним и тем же методом на одном и том же испытуемом материале в одной и той же лаборатории одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре за короткий промежуток времени.

Примечание - В контексте настоящего метода под коротким промежутком времени между двумя определениями понимают интервал времени, который должен превышать время, необходимое для проведения испытания одной пробы, но не превышать время, в течение которого сохраняются характеристики пробы топлива, испытательного оборудования, окружающей среды.

3.8 условия воспроизводимости (reproducibility conditions): Условия получения независимых результатов одним и тем же методом на одном и том же испытуемом материале в разных лабораториях разными операторами при применении разного оборудования.

3.9 измеритель цетанового числа (cetane meter): Электронный измерительный прибор, который отображает опережение впрыска и задержку воспламенения, получаемые на основании входящих сигналов от нескольких первичных измерительных преобразователей (датчиков).

3.10 контрольное топливо (check fuel): Применяемое при испытаниях для контроля качества топливо для дизельных двигателей с выбранными характеристиками, которое имеет принятое опорное значение цетанового числа, установленное по результатам межлабораторных испытаний.

Примечание - При оценке межлабораторных испытаний для установления ARV до вычисления среднего результата применяют критерии идентификации и исключения выбросов при уровне значимости 5%.

3.11 датчик воспламенения (combustion pickup): Первичный измерительный преобразователь давления, на который воздействует давление в цилиндре двигателя, предназначенный для указания начала сгорания.

3.12 показания микрометра ручного маховика (handwheel reading): Условное числовое значение степени сжатия, полученное по микрометрической шкале, указывающей положение поршенька переменной степени сжатия в форкамере двигателя.

3.13 давление открытия форсунки (injector opening pressure): Давление топлива, преодолевающее сопротивление пружины, удерживающей иглу распылителя форсунки в закрытом положении и, вследствие этого, вынуждающее ее подняться и осуществить впрыск топлива распылением из сопла форсунки.

3.14 датчик впрыска (injector pickup): Первичный измерительный прибор, регистрирующий перемещение штифта форсунки - начала впрыска топлива.

3.15 первичные эталонные топлива (primary reference fuels): Цетан, альфаметилнафталин (AMN), 2,2,4,4,6,8,8-гептаметилнонан [гептаметилнонан (HMN)] или 2,2,4,6,6-пентаметилгептан [пентаметилгептан (PMH)] и двухкомпонентные объемные смеси цетана с AMN, HMN или PMH, определяющие шкалу цетановых чисел.

3.16 опорные датчики (reference pickups): Первичные измерительные преобразователи или оптические датчики, установленные над маховиком двигателя, срабатывающие при прохождении индикатора на маховике и предназначенные для регистрации момента прохождения поршнем в.м.т. и калибровки измерителя задержки воспламенения.

3.17 вторичные эталонные топлива (secondary reference fuels): Смеси по объему двух выбранных пар смесей углеводородов, обозначенных как Т-топливо (с высоким значением цетанового числа) и U-топливо (с низким значением цетанового числа), с принятым опорным значением цетанового числа, установленным с использованием первичных эталонных топлив для Т-топлива и U-топлива по отдельности и для разных комбинаций из них.

4 Сущность метода


Цетановое число дизельного топлива определяют сравнением характеристик его сгорания в испытательном двигателе с характеристиками сгорания смесей эталонных топлив с известными значениями цетановых чисел при испытании в стандартных рабочих условиях. Сравнение проводят по показаниям микрометра ручного маховика для образца и двух эталонных топлив с ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа и меньшим значениями цетановых чисел, чем у образца (процедура взятия в вилку), путем изменения степени сжатия для получения специфичного угла задержки воспламенения, что позволяет провести интерполяцию цетанового числа по показаниям микрометра ручного маховика.

5 Назначение и применение


5.1 Цетановое число является показателем, характеризующим воспламеняемость топлива от сжатия в дизельных двигателях.

5.2 Настоящий метод испытаний предназначен для изготовителей двигателей, специалистов в области нефтепереработки и участников рынка нефтепродуктов, а также для использования в торговле в качестве одной из основных характеристик топлив для дизельных двигателей.

5.3 Цетановое число определяют на испытательном двигателе форкамерного типа с воспламенением от сжатия, работающем при постоянной частоте вращения. Зависимость результатов, полученных на испытательном двигателе, от эксплуатационных характеристик в полноразмерных двигателях с переменной частотой вращения и переменной нагрузкой до конца не определена.

5.4 Настоящий метод можно использовать для альтернативных топлив, таких как синтетические и растительные масла и т.п. Однако зависимость оценки таких топлив по настоящему методу от эксплуатационных характеристик в полноразмерных двигателях до конца не определена.

6 Помехи


6.1 Предупреждение - Следует защищать испытуемые образцы топлива и эталонные топлива от воздействия солнечных лучей и света ламп дневного освещения для минимизации индуцированных химических реакций, которые могут влиять на оценку цетанового числа.

6.1.1 Ультрафиолетовое излучение (УФ) с длиной волны менее 550 нм даже за короткий промежуток времени может оказать значительное влияние на результаты определения цетанового числа.

6.2 Газы и пары, присутствующие в зоне размещения установки для определения цетанового числа, могут оказывать значительное влияние на результат определения цетанового числа.

6.3 Настоящий метод не применяют для оценки цетановых чисел дизельных топлив, текучесть которых препятствует свободному перетеканию топлива под воздействием силы тяжести в топливный насос или его подаче через распылитель форсунки.

7 Аппаратура


7.1 Установка

Применяют установки с цифровым измерителем задержки воспламенения и установки с электромеханическими индикаторами, в которых используют одноцилиндровый четырехтактный двигатель, состоящий из стандартного картера с топливным насосом, цилиндра со съемной головкой форкамерного типа, охлаждающей рубашки с термосифонной системой рециркуляции, топливной системы с несколькими топливными баками с распределительным клапанным устройством, форсунки со специальным распылителем, пульта электрического управления и системы выпуска отработанных газов. Двигатель соединен через ременную передачу с электромотором, используемым для пуска двигателя, а также как средство поглощения мощности при постоянной частоте вращения при работе двигателя (пример одной из установок для определения цетанового числа приведен на рисунке 1).

7.1.1 Подробное описание и параметры установки, основного, вспомогательного и сопутствующего оборудования двигателя приведены в инструкции изготовителя по эксплуатации установки.

РИС.1

A - топливные баки; B - кожух нагревателя воздуха; C - глушитель шума всасывания воздуха; D - бюретка измерения расхода топлива; E - датчик воспламенения; F - защитное ограждение; G - ручной маховик поршенька переменной степени сжатия; H - стопорное колесо поршенька переменной степени сжатия; I - датчики маховика; J - крышка маслоналивной горловины; K - соленоид аварийного отключения топливного насоса высокого давления; L - форсунка в сборе; M - топливный насос высокого давления; N - селекторный клапан переключения топливных баков; O - масляный фильтр; P - контроль нагревателя моторного масла; Q - выключатель нагревателя воздуха; R - выключатель запуска - остановки двигателя; S - приборная панель; T - регулятор температуры всасываемого воздуха; U - цифровой измеритель цетанового числа с двойной шкалой

Рисунок 1 - Установка для определения цетанового числа


7.2 Приборы

Используют электронные измерительные приборы для регистрации установки угла опережения впрыска и задержки воспламенения, а также термометры, манометры, амперметры и другие приборы общего назначения.

7.2.1 Измеритель цетанового числа (задержки воспламенения) является основным прибором, применяемым для настоящего метода.

7.3 Оборудование для дозирования эталонных топлив

Для проведения испытания по настоящему методу требуется многократное смешение двух эталонных топлив по объему по мере необходимости. Объемы эталонных топлив должны быть измерены точно, т.к. ошибка в определении цетанового числа пропорциональна ошибке смешения.

7.3.1 Объемное смешение эталонных топлив

Обычно для подготовки смесей эталонных топлив применяют смешение по объему. Для этого используют набор из двух точных бюреток или двух точных мерных цилиндров. Требуемые объемы эталонных топлив помещают в соответствующий контейнер и тщательно перемешивают перед подачей в топливную систему двигателя.

7.3.1.1 Используют поверенные бюретки или мерную посуду вместимостью 400 или 500 смГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа с отклонением по объему не более ±0,2%. Поверку проводят по ГОСТ 8.234*.
_________________
* См. также [1].

7.3.1.2 Поверенные бюретки должны быть оснащены краном со сливным наконечником, обеспечивающим точное регулирование отмеряемого объема топлива. Размер и конструкция наконечника должны обеспечивать отсекаемый объем топлива в наконечнике не более 0,5 смГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа.

7.3.1.3 Скорость подачи топлива из распределительной системы не должна превышать 500 смГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа за 60 с.

7.3.1.4 Набор бюреток для эталонных топлив должен быть установлен таким образом и снабжаться жидкостями так, чтобы температура смешиваемых топлив не отличалась более чем на 3°С.

7.3.1.5 Информация об аппаратуре и процедура смешения эталонных топлив приведены в приложении Б.

7.3.2 Гравиметрическое смешение эталонных топлив

Для смешения эталонных топлив допускается использовать системы, позволяющие готовить заданные по объему смеси гравиметрически (по массе) на основе измеренных плотностей отдельных компонентов при условии, что применяемая система обеспечивает отклонение по объему не более ±0,2%.

7.3.2.1 Массы компонентов, эквивалентные заданной по объему смеси, вычисляют по плотности отдельных компонентов при температуре 15,56°С (60°F).

7.4 Вспомогательная аппаратура

7.4.1 Стенд для проверки распылителя форсунки

Проверяют распылитель форсунки каждый раз при снятии и установке его на место для того, чтобы убедиться в том, что начальное давление, при котором происходит впрыск топлива, отрегулировано правильно. Также проверяют форму распыла топлива. Стенды для проверки распылителя форсунки, в состав которых входят напорный цилиндр с рычажным приводом, резервуар для топлива и манометр, можно приобрести как стандартное оборудование, предназначенное для технического обслуживания и текущего ремонта дизельных двигателей.

7.4.2 Специальные инструменты для технического обслуживания и текущего ремонта

Для простого, удобного и эффективного технического обслуживания и текущего ремонта двигателя установки используют специализированные инструменты и измерительные приборы. Перечни инструментов и приборов можно получить у изготовителей установок и в организациях, предлагающих инженерно-техническое и сервисное обеспечение установок для настоящего метода испытаний.

8 Реактивы и материалы


8.1 Хладагент рубашки охлаждения цилиндра

В лабораториях, расположенных на такой высоте над уровнем моря, при которой температура кипения воды составляет (100±2)°С [(212±3)°F], в качестве хладагента в рубашке охлаждения цилиндра двигателя используют воду. В лабораториях, расположенных на большей высоте над уровнем моря, в качестве хладагента используют воду с добавлением товарного антифриза на основе этиленгликоля в количестве, достаточном для обеспечения требования по температуре кипения. Хладагент должен содержать многофункциональную присадку для снижения коррозии и предотвращения образования накипи, что может повлиять на теплопередачу и оценку результатов воспламеняемости топлива.

8.1.1 Вода должна соответствовать требованиям ГОСТ 6709.

8.2 Моторное масло

Предупреждение - Моторное масло - горючее вещество, пары вредны (см. приложение A).

Используют моторные масла, требования к которым приведены в инструкции изготовителя.

8.3 Первичные эталонные топлива

Предупреждение - Первичное эталонное топливо - горючее вещество, пары вредны (см. приложение А).

8.3.1 В качестве компонента с цетановым числом 100 используют цетан (н-гексадекан), соответствующий требованиям таблицы 1.

Таблица 1 - Требования к первичным эталонным топливам

Наименование показателя

Цетан

Гептаметил-
нонан

Пентаметил-
гептан

Метод испытания

Массовая доля основного вещества, %, не менее

99,0

98,0

99,5

Газовая хроматография


8.3.2 В качестве компонента с низким цетановым числом для смешения с цетаном можно использовать гептаметилнонан (HMN), соответствующий требованиям таблицы 1. В бинарных объемных смесях с цетаном HMN имеет принятое опорное значение цетанового числа 15.

8.3.2.1 Принятое опорное значение цетанового числа ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа любой смеси цетана и HMN определяется соотношением

ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа, (1)


где ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа - содержание цетана в смеси, % об.;

ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа - содержание HMN в смеси, % об.

8.3.3 В качестве компонента с низким цетановым числом для смешения с цетаном можно использовать пентаметилгептан (PMH), соответствующий требованиям таблицы 1. В бинарных объемных смесях с цетаном PMH имеет принятое опорное значение цетанового числа 16,3.

8.3.3.1 Принятое опорное значение цетанового числа ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа любой смеси цетана и PMH определяется соотношением

ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа, (2)


где ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа - содержание цетана в смеси, % об.;

ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа - содержание PMH в смеси, % об.

8.3.4 В качестве компонента с цетановым числом, равным 0, используют альфаметилнафталин чистотой не менее 98%, определяемой хроматографическим анализом.

8.3.5 Чтобы избежать затвердевания цетана, температура плавления которого составляет 18°С, первичные эталонные топлива хранят и используют при температуре не ниже 20°С.

8.4 Вторичные эталонные топлива*
_________________
* Таблицы для смешения серий T-топлива и U-топлива можно получить у поставщика топлива.

Предупреждение - Вторичное эталонное топливо - горючее вещество, пары вредны (см. приложение А).

8.4.1 Т-топливо - дизельное топливо, соответствующее требованиям таблицы 2.

8.4.2 U-топливо - дизельное топливо, соответствующее требованиям таблицы 2.

Таблица 2 - Требования к вторичным эталонным и контрольным топливам

Показатель

Вторичное эталонное топливо

Контрольное топливо

Метод испытания

Т-топливо

U-топливо

с низким значением цетанового числа

с высоким значением цетанового числа

Принятое опорное значение цетанового числа

73-76

19-22

38-44

50-55

По ГОСТ 32508


8.4.3 Для предотвращения кристаллизации Т-топлива и U-топлива хранят и используют при температуре выше 0°С (32°F), особенно в случае Т-топлива. Перед использованием контейнер с топливом, хранившийся при низкой температуре, нагревают до температуры не менее чем на 15°С (27°F) выше температуры помутнения топлива (см. ГОСТ 5066). Контейнер с топливом выдерживают при данной температуре не менее 30 мин, а затем содержимое тщательно перемешивают.

8.4.4 Поскольку смеси вторичных эталонных топлив оценивают в пронумерованных парах, они не являются взаимозаменяемыми с эталонными топливами из других пронумерованных пар и их не следует смешивать.

8.5 Контрольные топлива

Предупреждение - Контрольное топливо - горючее вещество, пары вредны (см. приложение А).

В качестве контрольных можно использовать следующие топлива:

- дизельные топлива, соответствующие требованиям экологического класса К5 по ГОСТ 32511 или класса N 2-D S15 дистиллятных топлив*, за исключением цетанового числа;
_________________
* См. [2].

- топливо Д - смесь, состоящую из 80% об. декалина и 20% об. цетана.

Декалин, используемый в качестве компонента контрольного топлива Д, должен иметь чистоту не менее 85%, определяемую хроматографическим анализом.

8.5.1 Контрольные топлива с низким и высоким значениями цетанового числа должны соответствовать требованиям таблицы 2.

8.5.2 Контрольное топливо Д имеет номинальное цетановое число 47,0.

9 Отбор проб


9.1 Отбор проб проводят по ГОСТ 2517**.
_________________
** См. также [3] или [4].

9.1.1 Для предотвращения воздействия УФ излучения от солнечного света или ламп дневного света пробу топлива отбирают и хранят в непрозрачном контейнере, таком как бутылка из темно-коричневого стекла, металлическая банка или контейнер из пластика с минимальной реакционной способностью.

9.2 Температура топлива

Перед испытанием температуру пробы доводят до 18°С-32°С (65°F-90°F).

9.2.1 Температура топлива должна быть не менее чем на 14°С (26°F) выше температуры помутнения топлива. Образец топлива должен быть однородным до испытания или фильтрования (см. 9.3).

Примечание - Следует учитывать температуру кипения компонентов топлива, чтобы избежать потерь низкокипящих компонентов, что может повлиять на значение цетанового числа.

9.3 Фильтрование

При необходимости перед проведением испытания пробу фильтруют при комнатной температуре и атмосферном давлении через фильтровальную бумагу типа I по ГОСТ 12026 или класса А***.
_________________
*** См. [5].

10 Основные параметры настройки двигателя, приборов и стандартные рабочие условия


10.1 Монтаж установки и ее приборного оснащения

Установку, включающую двигатель и контрольно-измерительную аппаратуру, размещают на соответствующем фундаменте и подключают к нему инженерные коммуникации. Для этого требуется инженерно-техническая поддержка, и пользователь должен нести ответственность за соблюдение законодательных ограничений и требований к монтажу.

10.1.1 Правильная работа испытательного двигателя требует сборки комплектующих двигателя и регулировки его переменных величин в соответствии с заданными требованиями. Некоторые из этих настроек установлены в спецификациях на комплектующие, другие - определяют во время сборки двигателя или после капитального ремонта, третьи - являются условиями работы двигателя, которые должен соблюдать и/или устанавливать оператор в ходе испытания.

10.2 Параметры двигателя

Значения параметров, процедуры измерения и регулировки параметров двигателя приведены в инструкции по эксплуатации установки.

10.2.1 Фазы газораспределения

Двигатель работает в четырехтактном цикле при двух оборотах коленчатого вала на каждый рабочий такт (сгорание топлива). Критическими являются моменты приближения поршня к в.м.т., открытие впускного клапана и закрытие выпускного клапана.

11 Калибровка и проверка пригодности двигателя к испытанию


11.1 Соответствие двигателя техническим требованиям

Предполагают, что двигатель эксплуатировался, все настройки и рабочие параметры установлены и соответствуют требованиям к исходным настройкам двигателя и измерительных приборов, а также стандартным рабочим режимам.

11.1.1 Для прогрева двигателя обычно требуется 1 ч, чтобы обеспечить устойчивость всех основных параметров.

11.2 Проверка рабочих характеристик с использованием контрольных топлив

Для квалификационной оценки двигателя не предусмотрена стандартизованная топливная смесь или смеси. Контрольные топлива являются наиболее подходящими средствами, позволяющими оценить пригодность двигателя для проведения испытаний.

11.2.1 Испытания проводят на одном или нескольких контрольных топливах.

11.2.2 Рабочие характеристики двигателя оценивают как удовлетворительные, если цетановое число, полученное на контрольном топливе (см. 8.5), оказывается в пределах допуска ПД, вычисляемого при применении контрольных топлив (см. 8.5.1) по формуле

ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа, (3)


где ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа - принятое опорное значение цетанового числа контрольного топлива;

1,5 - выбранный коэффициент предела допуска ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа для нормального распределения;

ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа - среднеквадратическое отклонение данных калибровки для контрольного топлива.

При применении контрольного топлива Д номинальное значение предела допуска равно ±2 единицы цетанового числа.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа

Название документа: ГОСТ Р 52709-2019 Топлива дизельные. Определение цетанового числа

Номер документа: 52709-2019

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 22 ноября 2019

Дата начала действия: 01 июля 2020
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах